Зоя БОЯРОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Как сделать образовательный процесс занимательным и интересным? Очень часто этот вопрос волнует учителя при подготовке к учебному занятию. Даже очень интересный рассказ у доски эту задачу не выполняет. Задача современного учителя – не транслировать знания, а учить детей самостоятельно их получать.
У каждого учителя есть свои методические приёмы повышения познавательной активности учащихся. Поиск новых средств визуализации учебного материала привел меня к методу скрайбинга. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал, проиллюстрировать прочитанное.
Скрайбинг бывает «рисованный» и «компьютерный». Мой выбор пал на «рисованный» скрайбинг, так как дети раньше учатся рисовать, чем писать. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски. Научиться создавать скрайбы достаточно легко: рисунки специально делаются максимально простыми. Вместе с этим при работе над скрайбом дети самостоятельно ищут, анализируют, оценивают, отбирают и организовывают информацию, формируют информационные компетенции.
Чаще всего рисованный скрайбинг я использую на уроках русского языка при изучении нового материала. Например, при изучении в 5-м классе темы «Однозначные и многозначные слова» учащиеся самостоятельно знакомились с материалом учебника, а после изображали информацию в ассоциативных образах.
Затем я объясняла им, что при возникновении слово всегда однозначно. Его новое значение появляется в результате переносного употребления слова на основе сходства явлений. В результате переноса у слов образуется новое значение, которое закрепляется речевой практикой. Все значения многозначного слова связаны между собой. Многие слова в русском языке имеют большое количество значений: идти (более 40), тянуть (32), ставить (15), бегать (14), тяжёлый (14), свободный (13), сильный (7).
В качестве домашнего задания было предложено систематизировать материал, а в качестве примеров использовать слова кисть, ключ, разбить, идти. В начале следующего урока ребята демонстрировали свою работу.
При изучении в 5-м классе темы «Правописание гласных «о-а» в корне с чередованием «-гор-//-гар-» учащиеся создавали свои варианты оформления и подачи материала, поделившись на группы. Затем один представитель от группы представляет результат у доски.
Технику скрайбинга можно применять на любом этапе урока. Он помогает структурировать информацию и зафиксировать правило. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме этого, если ученики участвуют в создании скрайба, у них развивается критическое и образное мышление. Материал, закреплённый визуально, лучше запоминается и воспроизводится учащимися, заинтересовывает их.