Автор рассказывает об авторском настольно-дидактическом пособии «Эмоции» и играх на липучках, которые входят в его состав.
Наталья ЗБОРОВСКАЯ,
педагог-психолог первой категории
ГУО “Ясли-сад № 28 г. Мозыря”,
Гомельская область
Наблюдая за общением детей друг с другом и со взрослыми, я отметила, что воспитанники не всегда умеют эмоционально выражать свои переживания, передавать эмоции персонажей художественных произведений, адекватно реагировать на ту или иную ситуацию.
Не следует забывать, что в число задач учебной программы дошкольного образования входит формирование у воспитанников чуткости к эмоциональным состояниям сверстников и взрослых (друг расстроен – надо пожалеть, мама устала – нельзя шуметь), развитие умения радоваться удачам сверстников, огорчаться из-за неудач, во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми применять способы самоконтроля и саморегуляции (вести себя спокойно, терпеливо, сдерживать свои негативные побуждения).
Для обогащения эмоционального опыта детей, знакомства со своеобразным эмоциональным букварем, для обучения ребят выражать собственные чувства и переживания и для лучшего понимания дошкольниками состояния других людей у меня возникла идея изготовить дидактическое пособие «Эмоции». В него вошли развивающие игры на липучках для детей 4–7 лет. Достоинство разработки заключается в том, что она не только направлена на развитие эмоциональной сферы, но и вызывает у воспитанников повышенный интерес, любознательность, помогает концентрировать внимание, предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, развивает мелкую моторику, воображение.
Пособие может быть использовано в работе воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования.
Игры, представленные в настольно-дидактическом пособии «Эмоции»
Цель: развитие способности сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть ее.
Игровые правила. Первый вариант: взрослый предлагает ребятам посадить пчелу на цветок с соответствующим выражением (грустная пчела – грустный цветок, веселая пчела – веселый цветок). Второй вариант: детям предлагается посадить пчелу на цветок с противоположным настроением (злая пчела – веселый цветок).
«Найди лишнюю эмоцию»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Игровые правила: педагог предъявляет детям три пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным: радость, добродушие, обида; удовольствие, радость, злость; удивление, недовольство, грусть.
Цель: развитие способности составлять эмоцию из нескольких частей.
Игровые правила: необходимо подобрать недостающую часть эмоции.
«Найди эмоцию пару»
Цель: формирование умения видеть, понимать разные эмоциональные состояния.
Игровые действия: взрослый показывает карточку, ребенок называет эмоцию и ищет на столе карточку с таким же эмоциональным состоянием.
«Изобрази эмоцию»
Цель: развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.
Игровые правила: педагог предлагает изобразить (нарисовать) свое эмоциональное состояние.
«Эмоциональные загадки»
Цель: формирование умения видеть, понимать разные эмоциональные состояния.
Игровые правила: педагог предлагает детям отгадать загадки и найти соответствующую отгадке картинку.
Цель: формирование умения видеть, понимать разные эмоциональные состояния персонажей сказок и передавать их в речи.
Игровые правила: взрослый предлагает детям рассмотреть картинку, определить настроение персонажей сказки. Подобрать и прикрепить пиктограмму с соответствующим настроением.
«Часы эмоций»
Цель: развитие способности соотносить свое эмоциональное состояние с изображением на картинке.
Игровые правила: педагог предлагает детям выбрать и поставить стрелку на ту пиктограмму, которая соответствует его настроению.
«Какой снеговик»
Цель: развитие умения оценивать свое эмоциональное состояние.
Игровые правила: детям предлагается прикрепить такого снеговика, который соответствует его эмоциональному состоянию.