Использование народных кукол в коррекционной работе 

- 15:15Дошкольное образование. Идеи, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Автор обосновывает необходимость использования народных кукол в коррекционной работе с дошкольниками, раскрывает особенности организации такой работы.

Мария БОРЕЙКО,
учитель-дефектолог
ГУО “Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Могилева»

 

 

Приобщение детей к обычаям и традициям белорусского народа особенно важно в дошкольные годы. Направленность современной педагогики на ознакомление с народной культурой, становится условием стабильности общества и личности.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально-педагогическом уровне отражена в государственном образовательном стандарте дошкольного образования, учебной программе дошкольного образования в области «Ребёнок и общество». В этой связи я разработала коррекционно-педагогические условия приобщения воспитанников с нарушениями речи к нашим традициям посредством ознакомления с белорусской народной куклой. Это позволило формировать у детей целостное восприятие окружающей действительности, более глубоко знакомить их с национальной культурой.

В работе с детьми использовала различные формы: коррекционно-развивающие занятия, рассказы об истории отдельных кукол и традиционных белорусских праздниках. Малыши познакомились с историей белорусской народной куклы, различными видами обереговых и игровых моделей кукол, национальными белорусскими костюмами, обычаями и традициями своего народа.

Как выяснилось, окружающая воспитанников предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную и речевую активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе коррекционно-развивающих занятий, дети могли использовать в собственной деятельности. С этой целью были созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол детьми.

В пункте коррекционно-педагогической помощи представлены различные материалы для такого творчества: соломка, разноцветные лоскутки, тесьма, ленты, бусины, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и использовать их на коррекционно-развивающих занятиях. Поскольку куклы небольшие по размеру, взаимодействие с ними способствует развитию мелкой моторики рук. Также у детей пробуждается интерес к белорусской народной кукле, знакомству с историей ее возникновения и назначением в жизни людей, создаются условия для словесного и практического творчества воспитанников.

На коррекционно-развивающих занятиях народную куклу можно использовать следующим образом: 

1) кукла, управляемая учителем-дефектологом, обращается к детям или говорит вместе с ними; 

2) дети сидят за столом, а кукла спрашивает каждого ребенка;

3) учитель-дефектолог общается с куклой, а воспитанники слушают его и наблюдают; 

4) ребенок общается с куклой, остальные воспитанники слушают; 

5) кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми; 

6) учителем-дефектологом совместно с воспитанниками разыгрываются инсценировки с участием нескольких народных кукол. 

Таким образом, народная кукла может стать как участником ролевого диалога, так и помощником в проведении коррекционно-развивающих занятий. Необычную игрушку можно применять для выполнения многих педагогических задач: при формировании лексико-грамматического строя речи, развитии связной речи и автоматизации звуков. В ходе занятий воспитанники отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы, особое внимание обращается на произнесение автоматизируемых звуков, что помогает совершенствовать речевые навыки. 

Работая с куклой, говоря за неё, воспитанники по-другому относятся к собственной речи. Игрушка полностью подчинена ребенку и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

С помощью куклы педагог может видоизменять свои требования к речи и поведению детей на занятиях. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с народной куклой. В ответ на торопливую речь кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если малыш будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать.

Важно то, что дети на занятии учатся говорить с разной интонацией, непроизвольно беря пример с озвучивающего куклу педагога, выражают свои эмоции и чувства.

При помощи народной куклы можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты. Например, ввести куклу только для того, чтобы дать задание.

Таким образом, комплекс педагогических условий для приобщения детей с нарушениями речи к народной культуре позволил добиться положительных результатов в нравственно-патриотическом воспитании и коррекционно-развивающем обучении, помог обогатить внутренний мир воспитанников, формировать систему знаний у детей и их родителей об обычаях и традициях белорусского народа.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий