Опыт воспитательной работы «День сельского школьника» в учреждении дополнительного образования

- 18:05Воспитательная работа, Опыт

Организация работы в шестой школьный день

 

Юлия ЛАРЧЕНКО,
методист ГУО «Кормянский районный
центр творчества детей и молодежи»,
Гомельская область

Juljanskaja@mail.ru

 

 

 

 

Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок должен развиваться соразмерно своим интересам, потребностям и способностям. Одним из приоритетных направлений такой среды является создание условий для обеспечения полезной занятости учащихся в свободное от учебы время, реализации и развития их творческого потенциала.

С этой целью в Кормянском центре творчества детей и молодежи уже не первый год реализовывается модель организации работы шестого школьного дня «День сельского школьника», в основе которой лежит одноименная программа.

Основные задачи программы:

– создание условий для формирования и развития потенциала личности;
– содействие реализации познавательных интересов ребёнка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии;
– формирование патриотического сознания, гражданственной личности, активной жизненной позиции;
– отработка современных технологий, эффективных форм и методов воспитания;
– развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

Каждую субботу в центр творчества приезжают учащиеся одной из школ района по утвержденному начальником отдела образования, спорта и туризма Кормянского райисполкома графику.

 

Работа в рамках этой модели в шестой школьный день делится на три блока:

1-й блок – занятия в объединениях по интересам художественного, технического, общественно-гуманитарного профиля, которые учащиеся выбирают самостоятельно.

На занятиях в объединениях по интересам особое внимание уделяется современным педагогическим технологиям: игровым, информационным, интерактивным, проблемным, личностно-ориентированным, технологии сотрудничества. Активные формы работы направлены на динамическую деятельность, на предоставление возможности сделать собственное «открытие», на овладение элементарными навыками и обеспечение понимания учащимися материала программ объединений.

Наряду с групповой формой работы, на занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей, которые планируются с учетом возрастных особенностей детей.

 

2-й блок – воспитательное мероприятие (патриотическое, интеллектуально-познавательное или социально-нравственное).

Проблема нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, приводит к негативным последствиям. Поэтому нравственным нормам, правилам поведения и формированию моральных привычек уделяется большое значение и внимание.

В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Наиболее яркие мероприятия:

    • патриотического воспитания: «Герои рядом», «Родина моего детства», «Опыт наших предков», «Этих дней не смолкнет слава», «Знатоки истории», «Живая память прошлого»;
    • интеллектуально-познавательного воспитания: «Знания – мой капитал», «Великие путешественники их открытия», «Путешествуем по карте мира», «Чем живет Земля»;
    • социально-нравственного воспитания: «Мы команда одного корабля», «Научи меня общаться», «Душевность и бездушность», «Игры, в которые играют люди».

 

3-й блок – занятия в банно-оздоровительном комплексе ДЮСШ Кормянского района.

Тренажерный зал, бассейн являются средствами активного отдыха, правильного досуга и формирования здорового образа жизни. Кроме того, они помогают решать вопрос свободного времени и досуга, отвлекают молодежь от вредных привычек и прививают самодисциплину.

В процессе тренировок происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно.

Тренеры, работающие с учащимися, используют коллективные занятия, которые помогают воспитывать приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные качества.

 

В основу модели по организации шестого школьного дня «День сельского школьника» положены следующие принципы:

1) принцип создания комфортных условий для совместной работы педагога и учащихся;
2) принцип создания условий для самопознания и реализации каждой личности;
3) принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
4) принцип добровольности и заинтересованности учащихся;
5) принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.

 

На модели схематично показана организация деятельности программы.

Модель организации деятельности

Сравнивая показатели активности учащихся с показателями прошлого года, мы видим, что учащиеся стали более активными, более заинтересованными в реализации себя. Это видно по количеству приезжающих и по возрастающему их составу.

Работа, проведенная педагогическим коллективом в течение учебного года, приносит свои плоды: по каждой из поставленных задач программы идет продвижение вперед. В том числе и по повышению уровня воспитанности и гражданственности учащихся, что невозможно в полной мере зафиксировать только в цифрах.

Любой учащийся, бывающий в центре творчества, может ощутить особую доброжелательную атмосферу и доброе отношение к себе со стороны педагогов дополнительного образования. Все это говорит о том, что учреждение дополнительного образования детей и молодежи находится на правильном пути в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Важным является то, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах центра творчества, и поддержаны всеми педагогами.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий