Елена МАКАРЧУК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область
В средней школе № 1 Дятлово с 2018/2019 учебного года реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования опыта нравственного поведения учащихся I ступени общего среднего образования» под руководством доцента кафедры содержания и методов воспитания Академии последипломного образования, кандидата педагогических наук, доцента В.И.Вязгиной. Данный проект реализуется через проведение факультативного курса «Нравственные основы этикета», который способствует формированию нравственно-волевых качеств личности. На этапе современного образования важно не только закреплять имеющийся положительный опыт поведения, но и вырабатывать навыки и привычки нравственного поведения учащихся для самостоятельной жизни.
Исходя из исследований В.И.Вязгиной, формирование опыта нравственного поведения учащихся I ступени общего среднего образования эффективнее осуществлять путем изучения правил и законов морали, практического применения знаний в типичных ситуациях повседневной жизни. Важно так построить образовательный процесс, чтобы дети не только систематически получали нравственные знания, умения и навыки, но и испытывали эмоциональные переживания, способствующие усвоению этих знаний, умений, навыков. Активные и интерактивные методы позволяют взаимодействовать не только с учителем, но и друг с другом, находиться в режиме беседы, диалога. Процесс работы с применением этих методов становится творческим, продуктивным. Поэтому применение активных методов работы является необходимым условием формирования опыта нравственного поведения.
На своих уроках учителя начальных классов используют следующие формы и методы работы: сюжетно-ролевые игры, решение проблемных задач, анализ ситуаций морального выбора, анализ конкретных ситуаций, этические беседы, групповую и парную работа, интерактивные игры, мини-инсценировки и др. Эффективными методами работы стали: игра «Кейс», решение моральных ситуаций, групповая работа «Разыгрывание ситуаций», игра «Ромашка», упражнение «Дерево Дружбы».
Игра «Кейс»
Детям предлагается подумать над следующим вопросом: «Если бы у вас был кейс, в котором могло бы поместиться только два совета, какие бы вы взяли с собой после встречи? Почему именно эти?». Эту игру можно применять как на этапе закрепления знаний, так и на этапе подведения итогов.
Решение моральных ситуаций
Учащимся предлагается ситуация, которая может произойти в их коллективе. При этом нельзя использовать реальные ситуации класса. Героев ситуаций нельзя называть именами, которые есть в классе. Дети очень быстро перенесут ситуации на этого ребенка. Они должны назвать ошибки в действии ребят и предложить варианты решений.
Пример. Ученики обедают в столовой. В супе Жене попадается лавровый лист. Ему это не нравится, и он не хочет есть суп, когда там лежит лист. Он достает лавровый лист из супа и бросает его в тарелку Руслана. Остальные ребята за столом смеются.
Вопросы детям: 1) Что вы скажете о поведении Жени? 2) Что должен сделать Руслан? 3) Как нужно было поступить? 4) Подумайте, не поступаете ли вы так, как мальчик из этой ситуации?
Групповая работа «Разыгрывание ситуаций»
Дети делятся на две группы. Каждой группе предлагаются одинаковые ситуации. Они должны их продумать и обыграть. Первая продумывает ситуацию, чтобы все слова, действия и поступки были вежливыми, другая – невежливыми.
Ситуация № 1. На уроке изобразительного искусства у мальчика сломался карандаш, а точилку он забыл дома. У соседа на столе лежит точилка. Как мальчик поступит?
Ситуация № 2. У тебя скоро день рождения. Ты хочешь пригласить своего одноклассника на праздник. Как ты это сделаешь?
Подводится итог, в каком варианте было приятно общение с друзьями и одноклассниками? Почему?
Игра «Ромашка»
Учитель подходит к каждому ученику с ромашкой (лепестков – по количеству учащихся). Ученик отрывает один лепесток и пишет имя одноклассника, перед которым чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова «Лети, лети лепесток…», подходит к этому человеку, кладет лепесток на парту и просит прощения.
Вывод: после того, как обидел человека (специально или случайно), нужно попросить прощения. Легче и спокойнее на душе станет не только тому, у кого попросили прощения, но и у того, кто просил.
Упражнение «Дерево Дружбы»
Детям предлагается создать дерево дружбы в классе. Учитель демонстрирует ствол дерева без листвы. На партах у детей лежат ладошки. Это будут листья. Детям необходимо вспомнить законы дружбы, которые они разобрали на уроке (на доске вывешены законы, чтобы дети могли к ним еще раз обратиться). Выберите тот, который вы считаете самым главным в дружбе и запишите на ладошку. Затем дети прикрепляют свои листья к дереву так, чтобы были видны законы.
Вместе с учителем делается вывод, что все правила важны и их нужно соблюдать. Дерево остается в классе.
Применение активных методов и приемов работы позволяет развивать умение учащихся анализировать собственное поведение, применять правильную модель поведения в жизни. Необходимо помнить, что при выборе из большого спектра активных методов, нужно учитывать индивидуальную особенность вашего коллектива.
Использованные источники:
1 Вязгина, В.И. Организация опыта нравственного поведения у младших школьников / Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / К.В.Гавриловец [и др.]; под ред. профессора К.В.Гавриловец. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – С. 29–65, С. 191–216.
2 Вязгина, В.И. Ценностные предпочтения – основа нравственного поведения детей младшего школьного возраста / В.И.Вязгина // Пачатковая школа. – 2014. – № 2. – С. 38–42.
3 Вязгина, В.И. Активные формы обучения в процессе повышения квалификации слушателей: обеспечение качества образования / В.И.Вязгина // Адукацыя і выхаванне. – 2019. – № 1.