Наталия ЖУЛИНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 12 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Программные задачи:
1 Систематизировать представления детей о воде и её свойствах.
2 Закрепить представления детей о круговороте воды в природе.|
3 Систематизировать представления детей о роли пресной воды в жизни всех живых существ на земле.
4 Развивать внимание, мышление, память, речь, используя методы ТРИЗ, РТВ-технологии.
5 Воспитывать ответственное и бережное отношение к воде, интерес к познанию окружающего мира.
Ход занятия
Звучит фонограмма «Шум ручья».
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Воспитатель:
– Сегодня мы поговорим о воде. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. А нужна ли вода и для чего? (ответы детей: пить, умываться)
Воспитатель вывешивает картинки с изображением различных объектов природы (человека, насекомого, птицы, животного, травы, кустарника, дерева, маленького ребенка, цветка), предлагает рассказать, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке.
Игра «Что умеет делать вода?»
– Ребята, а сейчас поиграем в игру «Что умеет делать вода?». (Течь, журчать, поить, шуметь, литься, мочить, точить, поливать, затоплять, уносить, растворять, замерзать, кипеть, охлаждать, мыть, капать.)
Игра «Где живет вода?»
Каждый ребенок должен дать свой ответ. (Вода живет в реке, в озере, в океане, в ручье, в болоте, в море, в кувшине, в стакане, в кране, в водопаде, в человеке, в бассейне, в корыте, в тазу, в чашке, в бутылке, в канистре, в машине, в луже).
Воспитатель показывает детям картину «Круговорот воды в природе» (Приложение 1).
– Откуда на Земле берется вода? (Идет дождь).
– Откуда берется дождь? (Из облаков).
– Откуда взялись облака? (Солнце светит, нагревает воду, вода испаряется, превращаясь в пар).
– Ребята, о каких двух состояниях воды мы узнали? (Жидкое и пар).
– А сейчас я, ребята, проведу опыт и покажу, как нагревается вода и как она испаряется (нагревает чайник).
– Смотрите, что появилось на стекле? (Капельки).
– Что произойдет, с водой, если ее поставить в морозильник? (Вода превратится в лед).
– Значит, вода может быть: жидкостью, паром, твердым телом.
Воспитатель: (показывает детям глобус).
– Что на глобусе изображено, синим цветом? (Вода).
– Мы видим, что на Земле, очень много воды. Намного больше, чем суши. – Какая вода пригодна для питья? (Чистая, пресная).
– Чистой, пресной воды мало, поэтому ее нужно беречь. А как беречь воду? (Экономно расходовать, закрывать кран, не выбрасывать мусор в реки и озера, не мыть машины в реках).
– Заводы и фабрики сливают в реки грязную воду и отходы, Чтобы этого избежать, нужно строить очистные сооружения.
Воспитатель:
– Ребята, какие природоохранные знаки будут напоминать о бережном отношении к воде, выберите их (Приложения 2–6).
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, одна команда должна отвечать, почему вода – это хорошо, другая – отстаивать противоположную точку зрения.
Вода – это хорошо, потому что человек не может без воды.
Вода – это плохо, потому что реки выходят из берегов и бывает наводнение.
Вода – это хорошо, потом что в реке можно купаться.
Вода – это плохо, потому что в воде можно утонуть и т.д.
Воспитатель обобщает высказывания детей: несмотря на то, что вода может иногда приносить вред, она необходима для жизни.
Не напиться, не умыться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.