Экологический праздник «Вальс цветов»

- 20:49Методичка, Начальная школа. Внеклассная работа

 

Лилия ПАЛТО,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 им. Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область

 

 

 

Теоретический материал представлен экологическим журналом «Радуга», который состоит из семи страниц и соответствует цветам радуги. Материал представлен в виде конкурсов: «Хоровод лепестков», «Сказочный», «Цветочные имена», кроссворд «Найди все растения». Практический материал представлен акцией «Украсим нашу планету».

 

Цель: расширить знания учащихся о цветах.

Задачи:

– воспитывать чувство прекрасного, желание беречь и выращивать растения, своими руками творить красоту;
– развивать чувство ответственности за экологическую обстановку на родной земле, музыкальную отзывчивость, творческие способности учащихся.

Материалы и оборудование: П.И.Чайковский «Вальс цветов» (запись), карточки с заданиями, бумага, раздаточный материал (части цветка), карандаши, ручки, гербарий, букет лекарственных растений, видеофильм «Безмолвная красота цветов», разноцветные ленты для презентации страниц журнала «Радуга», Красная книга Республики Беларусь, фотографии.

Оформление: выставка книг, фотовыставка «Вальс цветов», рисунки детей.

Возрастная группа: учащиеся I ступени общего среднего образования.

Предварительная работа для учащихся (распределение учащихся в 4 группы по 4 человека):

1 группа – тема «Загадки»;
2 группа – тема «Стихотворения»;
3 группа – тема «Легенды»;
4 группа – тема «Басни».

Оборудование групп для самостоятельной работы: интернет-ресурсы, энциклопедии, схемы, таблицы.

Предварительная работа для родителей: выбор и покупка саженцев роз.

Совместная работа родителей и детей: создание фотоальбома «Вальс цветов».

Ожидаемые результаты:

– учащиеся расширят знания о многообразии цветов, произрастающих на территории Свислочского района;
– у детей сформируется чувство прекрасного окружающего мира, желание беречь и выращивать цветы своими руками, творить красоту;
– экологический праздник пробудит у родителей желание привлекать детей к совместному труду по оформлению и содержанию цветочных клумб.

 

Ход мероприятия

1 Организация коммуникации

Танец детей с разноцветными лентами под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Ведущий 1:

На нашей огромной планете много самых разных цветов. Цветы – это символ красоты. Они дарят нам хорошее настроение и радость, украшают нашу жизнь.

Ведущий 2.

С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются неизменной любовью у всех народов.

Ведущий 3.

О любви наших предков к цветам свидетельствуют фрески, старинные рукописи, вышивка на скатертях и полотенцах.

Ведущий 4.

Цветы сопровождают нас повсюду, отражая состояние души, отно­шение к миру, символизируя собой любовь, нежность, дружбу. Цветами встречают новорождённых, устилают путь победителей, чествуют юбиляров. Цветы, преподнесённые в подарок человеком, обладающим фантазией и знаниями, всегда что-то символизируют: лилии – невинность, фиалки – сокровенность, плющ – дружбу, гиацинт – шутку и т. д.

Ведущий 5.

Вы знаете, как появились цветы? Нет? Вот послушайте…

А расскажет об этом сказка… [6]

Однажды убегал Иван – Царевич от Бабы-Яги. Доехал он до большой реки и видит – а моста-то нет. Махнул Иван-Царевич три раза платочком в правую сторону – повисла над рекой волшебная радуга. Он и переехал по ней на другой берег. Затем махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком.

Бросилась Баба-Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а тот вдруг разломался.

Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие-мелкие осколки. Эти осколки тут же превратились в цветы и разлетелись по всему белому свету…

 

2 Формулировка цели и задач. Мотивация.

– Я знаю цветы…

– Я знаю о цветах…

– Я хочу узнать о цветах… (постановка цели и задач)

– Что поможет нам достичь успеха?

Задание на доске:

                                        старание, разговоры, лень, внимание, выводы

Учитель:

– Добавьте нужные слова в формулу. Прочитайте, что получилось.

Дети:

Старание + внимание + выводы = УСПЕХ

Народная мудрость гласит: «Начиная работу, мы должны точно знать, куда мы придём»

План работы:

Теоретический материал

Практическая часть

Экологический журнал «Радуга»

Посадка роз
на школьной территории

 

3 Экологический журнал «Радуга

Игра «Цветочный алфавит»

     Цель: формирование осознанного понимания основных экологических ценностей: чистый воздух, чистая вода, богатство видов флоры, красоты ландшафта

     Ход игры:

На доске в алфавитном порядке прикрепляются буквы. Под каждой буквой надо прикрепить карточку с изображением цветка.

Видеофильм «Безмолвная красота цветов». (Мнение ребят после просмотра видеофильма).

Отправляемся в путешествие! А поможет нам журнал «Радуга»!

 

Первая страница журнала «Радуга» (красный цвет)

Фотовыставка «Растения, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь» (На доске фото – венерин башмачок настоящий, кувшинка белая, первоцвет высокий, купальница европейская, ветреница лесная, кубышка малая, колокольчик широколистный, ветреница лесная).

Рубрика «Это надо знать!»

Учитель:

Дети, а вы знаете, что такое Красная книга? (Высказывания детей.)

Красная книга – это сборник статей с описанием редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, грибов и растений. В этой книге дается описание внешнего вида, мест обитания и биологических особенностей каждого вида, существование которого находится под угрозой. Красные книги бывают международные, национальные и региональные. Они – результат учета сведений об исчезающих видах, как в глобальном масштабе, так и отдельных странах. Ученые нашей страны сегодня предлагают дополнить Красную книгу еще 10 видами новых растений. Это грузовик простой, многорядник Брауна, многорядник шиповатый, костенец чёрный, прострел раскрытый, горошек зарослевый, ленец бесприцветничковый, надбородник безлистный, офрис насекомоносный. [1]

 Вывод детей:

Человек имеет право срезать только те цветы, которые вырастил сам.

 

Вторая страница журнала «Радуга» (оранжевый цвет)

Конкурс «Хоровод лепестков»

1 Как называются цветы берёзы? (Серёжки.)

2 У какого растения птичий глаз? (Вороний глаз.)

3 Какой цветок называют последней улыбкой осени? (Астра.)

4 Какое растение с нежными голубыми цветочками, растущее на полях, помогает нам одеваться? (Лён.)

5 Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений? (Мак.)

6 Сок какого хищного растения применяется для выведения бородавок? (Росянка.)

7 Какое растение называют водяной красавицей? (Белая кувшинка.)

8 Какие растения являются главными источниками сахара? (Сахарный тростник, сахарная свёкла.)

9 Какое растение получило прозвище полевая рябинка? (Пижма.)

10 Какое растение считают царицей цветов? (Роза.)

 

Третья страница журнала «Радуга» (жёлтый цвет)

Загадочный мир цветов. Легенды

Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (василек)

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: «Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание, леса – таинственный шёпот. И только ты не выражаешь признательности». «Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Весной украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю её золотом». «Хорошо, – сказало небо, – если ты не сможешь подняться ко мне, я само сойду к тебе». В то же мгновение произошло чудо: среди колосьев выросли великолепные синие цветы, похожие на небо. С тех пор колосья при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Родовое название василька «центауре» произошло от древнегреческого существа центавра, который соком василька залечил раны, нанесённые Гераклом. Водный отвар васильков считается прекрасным средством от воспаления глаз.

Василёк – поэтический символ белорусского края. [2]

Замечательный цветок,
Словно яркий мотылёк,
Пышный, словно пан,
Нежный бархатный… (тюльпан)

Когда-то в цветке тюльпана было спрятано человеческое счастье. Кто бы ни пытался, какой бы силой ни обладал, раскрыть бутон не мог. Но вот к нему прикоснулись детские руки. Цветок распустился – и к людям пришло счастье.

Голландия известна как страна тюльпанов. Однако родина цветка – Турция, а слово «тюльпан» – искажённое голландцами слово «тюрбан» (турецкий головной убор). Тюльпаны были завезены в Голландию из Турции в XVI веке. Все, кто мог, разводили, выращивали и продавали тюльпаны, стремясь к обогащению. Говорят, что на одном здании в Амстердаме до сих пор сохранилась доска с надписью о том, что два дома были куплены за три луковицы тюльпана.

Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (нарцисс)

Этот хрупкий цветок любят все. Им восхищаются. Он покоряет своей красотой и изяществом.

…Был у речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы сын. Однажды обратились родители к прорицателю Тиресию с просьбой предсказать его судьбу. Ответ был неожиданным – мальчик доживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс вырос очень красивым юношей. Влюбилась в него нимфа Эхо. Самовлюбленный молодой человек отверг её чувства.

Спустя некоторое время увидел Нарцисс в воде собственное отражение и влюбился в него, любовь к себе была так сильна, что от этой любви он умер. А в память о нем остался красивый, ароматный цветочек, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться своим отражением в воде.

Я капризна и нежна,
И к любому празднику нужна.
Могу быть белой, жёлтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (роза)

В народе называют ее «царица цветов». С давних времен роза считалась и остается символом красоты и совершенства.

В Древнем Риме и в Древней Греции роза была символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно легенде, Афродита появилась на свет, выйдя из моря. Тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из нее появилась первая роза с ослепительно-белыми лепестками.

А еще розу называют цветком богородицы. Художники изображают Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означает ее радость, из красных ее страдания, а из желтых – её славу.

 

Танец детей с разноцветными лентами под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов».

 

Четвертая страница журнала «Радуга» (зелёный цвет)

Конкурс «Сказочный»

Задание: назвать сказку и автора.

     1 В чашечке какого цветка «на зелёном стульчике сидела крошечная девочка»? (Тюльпан. «Дюймовочка», X. К.Андерсен.)

     2 Ради какого цветка Данила-мастер ушёл в горы? (Каменного. «Каменный цветок», П.П.Бажов.)

     3 Лепесток какого цветка помог больному мальчику стать здоровым? (Цветик-семицветик. «Цветик-семицветик», В.П.Катаев.)

     4 В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков? (В Цветочном городе. «Приключения Незнайки и его друзей», Н.Н.Носов.)

     5 За какими цветами среди зимы отправилась в лес добрая девочка? (Подснежники. «Двенадцать месяцев», С.Я.Маршак.)

 

Пятая страница журнала «Радуга» (голубой цвет)

Конкурс кроссвордов. (Работа в группах)

Кроссворд «Найди все растения»

В каждой строчке необходимо отыскать название растения.

РПГРИРИРИСТШКС

ПШОУРЛИЛИЯУТШКВИР

РЛВЕГВОЗДИКАКВАЛ

ЛОПТЛОНАРЦИССЧАПОТ

РТПКЩВАСИЛЁКПАЦ

ТВЛАТЮЛЬПАНИВР

ЛГРОМАШКАБАЛОТК

ПВЛОДУВАНЧИКПВО

ШДРОПОДОРОЖНИКЦК

РОКРАПИВАДБВ

 

Шестая страница журнала «Радуга» (синий цвет)

Конкурс «Портрет»

Задание: Перед вами – букет цветов. Он состоит из лекарственных растений. Отыщите их.

     1 Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт оно там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку. (Подорожник большой.)

     2 Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха.)

     3 Собачьей розой называли его древние греки, так как считали лучшим средством от укуса собак. А в Беларуси его называют «шыпшына». Отвар из его плодов в виде настоя применяют как витаминный препарат. (Шиповник собачий.)

     4 В честь этого растения назван один из летних месяцев, а мёд, собранный с цветов этого растения, ценится выше всех других сортов мёда. Отвар этого растения – незаменимое средство от простуды. (Липа мелколистная.)

     5 Местное название этого растения – «полуница», «суницы». Отвар растения пьют как чай при простудных заболеваниях. (Земляника лесная.)

     6 Это растение улучшает пищеварение, обладает противовоспалительным действием. Листья добавляют в салаты. Они также являются основой для производства прохладительного напитка «Тархун». (Полынь горькая) [3]

 

Седьмая страница журнала «Радуга» (фиолетовый цвет)

Конкурс «Цветочные имена»

Назовите как можно больше женских и мужских «цветочных имён».

 

Конкурс пословиц о цветах. [4]

Вам необходимо дописать вторую часть пословицы.

1 У хорошего цветовода –       (хороший сад).

2 Аленький цветок        (бросается в глазок).

3 На хороший цветок    (летит мотылёк).

4 Не с одного цветка пчёлка (мёд берёт).

5 Весна красна цветами, а      (осень плодами).

6 Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу –        (…лекарство). 

 

Игра «Ромашка»

Вот эта ромашка – не просто цветок
А ну-ка, скорей оторви лепесток!
На нём прочитаешь задание.
А ну-ка, проверь свои знания!

Задание 1. Придумать загадки о цветах.

Задание 2. Назвать весенние цветы.

Задание 3. Спеть песню о цветах.

 

4 Итог теоретической части праздника 

(Выход детей с разноцветными лентами в виде радуги)

Я знаю о цветах…

Я новое узнал….  

Я понял… (мнение детей)

 

5 Рефлексия

Высказать мнение лепестками разного цвета. Вот что они означают:

– зеленый: я понимаю, что надо беречь… Я всегда это делаю.

– жёлтый: я не совсем понимаю, для чего надо беречь… Я не всегда это делаю.

– красный: меня проблема не … Мне все равно.

 

6 Акция «Украсим нашу планету» (посадка роз)

Цель: формировать экологически ориентированное поведение учащихся через реализацию практических дел, улучшающих качество окружающей среды.

 

Практическая деятельность (выход на территорию школы)

Инвентарь: лопаты, лейка, грабли, саженцы роз.

Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Кустик розы
Посадит сейчас!

(Учитель объясняет, а затем все вместе высаживают розы)

При посадке роз выбираем открытое, освещенное солнцем и защищенное от холодов место. Посадку рекомендовано выполнять в первой половине дня. Посадочные ямы готовят размером 50×50см, саженец устанавливаем в яму, расправляют корни и присыпают землей, тщательно уплотняя ее, чтобы между корнями землей не было пустот, и обильно поливают.

Покупка саженцев

Посадка

Кол-во
штук

Полив

Прополка

Штук

%сохр.

1

18.04.

30.04.

6

Ежедневно в течение 14  дней; затем по мере необходимости

По мере необходимости
(2 раза
в  неделю)

6

100

Итог:

Ребята, вы молодцы! Сейчас на клумбе есть и наши цветы, которые будут радовать красотой всех учащихся и учителей нашей школы! (фотоальбом)

Кто любит цветы, тот не может быть злым. Они наполняют душу невыразимым чувством близости к природе, дарят радость, лёгкость, красоту.

Мир цветов таинствен и чудесен. Любуйтесь им, изучайте и защищайте его. Это даёт надежду на то, что в скором времени тревожный список Красной книги станет сокращаться. Мы не дадим исчезнуть нашим зелёным друзьям! [5]

Земля – прекрасный, добрый дом –
Богатства щедро дарит людям
Чтоб всем жилось уютно в нем,
Беречь, любить его мы будем!

 

 

Список использованных источников

1 Палто, Л.Д. Экологическое образование и воспитание.
2 1 ступень общего среднего образования // Экологія. – 2011. – № 12.
3 Палто, Л.Д. Экологическое образование и воспитание. Экологическое краеведение // Экалогія. – 2012. – № 1.
4 Палто, Л.Д. Роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников // Экалогія. – 2012. – № 1.
5 Палто, Л.Д. Экологическое образование и воспитание. Беловежская Пуща // Экалогія. – 2012. – № 1.
6 Палто, Л.Д. Экологическое образование и воспитание. Удивительные уголки Свислочского края // Экалогія. – 2012. – № 2.
7 Статкевич, А.А. Легенды о цветах //А.А.Статкевич. – Минск : Белорус. Энцыкл. імя П.Броўкі. – 2012. – 16 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий