Юлия КОМИССАРОВА,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 22 г. Гродно»,
редактор школьной газеты «ЗвонОК»
palomino.uf@gmail.com
Современное образование требует от личности непрерывного развития. А роль педагога в XXI веке заключается в умении активизировать познавательную активность, формировать мотивацию, побуждать к саморазвитию, учитывать психофизиологические особенности учащихся, создавать условия для индивидуального развития. И, что не менее важно, научить молодое поколение критически осмысливать полученную информацию и уметь правильно применять её в реальной жизни. Все это возможно при выполнении учащимися разнообразных форм работы с предлагаемой педагогами информацией.
Как помочь учащимся приобрести необходимые в цифровом обществе компетентности? Как сформировать способность оперативно реагировать на меняющиеся запросы времени? Как способствовать сохранению исторической памяти и национальных ценностей, на которых базируется наше образование и общество в целом?
У нас есть ответ! Школьная газета. Это уникальное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения мотивации к учебной деятельности. В создании школьной газеты могут участвовать все, независимо от возраста и интересов, социального положения и особенностей физиологического характера. Школьная газета способствует развитию коммуникации, совершенствованию межличностных отношений и умению работать в команде.
Все педагоги и родители, закончившие школы в 80–90-х годах XX века, хорошо помнят традиционные школьные стенные газеты на листе формата А1. Они выпускались к государственным праздникам, в них была информация о выполненных классами общественно-полезных делах, о проведенных школьных мероприятиях, а также поздравления за личные достижения учеников класса в спорте, в учебе, в общественной жизни.
Такой газета была и в нашем учреждении образования до 16 января 2014 года, когда появилась наша школьная газета «ЗвонОК». В эпоху высоких технологий школьная газета стала современной: виртуальной и интерактивной, чтобы каждый выпуск был интересен не только ученикам и сотрудникам школы, а также родителям и всем желающим в электронном варианте на сайте школы.
У нашей виртуальной газеты есть целый ряд преимуществ: над материалами рубрик работают несколько пользователей, что позволяет систематизировать, анализировать и совершать отбор информации для каждой рубрики. В электронное издание газеты можно добавлять яркие фотографии, картинки, ссылки на аудио- и видеозаписи, вставлять QR-коды, создавать интересные викторины, головоломки и многое другое.
В 2021/2022 учебном году рубрики школьной газеты «ЗвонОК» стали более актуальными для учащихся нового поколения:
«О главном». В этой рубрике отражается тема выпуска газеты, вынесены заголовки наиболее интересных материалов. Таким образом, читатель быстро получает представление о содержании газеты.
«Календарь событий и памятных дат». Читателям предлагается календарь на текущий месяц, посвященный выдающимся личностям, событиям, мероприятиям Республики Беларусь и мира.
«Полезная информация». В этой рубрике внимание читателя направляется на бережное отношение к природным ресурсам, правилам гигиены, природопользования, энергосбережения, сохранению культурных памятников заповедников.
«Технологии, изменившие мир». Интересная рубрика об открытиях и изобретениях человечества (письменность, кинематограф, телефон, радио).
«Знайте закон и поступайте правильно!» Актуальная рубрика для граждан Республики Беларусь о действующих на нашей территории законах: об авторском праве, об административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства.
«Школа активного гражданина». Эта рубрика освещает мероприятия, проводимые в школе по реализации информационно-образовательного проекта, созданию площадки для активного диалога молодежи с приглашенными политиками, общественными деятелями, учеными, писателями, спортсменами и развитию умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.
«Экскурс в историю». Задача рубрики – дать представление об исторической эпохе или предыстории рассматриваемого материала, способствующее сохранению исторической памяти, духовного и культурного наследия Республики Беларусь.
«А вы знаете?» Интересные факты обо всем на свете.
«Страничка безопасности». Научить детей и подростков безопасности – задача непростая. Но делать это нужно, ведь культура безопасности формируется на всю жизнь. В этой рубрике в интересной форме представлены правила безопасного поведения в быту, в городе, в интернете.
На страничке «Наши новости» отражены события, информация о мероприятиях, фотоотчеты, видео, обзоры, школьная жизнь и многое другое.
«Юбиляры. Даты. События». Основные составляющие патриотического воспитания. Ведь патриотизм характеризуется гордостью за достижения своей родины, желанием сохранять ее культурные особенности, традиции и стремлением защищать интересы своего народа.
Для верстки газеты учащиеся используют Microsoft Publisher – базовую программу для начинающих, которая содержит усовершенствованные средства, помогающие эффективно создавать, настраивать и многократно использовать разнообразные макеты, адаптированные под конкретные потребности пользователя приложения: буклеты, листовки, открытки, визитки, анонсы, быстрые публикации.
В результате создания школьной газеты нового формата, учащиеся овладевают медиаграмотностью: основными методами и приёмами работы с информацией, умеют грамотно ее сопоставлять, анализировать, составляют заметки, работают с нормативно-правовой базой и официальными сайтами Республики Беларусь, разрабатывают викторины, составляют ребусы и головоломки, осваивают современные способы визуализации информации («облака слов», инфографику, «ленты времени» и другие). А самое главное – они учатся замечать необычное в обычном, работать в команде, взаимодействовать с окружающим миром и, поставив чёткие цели, выбрать пути их достижения и добиться желаемого результата.
Сфера интересов разная у каждого учащегося, но общей тенденцией в современном цифровом обществе является востребованность разносторонней личности, обладающей критическим мышлением, активной жизненной позицией, высоким уровнем коммуникативной культуры, инициативностью, умением планировать деятельность, ориентированную на достижение результата, умение работать в команде, умение грамотно излагать свои мысли, аргументировать свой выбор и нести ответственность за это. И становится очевидным, что школьная газета – это уникальное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения мотивации к учебной деятельности.