Развитие речевой компетенции учащихся через использование активных форм работы на уроках английского языка  

- 13:25Иностранный язык. Материалы к урокам, Методичка

 Елена БОРИСЕНКО, Елена ЗИМНИЦКАЯ,
учител
я английского языка
ГУО «Средняя школа №
2 г. Мстиславля»,
Могилевская область

 

 

A teacher is a compas that activates the magnets
of curiosity, knowledge and wisdom in the pupils.
                                                         Ever Garrison

 

Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Необходимо не только раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни, но и сделать учебный процесс более увлекательным и интересным.

Это возможно сделать, используя новые педагогические подходы, методики и технологии в современной общеобразовательной школе.

В частности, метод «1 × 2 × 4» (Think Pair Share), который даёт возможность учащимся обсудить идеи в паре (pair time), затем поработать в группах или перейти к фронтальному обсуждению с учителем (share time); метод «Ассоциации» применяется с целью создания учащимся своего индивидуального смысла изучаемых явлений, обмена этими смыслами; применение информационных технологий (видеофильмы); методика критического мышления «Шесть шляп мышления», которая помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении; метод «Выбор».

 

Метод «1 × 2 × 4» или, как в зарубежных методиках его называют, «Think-pair-share» (Приложение 1).

Перед учащимися ставится проблема или вопрос. Устанавливается промежуток времени, например, 3–5 минут каждый работает самостоятельно, подбирает слова-ассоциации или составляет устное высказывание, затем учащиеся объединяются в пары и вырабатывают общее мнение, далее они объединяются в группы, и группа предлагает свое решение вопроса или ответ на поставленную проблему.

 

Метод «Ассоциации»

К предложенному понятию необходимо подобрать 2–3 слова, которые отражают суть этого понятия (Приложение2). Можно усложнить задание, предложив не просто подобрать слова, а провести «аллитерацию понятий» (в таком варианте детям обычно предлагается опора – список – для выбора). После того как высказались все дети, можно перейти к «мини-сочинению», где каждый ребенок составляет предложение по заданной теме, используя выбранные ранее слова и ассоциации. Так же можно выйти на «минуту говорения»: используя предложенные слова, участник в течение минуты высказывается по заданной теме.

 

Применение информационных технологий

В частности, видео, является хорошим материалом для обучения эффективной речевой коммуникации. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и языковые особенности речи в конкретном контексте (Приложение 3). Эта форма учебной деятельности не только активизирует внимание и память учащихся, расширяет их кругозор, но и способствует развитию и совершенствованию навыков восприятия и понимания речи на слух и говорения.

Очевидно и то, что использование видео на занятиях повышает мотивацию обучения и создаёт определённые условия для дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности учащихся, способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает их интерес к изучению иностранного языка и вовлекает в пространство межкультурной коммуникации.

Видеоролики используются на различных этапах:

– организационно-мотивационном: через короткий видеоролик, отражающий содержание урока, учащиеся могут прийти к пониманию целей урока;
– введения и отработки языкового материала;
– развития навыков речевой деятельности как визуальная опора;
– физкультминутки – динамические песни в видеоформате.

Однако для действительно эффективного использования видео на уроке необходимо соблюдать ряд условий:

– содержание видеоматериала должно быть точно согласовано с изучаемым учебным материалом, соответствовать изучаемой теме и уровню знаний учащихся;
– видеоматериал должен использоваться в меру, и показывать его следует только в соответствующий момент урока;
– видеофрагмент должен представлять учащимся возможность для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции.

Использование видео на уроках способствует повышению качества знаний, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Наиболее популярным и удобным интернет-порталом с бесплатным доступом к видео является YouTube. Серия видеосюжетов “Window on Britain” позволяет подобрать видеоматериалы ко многим темам.

Работа над видеофильмом происходит так же, как работа с текстом или аудиоматериалом, где выделяют три основных этапа: предсмотровой (pre-watching), просмотровой (while-watching) и послепросмотровой (post-watching).

 

Чтобы акцентировать внимание учащихся на восприятии иноязычного текста, можно использовать такой простой приём: дать каждому учащемуся карточку со словосочетанием из рассказа и попросить всех встать. Во время прослушивания, услышав «своё» словосочетание или слово, они тут же тихонько садятся. При обсуждении прослушанного учащиеся стараются употребить эти словосочетания в своей речи. Таким образом вы не найдёте пассивных слушателей.

 

Методика «Шесть шляп мышления» (Приложение 4)

Она позволяет преодолеть три трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу и сделать намного более эффективной любую умственную работу.

Словосочетание «надеть чью-либо шляпу» означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

В методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

– Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Мы можем выдвинуть абсолютные истины (always true), предположения (occasionally true) или отрицательные факты (never true).

– Красная шляпа: чувства и интуиция. Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение: I just hate it, I love, I fear, I am fond of, keen on, I can’t stand и т.д

– Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Можно использовать следующие конструкции: I have a vision…, probable, very probable, fifty per cent probable. Также можно использовать if-конструкции, если они предполагают положительное решение проблемы.

– Черная шляпа: критика. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Используются такие конструкции, как It seems to me dangerous; yes, but.

– Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности.

– Синяя шляпа: управление процессом. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

 

Метод «Выбор»

Целью данного метода является стремление выявить уровень информированности участников, учить высказывать свое мнение и защищать его. Учащиеся должны взять на столе карточку, прочитать и решить, согласны ли они с предложенным утверждением. Если «да», то нужно стать у стены с надписью «да», если не согласны – то у стены «нет». Если сомневаются – то на линии. Позицию можно менять. Ученики обязательно должны обосновать свой ответ, свой выбор (Приложение 5).

 

Планируя урок, необходимо помнить об использовании разнообразных опор (вербальных и невербальных): фотографий, рисунков, схем, диаграмм. Опоры необходимы при введении лексических и грамматических единиц на познавательном этапе урока, при организации ролевых игр, они всегда информативны и служат стимулом к высказыванию, помогают снять различного вида трудности, стимулируют общение учащихся на уроках, вносят разнообразие в учебный процесс, дают возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации.

Такой прием дает учащимся возможность развивать навыки сотрудничества, межличностного общения. В результате речевого взаимодействия среди участников образовывается несколько групп, внутри которых происходит обмен информацией. После общения ученики рассказывают о том, как им удалось получить нужную информацию.

Необходимо отметить, что использование современных методов обучения на уроках иностранного языка является важным средством для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, побуждает учителя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, активному развитию.

 

Приложение 1

Прием 1 × 2 × 4

Form 10 Unite 2 Education Lesson 7 My school years (фрагмент)

На этапе Post-listening
Complete the statements by yourselves, then in pairs and then make a short text in groups of four:
“The girl would have been happier at school if……”

 

Прием Think – Pair – Share

Form 10 Unit 2 Houses and Homes Lesson 3 Modern or Period? (фрагмент)

1 Where would you like to live in a period home or in a modern flat? Think for a while. (13min)
2 Discuss it with your partner. Report what your partner has said. (25min)
3 Share your opinions with another pair.

Form 11 Unit 3 Environment (фрагмент)

Complete the statements by yourselves, then in pairs and then make a short text in groups of four:

Pollution is …, It makes a huge impact on the …, It results in …, The possible solution to the problem is to…

 

Приложение 2

 Урок английского языка в 10-м классе

Тема: Уличное искусство-граффити (фрагмент)

Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции учащихся. Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут выразить свое мнение по проблеме “Graffiti: art or vandalism?”, смогут вести диалог в ходе ролевой игры.

Задачи:

– создать условия для развития речевых умений учащихся, развития навыков работы с текстом;
– содействовать развитию всех видов умственной деятельности;
– содействовать воспитанию гуманистического мировоззрения, формированию нравственных и эстетических взглядов.

 Ход урока

I Введение в коммуникативную ситуацию урока (используется схема Mindmap). На доске рисуется схема (прошу учащихся назвать пропущенное слово).

Можно предложить подсказки: ‘It’s a kind of painting on walls’ ‘You usually see this in big cities’. It begins with G.’ Затем прошу учащихся рассказать, что они знают о граффити.

 

II Познавательный этап

Предлагаю учащимся Graffiti Quiz для работы в паре. Время работы ограничено – 5 минут, проверка – фронтальная.

 

III Деятельностный этап

1 Работа с текстом о граффити в Великобритании и о художнике Бэнкси.

На доске записан вопрос, который может служить опорой‘Is the writer’s positive or negative attitude towards graffiti?’ Учащимся дается несколько минут, чтобы прочитать текст и ответить на вопрос. Затем предлагается прочитать текст более внимательно и в парах сделать упражнение на соотнесение numbers places people. Затем идет взаимопроверка в парах и проверка фронтальная.

2 Обсуждение вопросов в парах. Составлено 10 вопросов. Первые 7 предлагаются всем учащимся. Следующие 3 могут быть предложены более сильным учащимся. Учащиеся обсуждают в парах, затем сообщают классу, что сказали их партнеры по некоторым вопросам.

 

IV Оценочно-рефлексивный этап

На этом этапе учащимся предлагается провести ролевую игру, в ходе которой «художник Бэнкси» дает интервью «журналисту». Класс делится на две группы. Группа А – играют роль журналиста, работающего в журнале, у которого появился шанс взять интервью у всемирно известного художника. Они оставляют вопросы, опираясь на прочитанный текст, группа В – играют роль художника и придумывают Banksy’s background (family, friends, school, work, his money etc.)

 

 Приложение 3

Урок английского языка в 10-м классе (фрагмент)

Тема: Перспективы развития жилья в будущем
(с использованием короткого видеоролика; видеоролик был взят с образовательного канала YouTube)

Цель: совершенствование навыков устной речи по теме.

Задачи:

– образовательные: создать условия для совершенствования лингвистической и речевой компетенции;
– развивающие: способствовать развитию внимания, слуховой и зрительной памяти; совершенствовать у учащихся умения и навыки работы в парах и группах;
– воспитывающие: способствовать воспитанию культуры и потребности в практическом использовании языка в различных сферах жизни.

Teacher: Now we’re going to watch video.

But before you watch think about the following questions: (pre-watching task)

— What’s the most modern home you know?
— How do homes in your country compare with home in the UK?

 

Now watch to find out about the future of homes (while-watching task)

– Watch the video. Which of these things do we see in the documentary?

a. A shower which uses rainwater and solar energy.
b. A washing machine which uses just one liter of water.
c. A front door which recognizes people’s fingerprints.
d. A computer which controls the temperature and music in the home.
e. A fridge which tells you when food has gone bad.
f. A chair with a built-in library.
g. A generator which makes electricity using rubbish from the kitchen.
h. A solar-powered television.

 

Comprehension task

Watch the video again. Decide if the sentences are true or false.

— The houses are part of an estate where rich people live.
— With some of the houses, it’s easy to add floors if you want more space
— Peter White is the engineer in charge of the houses.
— Peter White says that houses in the future will be completely different from today’s.
— One of the visitors to the houses says she’d like a house which can clean itself.
— Another visitor says he’d like to be able to watch films in every room.

Discussion What kind of homes will we live in the future? What kind of technology will we have?

 

Или другой вариант заданий

 

I Preparation: matching

Match the vocabulary with the correct definition and write a – f next to the number 1 – 6.

1        an experiment      a. a useful tool that uses new technology
2        a housemate         b. a test to find out how well something works
3        to evolve             c. most recent or newest
4        a gadget               d. to change and improve the design of something over time
5        a control panel     e. someone who shares a house with you
6        latest                    f. a set of buttons which can operate a machine or a system

 

ІI Check your understanding: multiple choice

Circle the best words to complete these sentences

1. In the first house shown in the video, the shower water is heated by electricity / wind energy / solar energy.
2. These houses are experimental / for sale / real people’s homes.
3. The technology in these houses helps them make more efficient use of energy / water / space compared to ordinary houses.
4. There’s a card scanner / fingerprint scanner / retina scanner to open the door.
5. When it’s hot, the windows / curtains / shutters close automatically.
6. The chair also contains books / food and drink/toys

 

III Check your understanding: matching

Match the two sentence halves and write a – f next to the number 1–6.

1…….. I would love a self-cleaning house a. that could cook all my meals for me.
2…….. I’d like an eco-house b. so I could watch the football everywhere.
3…….. I’d like a front door c. that does all the housework for me.
4…….. I’d like a TV in each room d. with a fingerprint scanner for security.
5…….. I’d like a robot chef e. that automatically makes itself every morning.
6…….. I would love a bed f. that uses renewable energy.

 

ІV Discussion

What would your dream house be like? What gadgets would you like to have in it? Who would your ideal housemates be?

 

Приложение 4

Приём «Шесть шляп мышления»

Form 10 Unite 2 Education lesson 7. My school years (фрагмент)

I I’ll say some sentences one by one. If you agree with the statement, stand up and say “That’s me!”. For example, “I like school uniform” –“that’s me!” Ready?

1. I am for school uniform.
2. I am against school uniform.
3. Wearing school uniform. I feel part of the team, part of the society.
4. It’s better to have a dress code rather than school uniform.
5. School uniform helps to lessen social inequality between the rich and the poor.
6. School uniform brings a sense of style and aesthetic taste, which can be useful in the future.
7. School uniform deprives students of the individuality.
8. I’d rather wear whatever I want to school.
9. My school uniform is lovely!
10. School uniform is a necessity nowadays.

What do you think our topic is about? – Is school uniform a necessity or an obligation?

 

II Now divide into 6 groups of three and you will try six thinking hats on. (каждой группе выдается инструкция по шляпе). Get ready to speak about school uniform, wearing a particular hat, using the instruction. You have 5–6 min to prepare.

 

Инструкции

A white hat – neutral
Give all the facts you know about school uniform in Russia or abroad. .Don’t give your own point of view and don’t show your emotion. Don’t speak about advantages/disadvantages. The more you speak, the better.

A Black hat – negative
Negative thinking. Speak about the disadvantages of school uniform: the problems, negative effects. Give examples. The more you speak, the better.

A Yellow hat – positive
Positive thinking.  Speak about the pluses of school uniform. Give examples. The more you speak, the better.

A Red hat – emotiona.
Emotional thinking. Give your own point of view on school uniform: what you like/dislike in your uniform. Speak about the thing you like most. The more you speak, the better.

A Green hat – creative
Creative thinking. Use your creativity speaking about school uniform. You may create a poem or a cinquain or a joke about school uniform.…

A Blue hat – philosophical
Summarizing. You must listen to all the opinions and draw the conclusion. Is school uniform a necessity or obligation? Через 5-6 минут подготовки группы выступают со своими высказываниями, синяя шляпа подводит итог.

 

Приложение 5

 Урок английского языка в 10-м классе (фрагмент)

Тема: Republic of Belarus (Lesson 5 Topic: Why do you like Belarus)

Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции в рамках определенной коммуникативной ситуации. Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут порекомендовать посетить достопримечательности Республики Беларусь.

Задачи:

– образовательная: создать условия для развития навыков говорения: учить вести диалог, давать советы, высказывать свою точку зрения; содействовать развитию навыка восприятия и понимания речи на слух;
– развивающая: содействовать развитию всех видов умственной деятельности: памяти, внимания; создать условия для работы в парах и группах;
– воспитательная: воспитывать любовь и уважение к своей стране, уважительное отношение к культуре других народов и стран

Тип урока: комбинированный

 

Проектировочный этап

Teacher: It’s time to recommend your friends visiting some places of interest. Choose places and prove your friends that they are worth seeing (The Braslav Lakes and Belavezhskaya Pushcha and Lake Naroch) .  Work in pairs. Use the highlighted formulas (учащиеся выбирают достопримечательности Беларуси и советуют напарнику посетить эти места)

T.: Let’s role play the forum discussion

(ролевая игра – обсуждение на форуме)

 

Деятельностный этап

Moving activity

Teacher: We have known some information about the Republic of Belarus but what about the UK? Stand in a circle, please and pass the stripes of paper until I tell you stop. Everybody has to make up sentence to describe the natural beauty of the UK.

Speaking

T.: And now in former group make up stories about a place of natural beauty in the UK  ( the Lake District,  Loch Ness, Royal Botanic Gardens )) and recommend tourists to visit them)

 

Оценочнорефлексивный этап

Teacher: Our lesson is coming to the end. Say me in 3–4 sentences about the places of natural beauty in Belarus or the UK.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий