Православное краеведение как средство обучения и воспитания учащихся

- 10:00Воспитательная работа, Исследовательская деятельность, Методичка

В средней школе № 8 Слонима ведется планомерная работа по организации краеведческой деятельности. Особое внимание при этом уделяется православному краеведению. 

 

Ирина ОБУХОВИЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 8 г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

Краеведение является не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления, но и ресурсом непрерывного образования. Цель краеведческой деятельности – формирование у учащихся духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств. Для ее достижения в учреждении образования ведется работа по нескольким направлениям.  

Во-первых, это изучение истории православных святынь малой Родины. Для этого учащиеся изучают и анализируют имеющуюся литературу по истории храма (метод частичной выборки, анализа и синтеза). Обращаются к устной истории (интервьюированию), проводят социологические опросы. Полноту исследованию учащихся добавляет создание фотоархива по истории святыни.

Так, много лет назад у одной из учениц возник интерес к восстанавливающемуся тогда в Слониме храму (сегодня это самый большой по вместимости и высоте православный храм Гродненской области – Спасо-Преображенский Собор). Занимаясь изучением его истории, вместе с педагогом девочка посещала библиотеку Жировичского Свято-Успенского монастыря. В результате работа по истории Спасо-Преображенского Собора была представлена учащейся 8-го класса Яной Гончаровой на IX Коложских открытых областных научно-образовательных чтениях, где была награждена дипломом II степени.

Во-вторых, школьники занимаются изучением истории святых подвижников, связанных с историей края. Здесь также все начинается с изучения имеющейся литературы (анализ и сопоставление, синтез информации). Это направление дает возможность педагогу сфокусировать внимание на личностных качествах изучаемой личности, на примере которой можно говорить о том, что есть любовь, жертвенность, терпимость, прощение, вера и духовный подвиг.

В прошлом учебном году учащаяся 8-го класса Анна Борисик заинтересовалась личностью преподобномученика Серафима Жировицкого и выполнила исследовательскую работу «Преподобномученик Серафим, архимандрит Жировицкий: от Крестного пути до Крестного хода». Учащаяся выступила с этой работой на IV Белорусских Рождественских чтениях (сертификат участника), на VII Туровских Епархиальных образовательных чтениях (сертификат участника) и IX Коложских открытых областных научно-образовательных чтениях (диплом II степени).

Еще одним направлением работы является изучение деятельности современных православных храмов через работу воскресных школ, участие в православных крестных ходах, благотворительных социальных акциях. Это общение со сверстниками-единомышленниками, совместные полезные дела и проекты, возможность взрослеть в среде, нацеленной на духовно-нравственное воспитание и исправление. Как результат – участие в конкурсе творческих литературных и исследовательских работ “Свет Православия” учащихся 10-го класса Алины Жилинской (диплом III степени) и Ангелины Бурцевич (диплом III степени) и девятиклассницы Ангелины Коваленко (диплом I степени).

Православное краеведение, как важная часть краеведения, – это то, что дает педагогу возможность для проявления своей педагогической интуиции, для творчества и поиска в условиях отсутствия ограничений со стороны учебной программы. Именно оно позволяет расставить нужные эмоциональные и смысловые акценты, тем самым являясь потенциалом для реализации задач как обучения, так и воспитания учащихся.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий