Елена СКРЯБИНА,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Учебный предмет «биология» в школе начинают изучать в 6-м классе. Не все учащиеся сразу осознают значимость биологии, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы сформировать, развить и сохранить познавательный интерес в течение всех лет изучения предмета.
В силу психологических особенностей детей 11–12 лет обучение новому предмету необходимо выстроить так, чтобы подросток самостоятельно изучал, искал, сравнивал и делал выводы. Сложно выполнить эту задачу на уроках биологии, если работать только с учебником, дополнительной литературой либо интернет-ресурсами. Поэтому использование кинестетической визуализации является важным этапом в формировании познавательной активности на уроках.
В качестве примера можно привести фрагмент урока по теме «Грибы».
Учащимся необходимо изучить особенности строения шляпочных грибов, научиться различать трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы, а также уметь отличать съедобные и ядовитые грибы, распространенные в лесах Беларуси. Прочитав информацию в учебнике, ребята с большим энтузиазмом и интересом начинают работу с индивидуальными современными наборами «Грибы». Макеты грибов сделаны настолько правдоподобно, что учащиеся с лёгкостью находят те грибы, которые встречали в природе. Но кроме этого задания, необходимо ещё и сгруппировать грибы, используя знания из учебника, составить схему в рабочей тетради и сделать несколько рисунков. Работа с макетами грибов, которые практически полностью соответствуют живым биологическим объектам, на которых есть фрагменты мха и частицы почвы, вызывают большой интерес у ребят и задания выполняются быстро и чётко.
Такой метод работы даёт возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином объекте, позволяет быстро охватить большой объем информации, а также изложить материал в увлекательной и запоминающейся форме.