Ирина БЫКОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 5 г.п. Корма»,
Гомельская область
sh24@korma-roo.gov.by
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения. У большинства из них также оказываются недостаточно развитыми и другие компоненты речевой системы: грамматический строй (ошибки при словоизменениях и словообразованиях), словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, вербальные парафазии), недостаточно развита артикуляционная моторика. Для того чтобы комплексно проводить коррекционно-педагогическую работу по исправлению звукопроизношения и параллельно развивать артикуляционную моторику, лексико-грамматический строй речи был изготовлен дидактический альбом «Умный язычок».
На первых страницах представлено содержание альбома в виде таблицы с названием артикуляционных игр по лексическим темам, поставленным к ним задачам и задания, которые необходимо выполнять.
Далее даётся описание выполнения артикуляционных упражнений, вырабатывающих правильные артикуляционные уклады звуков.
Пособие представлено в виде 20 игровых полей на кольцах с отдельными папками на кнопках, в которых размещены картинки-приложения к играм. Включает задания по 14 лексическим темам недели: «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Грибы», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки», «Наше тело», «Мебель», «Транспорт», «Зимующие птицы», «Зима», «Зимние забавы».
Принципом отбора артикуляционных упражнений на игровых полях для каждого конкретного ребенка будет служить характер его нарушения произношения, а упражнять нужно лишь те артикуляционные уклады, которые необходимы для конкретного нарушенного звука той или иной группы. Проводить артикуляционную гимнастику нужно эмоционально, в игровой форме, придумывая для каждого игрового поля увлекательную историю.
Артикуляционная игра «Соленья» (лексическая тема «Овощи»).
Задачи: развивать артикуляционную моторику; активизировать и расширять активный словарь, называть обобщающее понятие «Овощи».
Задание: ребенку предлагается назвать разложенные на столе «овощи», необходимые маме для приготовления солений; поочередно выполнять артикуляционные упражнения, нарисованные на овощах, вложить их в банку.
На игровом поле – изображение банки, которая заламинирована двумя слоями, что позволяет овощам размещаться внутри нее.
Приложением к игре являются различные изображения овощей с нарисованными на них артикуляционными символами. Для ребенка, у которого нарушенным является звук [л] учитель-дефектолог подбирает только те овощи, на которых изображены артикуляционные картинки, которые необходимы для тренировки артикуляционного уклада данного звука.
Артикуляционная игра «Осенний ветерок» (лексическая тема «Осень. Деревья»).
Задачи: развивать артикуляционную моторику; совершенствовать навык образования относительных прилагательных; развивать речевой выдох.
Задание: перед ребенком расположены три игровых поля с изображением деревьев (дуб, береза, клен). Ребенку предлагается определить, с какого дерева упал листок и разместить его на соответствующем игровом поле; выполнить артикуляционное упражнение. После выполнения всего задания – сдуть листочки с полей.
Артикуляционная игра «Расставь посуду по местам» (лексическая тема «Посуда»).
Задачи: развивать артикуляционную моторику; называть и различать кухонную, столовую, чайную посуду; называть обобщающее понятие «Посуда».
Задание: ребенку предлагается три игровых поля, на которые необходимо разместить соответствующую полю посуду, назвать предметы посуды и их принадлежность (кухонная, столовая, чайная), выполнить артикуляционные упражнения. Посуда к полям прикрепляется с помощью липучек.
Артикуляционная игра «В комнате» (лексическая тема «Мебель»).
Задачи: развивать артикуляционную моторику; активизировать словарный запас по теме; закреплять употребление предлогов в речи.
Задание: перед ребенком игровое поле с изображением комнаты. Учитель-дефектолог задает вопрос: «Где находится лошадка?» Ребенку необходимо ответить полным предложением, с обязательным употреблением предлога, выполнить артикуляционное упражнение. Здесь можно использовать разные приемы выделения предметов: закрывать найденные предметы фишками, магнитами, фигурками или обводить фломастером на водной основе, зачеркивать и т.д.
Артикуляционная игра «На полке» (лексическая тема «Игрушки»).
Задачи: развивать артикуляционную моторику; развивать зрительно-пространственное восприятие.
Задание: на игровом поле изображение полки с теневым изображением игрушек. Перед ребенком на столе расположены семь карточек-игрушек с изображением артикуляционных картинок, необходимых для развития артикуляционного уклада нарушенного звука. Педагог предлагает найти игрушку, расположенную в правом верхнем углу, поставить ее на место, выполнить артикуляционное упражнение.
Артикуляционная игра «К кормушке» (лексическая тема «Зимующие птицы»).
Задачи: развивать артикуляционную моторику; закреплять названия птиц и обобщающее понятие «зимующие птицы»; уточнять употребление предлогов в речи.
Задание: на игровом поле изображена кормушка для птиц. По инструкции учителя-дефектолога необходимо назвать прилетевших к кормушке птиц и разместить их относительно кормушки (на, в, под, слева, справа, над). По завершении выполнения задания, актуализировать понятие «зимующие птицы».
Использование дидактического альбома «Умный язычок» позволяет более эффективно развивать артикуляционную моторику, что способствует быстрой постановке и автоматизации нарушенных у детей звуков, способствует развитию лексико-грамматического строя речи и в целом повышает качество коррекционно-педагогической работы.
Перейдя по QR-коду можно ознакомиться с видеопрезентацией дидактического альбома по развитию артикуляционной моторики «Умный язычок».