Наталия ШВАКЕЛЬ,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 9 г. Лиды»,
Гродненская область
Ведущая роль в качественной реализации задач концептуального, кадрового, программно-методического сопровождения деятельности учреждения образования принадлежит диагностически спланированной и системно организованной методической работе. Именно поэтому при осуществлении годового планирования рассматривать её необходимо как целостную систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, базирующихся на выявленных проблемах, достижениях, идеях инновационного развития, направленную на повышение квалификации педагогов, развитие и совершенствование их профессионального мастерства и творчества с целью обеспечения качества образовательного процесса.
В годовом плане учреждения образования методическая работа прописывается в разделе «Работа с педагогическими кадрами».
Планирование методической работы осуществляется на основании анализа кадрового состава, мониторинга образовательного процесса, с учётом требований нормативных правовых документов, которые регламентируют особенности текущего учебного года, итогов республиканского мониторинга качества среднего образования, а также потребностей, запросов и затруднений педагогов.
В нашем учреждении образования работа осуществляется в соответствии с единой методической темой, которая актуальна, современна, имеет практическую направленность, отражает инновационную составляющую деятельности, так как с 2019 года школа работает над реализацией республиканского экспериментального проекта «Апробация модели развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде».
Методическая работа организована на диагностической основе, регламентируется Положениями о методическом совете, о методических формированиях, приказом по учреждению «Об организации методической работы», осуществляется на плановой основе и направлена на реализацию единой методической темы. В 2020/2021 учебном году она звучала так: «Предметно-методическая компетентность учителя как необходимое условие обеспечения качества его профессиональной деятельности».
Для достижения цели по созданию условий для повышения методической, предметной и профессиональной компетентности педагогов решался ряд задач:
– оказание помощи в повышении предметно-методической компетентности (освоение педагогами нормативного правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса);
– формирование мотивации педагогов на проявление творческой инициативы, повышение профессионально-личностного саморазвития (через работу постоянно действующего психолого-педагогического семинара, творческой группы педагогов, взаимопосещение учебных занятий, самообразовательную деятельность, обобщение опыта работы, мастер-классы и другие формы работы);
– стимулирование педагогов на получение более высокой квалификационной категории;
– обеспечение методической учёбы молодых и вновь прибывших специалистов (в рамках деятельности Школы молодого специалиста «Диалог»);
– повышение эффективности учебных занятий, внедрение новых форм и средств обучения и воспитания;
– координация деятельности учителей и учащихся, направленная на формирование нравственно-правовой культуры.
Структура методической работы нашего учреждения образования обеспечивает дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами.
В структуру методической работы в школе входят:
– методический совет;
– 9 предметных методических объединений;
– методическое объединение классных руководителей;
– Школа молодого педагога «Диалог»;
– постоянно действующий семинар «Деятельность педагогов по формированию национальной идентичности учащихся в образовательной среде»;
– проблемная группа «Образование пером педагога»;
– творческая группа «Готовность педагогов к формированию национальной идентичности учащихся через самообразование»;
– «Школа педагогического мастерства классного руководителя»;
– творческая группа педагогов «УникУм» (по подготовке учащихся к олимпиадам);
– педагогическая мастерская «Учиться самому, чтобы успешней учить других»;
– фестиваль методических объединений;
– психолого-педагогический консилиум «Преемственность в обучении и воспитании учащихся I и II ступеней общего среднего образования»;
– исследовательское общество «Планета Девять».
Самой значимой структурой системы методической службы учреждения образования является методический совет, который определяет основные пути совершенствования педагогической квалификации учителей, развитие их профессиональной компетентности, рассматривает актуальные проблемы, от которых зависит качество образования. Методический совет актуализирует и координирует содержание работы предметных методических формирований, обеспечивает их взаимодействие.
При планировании работы методического совета особое внимание уделяется формам его проведения. Они достаточно разнообразны: инструктивно-методическое заседание, круглый стол, методический диалог, практикум, методический мост, открытый диалог, методическая учёба, вебинар. Привлечение к активному участию в заседаниях совета руководителей методических объединений способствует формированию положительной мотивации к профессиональному саморазвитию, повышению методической грамотности.
В содержание заседаний методического совета включаются актуальные вопросы, такие как: изучение нормативных правовых документов, инструктивно-методических писем по учебным предметам, освоение способов реализации современных подходов в преподавании учебных предметов, актуализация и углубление предметных знаний педагога, использование в практике работы эффективных форм и методов работы с учащимся с различным уровнем учебной мотивации, вопросы итоговой аттестации, объективность контрольно-оценочной деятельности, реализация воспитательного потенциала учебного занятия и другие.
Текущие вопросы образовательного процесса рассматриваются в рамках межсекционной методической работы.
Привлечение к методической работе всех педагогов в рамках методического объединения даёт возможность укрепить профессиональный статус, обеспечить стимулирование творческого роста, позволяет реализовать индивидуальную траекторию личностно-профессионального развития. Работа находит своё отражение в итоговых результатах. По итогам 2020/2021 учебного года созданы методические «продукты»: методический сборник «Эффективные приёмы дифференциации обучения», сборник материалов предметных недель, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Поликультурное воспитание как необходимое направление в формировании гармоничной личности учащегося», описан опыт работы учителя-дефектолога «Развитие памяти как средство коррекции акустической дисграфии у обучающихся II–III классов».
Система методической работы способствует повышению уровня профессионального мастерства каждого учителя, что отражается в перспективном плане аттестации и своевременном её прохождении на вторую и первую квалификационные категории. Однако в последнее время проблемой для учреждения образования остаётся недостаточная мотивация педагогов на прохождение процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. В связи с этим запланирована работа проблемной группы педагогов «Педагогический опыт: формирование, представление, использование» по обобщению опыта учителей, прошедших процедуру аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. Также организовано сотрудничество с учителями-методистами учреждений образований района с целью получения информационной и методической поддержки при прохождении процедуры аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист». Целенаправленная работа обеспечила перевыполнение районного целевого показателя «Доля учителей учреждений общего среднего образования, имеющих высшую и первую квалификационную категорию» Государственной программы «Образование и молодёжная политика» на 2016–2020 годы на 4,97 %.
Анализ результатов образовательного процесса показал, что требует совершенствования работа с учащимися с различным уровнем учебной мотивации. С целью повышения уровня методической компетентности педагогов в данном направлении запланировано проведение семинара «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения учащихся с различным уровнем учебной мотивации как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса». Проблематика данного вопроса рассматривалась и в ходе заседаний всех предметных объединений, которые прошли по единой теме «Дифференциация и индивидуализация обучения как условие повышения качества знаний учащихся».
Принимаемые управленческие и организационно-педагогические меры позволяют обеспечивать положительную динамику результатов учебной деятельности учащихся.
Стабилен и выше районного средний балл учащегося по школе. Выше районных на протяжении последних лет и показатели качества знаний учащихся.
Качественное и результативное участие в олимпиадном движении является острым вопросов для всех учреждений образования. С целью улучшения организации работы педагогов с высокомотивированными учащимися были запланированы и проведены следующие методические мероприятия: семинар-практикум «Эффективные методы индивидуальной работы по подготовке учащихся к предметным олимпиадам на различных ступенях общего среднего образования», мастер-класс по использованию активных, инновационных подходов по подготовке учащихся к олимпиадам, презентация работы педагогов, учащиеся которых ежегодно становятся победителями олимпиад. Повышению результативности в этом направлении способствует и электронный образовательный ресурс «УникУм», разработанный педагогами школы, он размещён на сайте нашего учреждения образования. Практическое использование эффективных форм и методов работы с высокомотивированными учащимися было представлено в ходе проведения Панорамы открытых учебных занятий.
Для учреждения образования актуальным является вопрос организации работы с молодыми специалистами, которыми ежегодно пополняется школа. В основе планирования ключевой задачей выступает помощь начинающему учителю осознать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты и демонстрировать лучшие профессиональные качества. На реализацию поставленных задач направлена работа школы молодого специалиста «Диалог». Ежегодно проходят четыре тематических заседания, где рассматриваются наиболее значимые вопросы образовательного процесса. Организовано наставничество, проводятся индивидуальные консультации, практикумы «Шаг к мастерству», «Современный урок», «Моделирование педагогической деятельности», неделя молодого специалиста «Учиться быть учителем». Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в школе – один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду, а результат – первые победы и награды. Молодой специалист – учитель русского языка и литературы – стала победителем районного конкурса молодых специалистов учреждений и организаций Лидского района «Молодой специалист XXI века».
С целью организации деятельности педагогического коллектива по реализации экспериментального проекта «Апробация модели развития готовности педагогов к формированию национальной идентичности учащихся в межкультурной образовательной среде» в годовой план методической работы на протяжении двух лет включаются мероприятия по реализации программы эксперимента. В 2019/2020 учебном году была организована работа постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Деятельность педагогов по формированию национальной идентичности учащихся в образовательной среде». В 2020/2021 учебном году организована работа творческой группы педагогов «Готовность педагогов к формированию национальной идентичности учащихся через самообразование». Тесное взаимодействие с руководителем экспериментального проекта, деканом Гродненского областного института развития образования Л.М.Тарантей, методистами Лидского районного методического кабинета и педагогами нашего учреждения образования позволили реализовать организационно-методические задачи и апробировать научно-методическое обеспечение эксперимента. Реализация комплексно-целевого плана эксперимента, адаптированного к годовому плану нашего учреждения образования, позволяет обеспечить постоянное профессиональное и личностное развитие педагогов, стимулирует самообразовательную деятельность, способствует успешной социализации участников образовательного процесса.
Традиционной формой методической работы в учреждении образования, требующей от педагогов творческого поиска в выборе и использовании современных методов является панорама открытых учебных занятий, которые ежегодно планируются в соответствии с методической темой и задачами на учебный год.
Благодаря взаимопосещению учебных занятий у педагогов появляется возможность повысить свой методический уровень, ознакомиться с опытом работы коллег по использованию современных методов и приёмов обучения, проанализировать собственную педагогическую деятельность.
О разноплановом применении современных дидактических подходов во внеурочной предметной деятельности свидетельствует ежегодный фестиваль методических объединений. Формы проведения предметных дней разнообразны по своему содержанию, дидактическому наполнению, структуре: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, караоке, презентации, танцевально-игровые перемены, флешмобы, фотоконкурсы, дебаты, тренинги, акции.
Результатом целенаправленной и системной методической работы является участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, где они не только выступали как активные участники, но и достигали высоких результатов: диплом на международном конкурсе педагогического мастерства, сертификаты участников международных олимпиад, обучения в международных учебных центрах допрофильной подготовки, дипломы победителей международной практической онлайн-конференции, дипломы победителей Коложской областной научно-образовательной конференции. Результативно участие педагогов в районном и областном этапах конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
О качественной работе педагогов по совершенствованию современного информационно-образовательного пространства, дидактического обеспечения учреждения свидетельствуют результаты участия в конкурсах предметных кабинетов: в период с 2017 по 2020 год – четыре диплома І степени и три диплома ІІ степени.
Таким образом, планирование методической работы в нашем учреждении образования ведётся в соответствии с задачами учреждения образования и запросами педагогов. Созданы максимальные условия для совершенствования предметно-методической компетентности учителей, решаются задачи по повышению качества предметного преподавания, выполняются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организации образовательного процесса.