Технологическая карта мастер-класса «Воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»

- 8:51Дошкольное образование. Мастер-класс, Методичка

 

Автор делится с участниками мастер-класса опытом использования художественной литературы в работе по воспитанию основ экологической культуры дошкольников.

 

Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный УМК»,
Гомельская область

mila_sima2@mail.ru

 

 

 

Цель: формирование представлений об использовании средств художественной литературы в работе по воспитанию основ экологической культуры.

Задачи:

– совершенствовать знания участников мастер-класса об использовании средств художественной литературы в работе по воспитанию основ экологической культуры;
– повысить компетентность участников мастер-класса в вопросах организации работы по воспитанию основ экологической культуры посредством художественного слова;
– организовать работу участников мастер-класса по ознакомлению с приемами работы с литературным произведением в процессе формирования основ экологической культуры;
– упражнять в моделировании форм и приемов организации работы с литературным произведением в контексте экологических представлений;
– содействовать осознанию участниками мастер-класса значимости и актуальности приобретенного опыта.

Оборудование: стикеры, бейджи, памятки-буклеты, канцелярские принадлежности, раздаточный материал, мультимедийная презентация, мультипликационный фильм по сюжету рассказа.

 

Ход проведения

 

I Ориентировочно-мотивационный этап

Участники мастер-класса, получив бейджи, пишут на них свои имена и рассаживаются за столы.

«Приветствие»

Добрый день. Я рада сегодня с вами работать, уважаемые коллеги! Позвольте мне именно так к вам обращаться.

 

«Ассоциации»

Модератор обращает внимание на экран и предлагает назвать ключевые слова, определяющие тему мастер-класса.

Обратите внимание на экран. Что общего между картинками на слайде? (Экология) Какое слово объединяет картинки следующего слайда? (Художественная литература).

Совершенно верно. И сейчас вы определили ключевые слова темы мастер-класса «Воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Тема мастер-класса – на экране.

 

II Этап целеполагания

В ходе нашего сегодняшнего общения мне бы хотелось вместе с вами реализовать задачи, которые представлены на слайде.

Задачи мастер-класса представлены на слайде.

Но для меня очень важно знать, что вы ожидаете от мастер-класса.

Модератор обращает внимание на импровизированную книжную полку.

И для этого я вас хочу пригласить в небольшую библиотеку. Ни для кого не секрет, что книга – источник знаний. На полке этой библиотеки находятся непростые книги:

     – букварь для тех, кто в ожидании новых открытий и знаний,

     – страницы толкового словаря адресованы тем, кто ожидает от мастер-класса возможности дополнить имеющиеся знания по данной теме,

     – энциклопедия открыта для усовершенствования багажа ваших знаний.

Разместите стикеры с вашими ожиданиями на страницах книг. Уверена, что вы справитесь менее чем за минуту.

Участники мастер-класса размещают ожидания на страницах книг.

Слаженность и эффективность мастер-класса зависит от тех правил, которые в нем будут для всех участников. Они размещены на слайде.

Модератор озвучивает правила мастер-класса.

 

III Актуализация субъективного опыта участников

Упражнение-тест «Глубокое погружение»

Модератор обращает внимание на экран и предлагает назвать яркие элементы слайдов.

Обратите внимание на экран. Что вам запомнилось из просмотренного? Что для вас было более значимо и ярко в этих слайдах?

Участники мастер-класса перечисляют яркие детали слайдов.

Подобно быстро сменяющимся слайдам, наш стремительный ритм жизни часто приводит к тому, что мы не замечаем на скамейке голубя или маленький цветок, что затерялся в мегаполисе.

Вот с такой проблемой столкнулась и я в своей педагогической деятельности, когда мои воспитанники могли пройти мимо красивого цветка на клумбе и не заметить его красоту, когда сломанная ветка не тревожила их, а кормушка зимой не впечатляла. Вырастить и воспитать защитника природы, обогатить детей знаниями, научить их любить и беречь природу – одна из задач учебной программы дошкольного образования.

 

IV Информационно-деятельностный этап

1 «Мозговой штурм»

Но что такое экологическая культура в вашем понимании?

Участники мастер-класса высказывают свои ассоциации относительно понятия «экологическая культура». Модератор подводит общий итог и демонстрирует на экране компоненты экологической культуры.

Все верно. Экологическая культура – это система экологических знаний, мышления, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, которые касаются взаимоотношения человека и природы.

 

2 «Пирамида значимости»

А как же воспитать экологически культурного человека? Какие методы и приемы в арсенале должны быть у педагога?

Участники мастер-класса предлагают свои варианты.

Я с вами полностью согласна. А теперь мне было бы интересно узнать ваше мнение относительно более значимых методов и приемов в работе с детьми по экологическому воспитанию.

Из десяти вариантов, которые я вам предлагаю, нужно выбрать только три более эффективных на ваш взгляд и расположить их на пирамиде значимости.

Участники из предложенных вариантов составляют пирамиды и аргументируют свой выбор.

Ваши пирамиды еще раз доказывают, что шаблонов в нашей работе нет, и у каждого педагога свой выбор в способах достижения поставленной цели. А я сделала выбор в пользу художественной литературы.

Пирамида на экране.

А почему? На этот вопрос я вам отвечу в ходе мастер-класса.

В своей педагогической деятельности я активно использую средства художественной литературы, основываясь на методическом инструментарии и технологии работы с текстом Нины Александровны Куксовой.

Модератор обращает внимание участников мастер-класса на экран, где представлен методический инструментарий.

Из схемы видно, насколько широка вариативность методов и приемов работы с литературным произведением. И это оправдано и обосновано деятельностью педагога. Сегодня на примере рассказа Л.Толстого «Птичка» я покажу, как можно работать с текстом, решая помимо задач приобщения воспитанников к художественной литературе, еще и задачи воспитания основ экологической культуры.

 

3 «Технология этюдов-панорам»

Как понять ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо? Чтобы у детей воспитать правильное и гуманное отношение к миру природы, необходимо сформировать у них представления о нем. С этой целью я использую технологию этюдов-панорам.

Модератор обращает внимание участников мастер-класса на экран, где представлены приемы технологии этюдов-панорам.

Эта технология позволяет в ходе работы с текстом выходить за рамки сюжета, моделировать и решать проблемные ситуации, переносить на себя поведение героев.

 

4 Творческое задание «Мастера рассказа»

Предлагаю вам творчески подойти к предложенному рассказу и с помощью приема «Расскажи от имени» попробовать рассказать эту историю от лица главных героев: мальчика Сережи, его мамы, дяди и самого чижа.

Участники мастер-класса придумывают свои варианты рассказа после чего, демонстрируют полученный вариант.

Сейчас вы согласитесь, что, рассказывая одну и ту же историю от лица разных героев, мы не только меняем саму историю, делаем более понятным мотив действий героев, их настроение и чувства.

На экране текст рассказа.

 

5 Мультипликация

Особый интерес дети проявляют к сочинению и драматизации сказок и рассказов о природе. Я решила это сделать нестандартно. Не всегда финал сказки или рассказа устраивает: нас возмущает поведение и поступки персонажей, расстраивает гибель героя, мы переживаем за разрушенное гнездо или сломанную ветку. И чтобы это изменить, я использую прием «Выручим из беды героя». Фантазия детей безгранична: они наделяют героя новыми качествами характера, вводят новый персонаж, меняют место события – делают все то, что помогает герою.

 

6 Творческое задание «Режиссеры»

Приглашаю вас в студию «Экомультик». Работа в студии позволяет вывести драматизацию на более современный уровень – на уровень мультипликационного фильма.

Вашему вниманию мультипликационный фильм по сюжету рассказа «Птичка». После просмотра я вам предлагаю придумать свой финал истории.

Участникам мастер-класса демонстрируется мультипликационный фильм, после чего в группах обсуждается и придумывается продолжение мультфильма с изготовлением и озвучкой кадров.

А сейчас вашему вниманию – вариант моих воспитанников.

Участникам демонстрируется продолжение мультфильма.

Как вы думаете, какие задачи экологического воспитания были решены с помощью приема «Выручи из беды героя»?

Участники мастер-класса называют свои предложения.

Все, что вы сказали, совершенно верно, и это есть составляющие экологического поведения и экологического мышления.

 

7 Художественные центры

Для закрепления приобретенных экологических знаний в работе с литературным произведением используются художественные центры. Работа в центрах предполагает выполнение различных заданий: конструирование моделей и схем, дополнение сюжета энциклопедическими данными, установление причинно-следственных связей, определение выводов.

Модератор обращает внимание участников мастер-класса на экран, где представлены художественные центры.

 

8 Творческое задание «Творческая мастерская»

Сейчас я вам тоже предлагаю побыть на некоторое время мудрецами, фантазерами, конструкторами и знатоками. У каждой их групп будут определенные задания, а работать мы будем с тем же рассказом «Птичка».

Текст литературного произведения на экране. Участники мастер-касса выполняют задание, после чего демонстрируют результат.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, в чем эффективность работы в художественных центрах?

Участники мастер-класса называют свои предложения.

Вы правильно заметили. Художественные центры – это та форма работы, которая позволяет каждому ребенку проявить себя, поделиться своим опытом с другими по принципу «равный обучает равного».

 

V Рефлексивный этап

Задание «Ценный совет»

Любой мастер-класс чему-то учит: или тому, как надо что-то делать, или тому, как делать не нужно. Есть у мудрейших много изречений. Я предлагаю вам выбрать то изречение, которое ближе для вас по итогам нашего мастер-класса.

Модератор предлагает участникам семинара заняться поиском полезных советов по итогам мастер-класса. На эту работу отводится 5 минут. Каждая группа получает «пакет с премудростями». За 3–4 минуты каждая группа путем обсуждения выбирает самый ценный совет из представленных в пакете и аргументирует свой выбор. Если ни один из представленных советов не понравился, группа может предложить свой совет или скомбинировать новый совет из нескольких представленных. После выступления представителей всех групп докладчик подводит итог семинара.

Как сказал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность». Можно бесконечно долго говорить о том, как можно и нужно делать, но это будут только слова. Сегодня вы получили порцию вдохновения – теперь за вами право выбора: принять или нет.

А сейчас я хочу обратно вернуться в нашу библиотеку. Обратите внимание на эту книгу – сборник экологических посланий. Или другими словом – эпистол.

Если вам все понравилось, и вы считаете, что те приемы, с которыми вы познакомились на мастер-классе, пригодятся в вашей деятельности, а тема актуальна, то разместите стикеры на эпистоле.

Если ваши ожидания от мастер-класса не реализованы, а тема мастер-класса для вас не актуальна – ваш стикер останется на страницах тех книг, на которых они были в начале мастер-класса.

На этом наш мастер класс окончен. Мне приятно было с вами работать. Я хочу подарить вам буклет, в котором вы найдете не только информацию о работе художественных центров, но и контакты, по которым вы сможете связаться со мной, если у вас возникнут вопросы.

 

Приложения

Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1n0qWPDCX_H8xYID6N7WWzoAGrqktUrmr/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий