Елена БОВШЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 64 г. Гродно»
У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность словарного запаса, вследствие чего с большими трудностями происходит формирование грамматического строя. В связи с этим нарушения лексики и грамматики требуют длительной коррекционной работы, а также внимательного отношения к речи детей. Поэтому в работе учителя-дефектолога важная роль отводится формированию лексико-грамматических категорий.
Как известно, существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, ведь от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.
В качестве одного из наиболее эффективных средств развития моторики пальцев рук и речи подходит использование массажера су-джок, который представляет собой шарик и специальные колечки, сделанные из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проводить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Движения шариком могут быть различными: круговые между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями, накалывание шариком подушечек пальцев. При этом каждое упражнение сопровождается оречевлением.
Применяя в своей работе упражнения с шариками су-джок, можно сказать, что использование данных массажеров вызывает большой интерес детей к обучению, им нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук и стимулирует кору головного мозга. У детей повышается речевая активность – это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. При использовании су-джок массажеров у детей повышается интерес к дидактическим играм лексико-грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением. Эффективность такого нетрадиционного метода определяется: необычностью замысла, организацией и методикой проведения занятий, заинтересованностью детей, развитием их творческой самостоятельности, созданием благоприятного климата на занятиях, ориентировкой детей на коммуникацию.
При этом необходимо учитывать несколько правил выполнения массажа с использованием массажных шариков: воздействие должно быть приятным и не вызывать негативной реакции у ребенка; массаж необходимо проводить до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла; не оставлять надолго эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение; избегать интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу ребенка.
В коррекционной работе су-джок массажер можно использовать в дидактических играх, игровых упражнениях с перекатыванием шарика друг другу. Например, «Шарик кати – слово говори», «Кто, что умеет делать?», «Что спряталось в корзинке?», «Назови ласково», «Что для чего?», «Чей хвост?», «Чей след?», «Угощение для Карлсона», «Скажи наоборот», «Один – много». Действенными будут и игры с накалыванием подушечек пальцев шариком: «Чего много?», «Сосчитать я все могу», «Что из чего сделано?» и другие. Для знакомства детей с простыми и сложными предлогами можно проводить игру «Ловко с шариком играю, и предлоги называю», в ходе которой закрепляются в речи детей предлоги на, из-за, около, с, над и наречие между.
Речевой материал по некоторым лексическим темам
(с использованием су-джок массажера)
Фрукты
Этот пальчик – апельсин. Он, конечно, не один.
(Поочередно прокатываем пружинки по пальцам)
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит: «Ну-ка, скушай!».
Этот пальчик – ананас, фрукт для вас и для нас.
Овощи
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке:
(Катаем мяч между ладонями)
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
(прокатываем мячик по пальцам)
Вкусную морковку уложила ловко,
Сладкий, гладкий, красный перец и зеленый огурец.
Наша Зина – молодец!
Осень
Дождик, дождик озорной, поиграть пришёл со мной.
Капли весело стучат
(сжимаем мяч то в правой, то в левой ладонях)
Кап-кап-кап. Кап-кап-кап.
Листья кружатся, летят, с ветром поиграть хотят.
(Катаем мяч между ладонями)
Осень в гости к нам пришла. Непогоду привела.
Детям с тяжелыми нарушениями речи очень сложно самостоятельно составлять предложения, рассказы. Решение этой проблемы – составление сказок-рассказов (с использованием су-джок массажера). Вот примеры некоторых сказок.
Сказка о ежике (авторская сказка)
Вариант 1.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике спал маленький ёжик (зажать шарик в ладошке).
Проснулся ёжик (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером), попрыгал ежик на коврике (перебрасываем шарик с ладошки в ладошку).
Решил пойти погулять, вышел из домика и покатился по дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился-катился и прикатился в город и видит длинные улицы и много транспорта: автобусы, троллейбусы, мотоциклы, грузовики (прикасаться колючками шарика к кончикам пальцев).
Остановился ежик и решил посчитать автобусы (прокатить шарик по каждому пальчику), потом он посчитал грузовые машины.
Посмотрел, что город большой, шумный и решил вернуться в свой маленький, уютный домик и покатился по дорожке домой. Сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком).
А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке).
Вариант 2.
Ежик спал в маленькой, уютной кроватке (зажать шарик в ладошке), и приснился ему сон, что попал он в жаркую страну и светит яркое, жаркое солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером).
Видит, по дорожке идут слониха со слоненком, по другой дорожке львица со львенком, дальше верблюдица с верблюжонком… (Прокатить шарик по каждому пальчику).
Потом он увидел в реке крокодила. Он был зеленый, длинный, зубастый … (Прикасаться колючками шарика к кончикам пальцев).
Потом он увидел обезьян. Они были быстрые, ловкие…(Прикасаться колючками шарика к кончикам пальцев).
Он решил посчитать обезьянок (прокатить шарик по каждому пальчику). Но тут мама начала будить своего сыночка, и ежик проснулся, улыбнулся маме и рассказал свой сон.
Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия, так как работа проводится в игровой форме.
Список литературы
1 Кислякова, Ю.Н. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи / Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
2 Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб. : Союз, 1999. – 160 с.
3 Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие.– Ростов н/Д: Феникс, 2009.
4 Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей.– М.: Аквариум, 1995.
5 Авсюкевич Н.И., Башкатова И.А. Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей// Образование и воспитание.– 2017. – № – С. 16–18.