Интеллектуальный марафон «Своя игра». Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе, 4-й класс  

- 10:09Методичка, Начальная школа. Внеклассная работа

Елена АКУДОВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО “Порозовская средняя школа”
Свислочского района,
Гродненская область

 

 

 

Цели:

– выявление и поддержка одаренных учащихся;
– развитие творческих способностей учащихся, логики, сообразительности, умения применять знания при выполнении нестандартных заданий;
– формирование интереса к изучению русского языка и литературы.

Оборудование: карточки-задания, карточки-«проверялки», сигнальные карточки, жетоны, пьедестал успеха, звездочки с именами детей.

 

Ход занятия

1 Организационный момент

Будем мы усидчивы, прилежны и внимательны –
И пойдет у нас работа просто замечательно!

Сегодня, ребята, я приглашаю вас принять участие в интеллектуальном марафоне «Своя игра».

– Знаете ли вы, что такое марафон? Марафон – это бег на длинные дистанции или бег по пересеченной местности. В 1921 году Международная федерация легкой атлетики установила марафонскую дистанцию – 42 км 195 м. Мы с вами будем участвовать в интеллектуальном марафоне, который продлится ровно 45 минут. И дистанция нашего марафона будет преодолена, если мы справимся со всеми испытаниями на нашем пути. А в преодолении всех преград нам помогут качества настоящих эрудитов. Как вы думаете, какие? (Ум, внимание, настойчивость, творчество, наблюдательность, трудолюбие).

Чтобы добиться успеха в определенном виде спорта, для спортсмена очень важны его личные достижения. Сегодня мы тоже проверим уровень знаний и способностей каждого из вас. За каждое выполненное задание вы будете получать определенное количество жетонов, а в конце занятия подсчитаете их, и мы определим победителя.

 

2 Разминка

Настоящие спортсмены перед началом состязаний обязательно проводят разминку. Спортсмены-эрудиты тоже не исключение. Начнем наш марафон с разминки.

Предлагаю вам ответить на 8 вопросов. Ответы на них вы должны записать на карточке. Время на обдумывание не даётся.

1) Сколько букв в русском алфавите?
2) Сколько гласных звуков?
3) Какие согласные всегда твёрдые?
4) Какие гласные требуют проверки?
5) Запишите третий звук в слове «ель».
6) Какие буквы не обозначают звука?
7) Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?
8) Какие согласные всегда мягкие?

Взаимопроверка по ключу. (За каждый правильный ответ дети получают по одному жетону.)

 

3 Испытание «По дорогам сказок»

На предложенный вопрос отвечает тот, кто первым поднимет сигнальную карточку.

     1) Однажды в разговоре с Буратино папа Карло произнес фразу:

«Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь».

Что помогает запомнить эта фраза? Можете ли вы привести еще одну фразу, которую используют с этой же целью? (Эта фраза помогает запомнить последовательность цветов радуги. С этой же целью используют фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».)

 

     2) Имя этого героя сказки состоит из 7 букв. Взяв некоторые из этих букв, получили другие слова. Отгадайте имя этого героя.

1, 2, 3, 5-я буквы – название весеннего месяца.
1, 3, 6, 7-я буквы – музыкальный знак.
2, 3, 4, 5, 6-я буквы – подземный транспорт.

(Артемон. Слова-помощники: март, нота, метро).

 

     3) Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А. С. Пушкина с похожим сюжетом? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

     4) Жители Цветочного города были очень гостеприимны. Однажды к ним в гости прибыли друзья из разных сказок. Определите пары друзей из одной сказки.

Герда                                  Чебурашка
Крокодил Гена                   Тотошка
Волька                                Электроник
Элли                                    Кот в сапогах
Нильс                                  Мартин
Сережа Сыроежкин          Старик Хоттабыч
Маркиз де Карабас           Кай

(Герда – Кай, Крокодил Гена – Чебурашка, Волька – Старик Хоттабыч, Элли – Тотошка, Нильс – Мартин, Сережа Сыроежкин – Электроник, Маркиз де Карабас – Кот в сапогах.)

 

     5) Возможно вы помните фразу, которую Мальвина диктовала Буратино «А роза упала на лапу Азора». Предлагаю вам закончить фразу с таким же «секретом». Здесь написана её первая часть, превышающая половину:

«Аргентинам…

Закончите фразу. (Фраза читается одинаково слева направо и справа налево. «Аргентина манит негра».)

 

4 Испытание в городе Словообразование

Учащиеся получают задания и выполняют их в течение 3 мин.

Какое слово спряталось? Найдите и запишите его.

1) Корень мой ищи в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Всё же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

2) Приставку мою ты в «подружке» ищи,
А корень из слова «игрушка» тащи.
Суффикс найдешь ты в слове «читал»,
Поймешь ты тогда, что со мной… (поиграл.)

              3) В известной книге Д.Свифта «Путешествие Гулливера» герой попадает на остров, где всё: и люди, и предметы, и животные – очень маленького размера. При помощи различных суффиксов образуйте от приведенных существительных такие слова, которые обозначают крошечные предметы.

Дом, озеро, дерево, чашка, гриб, диван, пальто, хлеб.

Фронтальная проверка. Вручение жетонов (за задания 1 и 2 – по одному жетону, за 3 – 4 жетона.)

 

5 Испытание «Знатоки старины»

Соедините синонимы из левого и правого столбика:

очи                             говорит
чело                            лоб
ланиты                        губы
уста                            глаза
перст                          парикмахер
брадобрей                  палец
льзя                            битва
глаголет                     видный
брань                          щёки
зрачный                      можно

Самопроверка по карточкам-«проверялкам». (За каждую правильно подобранную пару – 1 жетон.)

 

6 Испытание «В мире фразеологизмов»

Скажите одним словом. (Фразы зачитываются для каждого участника, если он затрудняется ответить, право ответа получает учащийся, который первым поднимет сигнальную карточку.)

– во что бы то ни стало (обязательно)
– рукой подать (близко)
– бок о бок (рядом)
– лицом к лицу (вплотную)
– перемывать косточки (сплетничать)
– зарубить на носу (запомнить)
– пускать пыль в глаза (обманывать)
– надуть губы (обидеться)
– клевать носом (дремать)
– бить баклуши (бездельничать)

Вручение жетонов. (За каждый правильный ответ – 1 жетон.)

 

7 Испытание «Фонетические загадки»

Разгадайте метаграммы.

1) С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас я не таю –
В каждом классе я стою. (Карта – парта)

2) С глухим – траву она срезает,
Со звонким – все листочки объедает. (Коса – коза)

3) С п – на дереве весною,
С т – писать кончаешь мною,
С б – я тара в магазине,
С к – в болотистой низине. (Почка – точка – бочка – кочка)

4) С глухим шипящим я числительное,
Со звонким – имя существительное. (Шесть – жесть)

Проверка по карточкам-«проверялкам», вручение жетонов. (За каждую разгаданную метаграмму учащиеся получают 1 жетон.)

 

8 Подведение итогов. Рефлексия

Вот мы и преодолели дистанцию интеллектуального марафона. Чтобы пройти успешно все испытания, вы проявили смекалку, находчивость, ум, творчество. Вы – настоящие знатоки! Подсчитайте количество ваших жетонов и закрепите звездочки с именами на пьедестале успеха.

Награждение победителей интеллектуального марафона.

 

А теперь мне интересно узнать ваши впечатления от участия в нашем марафоне.

Мне было интересно…
Меня удивило…
Мне было трудно…
Я хотел бы…

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий