Формирование у младших школьников навыка правописания словарных слов с опорой на мнемотехнику

- 12:29Методичка, Начальная школа. Материалы к урокам

 

Валентина СЕНКАНЕЦ,
учитель начальных классов
ГУО «Дотишская средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область

 

 

 

Вопросы формирования навыков грамотного письма решаются в курсе обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания слов с непроверяемыми орфограммами.

Вопрос «как заучить слова из словаря» встает перед каждым учителем начальных классов. Известно, что формальное запоминание этих слов даёт кратковременный результат. Поэтому я всегда искала новые подходы, которые эффективны и интересны учащимся. Хочу поделиться опытом по формированию у младших школьников навыка правописания словарных слов посредством использования мнемонических приемов – фонетических и графических ассоциаций.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, и у большинства современных школьников оно клиповое, фрагментарное. В связи с этим у них преобладает образный тип памяти.  

Учащиеся в силу возраста и психологических особенностей воспринимают окружающий мир в большей степени на уровне ассоциаций, нежели на уровне понятий и терминов. Поэтому опора на мнемонические приемы, а именно на фонетические и графические ассоциации, способствует лучшему усвоению словарных слов. Для этого «хитрую» букву словарного слова я связала с ярким ассоциативным образом, который помогает правильному написанию. Ассоциативный образ имеет в своем написании не вызывающую сомнений букву, т. е «проблемная» буква слышится отчетливо, а если это гласная, то на нее падает ударение. Вот некоторые примеры:

Звуковые (фонетические) ассоциации

1) Ассоциации по смежности во времени или пространстве:

Яблоко: “О” – садовник;
Метро: “Е” – ветка, рельсы;
Сентябрь: “Е” – учебный;
Ладонь: “А” – рука;
Жаворонок: “О” – крокус;
Рюкзак: “К” – школьный;
Квартира: “А” – этаж.

 

2) Причинно-следственные ассоциации:

Помидор: “О” – сок;
Пшеница; “Е” – хлеб;
Картофель: “А” – драники, “Е” – терка;
Ветер; “Е” – веет;
Медаль: “Е” – победа.

 

3) Слова-ассоциации, которые спрятаны в словарных словах или, другими словами, “лежат на поверхности”:

Улица – лица;
Комната – Ната;
Синица – синий;
Снегирь – снег.

 

4) Слова с несколькими непроверяемыми буквами, в том числе с двойными согласными, обыграны фразами типа: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Аппетит:
– Карлсон, пора подкрепиться!
– Десерт!

Температура:
Тридцать шесть и шесть градусов.

Наоборот:
НадевАл АнтОшка рубашку на нОжки.

Килограмм: мера массы.

 

5) Короткие занимательные рифмовки, четверостишия, которые вызовут интерес у учащихся и легко запомнятся. А большинство слов в них являются подсказками к словарному слову.

Голос ЖАВОРОНКА звонкий
Снег растопит на пригорке.

На БОЛОТЕ топь да кочки,
Несъедобные грибочки.

Я засмотрелся на маяк,
И краб залез ко мне в РЮКЗАК.

 

6) Фразеологизмы.

Морковь: нос морковкой.
Посуда: слон в посудной лавке.
Суббота: бить баклуши.
Сапоги: два сапога – пара.

 

7) Этимология слов.

Береза: белая.
Транспорт: перевозка.
Медаль: монета.
Осторожно: сторож.
Чемпион: боец, победитель.

 

Графические ассоциации

Упражнения, которые опираются на слуховую память учащихся, т. е. фонетические ассоциации, использую во взаимосвязи с графическими ассоциациями. Суть графических ассоциаций в том, что для того чтобы запомнить непроверяемую букву, ее нужно «оживить», заменить рисунком, сходным с изображением буквы или близким к лексическому значению слова или имеющим логическую связь со словом.

Этот процесс достаточно увлекателен и полезен для младших школьников, так как позволяет не только запомнить словарные слова, но и развивает фантазию, воображение. И запоминание происходит легче, если ребенок мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова.

Например, нужно запомнить слово орех. Мы говорим: «Арех», а пишем «Орех». Как это усвоить ученику? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз некоторыми учениками будет допущена ошибка. Но лучше предложить им нарисовать орех и спросить, какую букву он напоминает? Букву «о».

К слову яблоня прекрасно подойдет рисунок дерева с яблоками, которые также похожи на букву «о».

 

Букву «а» в слове ладонь помогут запомнить линии на ладони, если их выразительно передать в рисунке.

 

В слове медаль на месте буквы «е» – лента.

 

На месте буквы «т» в слове футбол – табло со счетом.

 

Ягода в стакане с морсом выглядит как буква «о».

 

В слове дежурный на месте буквы «е» нарисована щетка.

 

Фонетические и графические ассоциации дополняют друг друга и вместе создают яркую, порой смешную подсказку, что позволяет учащимся увидеть слово с разных сторон, учит их рассуждать, фантазировать и, следовательно, лучше запоминать.

Использование перечисленных видов работы дает хорошие результаты в усвоении словарных слов, формирует у учащихся навыки грамотного письма, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание, воображение, повышает мотивацию, познавательную активность.

 

*Фонетические и графические ассоциации ко всем словарным словам, которые предусмотрены учебной программой для обязательного усвоения во 2–4-х классах, размещены в УМК «Словарные слова без ошибок» (плакаты и рабочие тетради для учащихся) (автор В.Ф.Сенканец, издательство “Новое знание”, 2021 год. Рисунки выполнены художником Юлией Марголиной).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий