Семинар-тренинг для педагогов “Здоровый педагог – успешный педагог”

- 18:35Мастер-класс, Методичка

 

Светлана КАСКЕВИЧ,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Ясли-сад № 4 г. Скиделя»,
Гродненская область

 

 

 

Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов.

Задачи:

– создание спокойной и доброжелательной атмосферы для свободного общения, воображения, для открытого выражения своих чувств;
– профилактика синдрома эмоционального выгорания;
– снятие психоэмоционального напряжения педагогов;
– сплочение коллектива в процессе группового взаимодействия;
– развитие умения открытой коммуникации.

Материалы и оборудование: бейджи по количеству участников; листочки для бейджей; маркер; рисунок дерева на ватмане (одна сторона которого сухая, без листьев, вторая – с зелеными листьями); вырезанные листочки дерева оранжевого цвета; вырезанные бабочки; мольберт; клей-карандаш; ручки; напечатанный список незаконченных предложений; зеркало размером примерно 15×20; запись со спокойной музыкой; картинки с изображением педагогов.

 

Ход семинара-тренинга

Вступление

Педагог-психолог: Наше время – время ежедневных стрессов. Стресс – это не просто слово, а наша повседневность, часто встречающееся явление современного общества. Всемирная организация здравоохранения признала стресс самой большой угрозой здоровью в XXI веке. Синдром «эмоционального выгорания» как следствие рабочих стрессов уже более 30 лет привлекает интерес исследователей. Его рассматривают как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, – врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители этих профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому «эмоционального выгорания».

 

1 Упражнение «Знакомство»

Участники становятся в круг. В центре круга стоит столик с бейджами, маркером и листочками.

Педагог-психолог: Мы с вами все знаем друг друга. Но, сейчас мы с вами познакомимся снова, немного необычным способом. Каждый по очереди называет свое имя или любое другое имя; называйте себя так, как хотели бы, чтобы к вам обращались сегодня.

Участники подходят к столику, записывают на листочке выбранное на сегодня имя и крепят к своей одежде бейдж, чтобы окружающие не забыли выбранное каждым участником имя на текущий тренинг.

– Назвав свое имя, вы добавляете фразу «Я люблю, когда мне….». Например, «Меня зовут Света. Я люблю, когда мне улыбаются».

Участники продолжают знакомство.

Педагог-психолог: Так мы познакомились и узнали друг о друге что-то новое.

 

2 Упражнение «Дерево детства»

Педагог-психолог: Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного восприятия, самопринятия, самоуважения, то есть позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Мы все работаем с детьми. Когда-то мы тоже были маленькими. Возможно, в каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом суждений, которые мы слышали о себе в детстве. Давайте сейчас напишем на осенних листьях то отрицательное, что говорили о вас в детстве ваши родители, друзья, учителя и приклеим эти листья на «голую» сторону дерева. На бабочках вы напишете все хорошее, что о вас говорили в детстве и приклеим на зеленую сторону дерева.

Участники выполняют упражнение.

Педагог-психолог: Сейчас мы вместе посмотрим на дерево. Каких качеств у нас получилось больше: положительных или отрицательных? Какая сторона дерева в наибольшей степени характеризует ваше отношение к себе?

Участники делятся своими представлениями о себе.

Педагог-психолог: Все наши отрицательные моменты из детства, так же, как и эти осенние листья, с дуновением ветра должны улететь далеко-далеко. А всё наше положительное, как яркие бабочки, должно радовать нас и в будущем, будет нашей опорой, силой и вдохновением. 

 

3 Упражнение «Узнавая себя, я узнаю мир…»

Педагог-психолог: Я вам предлагаю посмотреть на список незаконченных предложений, выбрать любое, понравившееся вам, и продолжить его.

Участники по очереди выбирают предложение и продолжают его своей фразой.

– Я привлекательный человек, потому что…
– У меня есть три замечательных качества, это…
– Лучше всего у меня получается…
– Я считаю, что во мне люди больше всего ценят…
– Идеальными качествами человека я считаю…
– Самое красивое в моей внешности – это…
– Самое лучшее, что я сделала в своей жизни – это …
– Меня люди ценят и уважают за…
– Я чувствую прилив энергии, когда мне говорят…

Педагог-психолог: Давайте сейчас с вами обсудим, сложно ли было продолжать предложения? Почему? Испытывали ли вы затруднения, когда говорили о своих положительных качествах?

 

4 Упражнение «Отражение в зеркале»

Педагог-психолог: Это упражнение мы будем выполнять с помощью зеркала. Сейчас я передам зеркало по кругу. Вам необходимо посмотреть в него и представить, что вы видите другого человека, не себя. Вам нужно, глядя в отражение, рассказать, какое будущее ждет этого человека. Какими положительными личностными качествами он будет обладать, как к нему будут относиться люди, чего он добьется в жизни, за что его будут ценить и уважать окружающие.

Когда зеркало побудет в руках у каждого участника, необходимо обсудить всю внутреннюю работу, которую пришлось совершить каждому.

 

5 Упражнение на создание состояния покоя, внутреннего равновесия, спокойствия «Шум моря»

Педагог-психолог:  Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является использование приемов воображения или визуализации.

Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

Включается спокойная музыка

Педагог-психолог: Закройте глаза. Дышите равномерно и спокойно. Представьте, что вы на берегу моря. Вокруг вас высокие пальмы. Сквозь них пробиваются мелкие лучики солнца, греют ваше лицо, телу тепло. Вы слышите шум волн, слышите, как они плещутся о песочный берег. Ощущаете запах свежести моря, слышите крики летающих чаек, лучи солнца греют вас еще теплее. Вам хорошо и спокойно. Делаем глубокий вдох и спокойный выдох. Открываем глаза.

 

6 Упражнение «Проектное описание педагога»

Участники семинара-тренинга сидят на стульях, образовав круг. Педагог-психолог предлагает всем рассмотреть фото педагогов, подумать и сказать об их профессиональных, личностных особенностях. Предположить, какими достоинствами обладает изображенный человек. Участники должны пожелать что-то личное и профессиональное рассматриваемому педагогу.

 

 

После окончания обсуждения предложенных портретов впечатления не анализируются. Каждый участник семинара-тренинга из обсуждения извлекает для себя то, что для него показалось важным.

 

7 Рефлексия «Подарок на прощание»

Педагог-психолог: Я думаю и надеюсь, что на сегодняшнем семинаре-тренинге каждый из вас открыл в себе что-то новое. Смог принять и познать себя как личность, индивидуальность, и у вас появилось стремление к самореализации.

Сейчас мы с вами сделаем друг другу подарок на прощание. Каждый из вас выскажет своему соседу справа то, что отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала. А также скажете, что вы подарили бы этому человеку, если бы имели неограниченные материальные возможности.

Педагог-психолог благодарит всех участников за внимание и участие в семинаре-тренинге.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий