Светлана ЖУК,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 г. Мосты»,
Гродненская область
Цели:
– предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут уметь применять правила сложения, вычитания, умножения и деления положительных и отрицательных чисел путём применения разнообразных форм упражнений (в решении примеров, уравнений, упрощении выражений);
– создать условия для развития исследовательских способностей, вычислительных навыков, логического мышления, навыков само- и взаимоконтроля, способствовать развитию умения выделять главное, переносить знания в новую ситуацию, сотрудничать и работать в парах;
– содействовать формированию положительной мотивации и интереса к предмету; воспитанию культуры общения, бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в паре, группе.
Используемое оборудование: компьютерный класс, выход в интернет, проектор, карточки с заданиями.
С.Жук. Задачи на все действия с рациональными числами. Презентация
Ход урока
1 Организационно-мотивационный момент
Здравствуйте, ребята. Рада всех видеть в хорошем настроении, присаживайтесь.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Задачи на все действия с рациональными числами». Откройте тетради, отступите четыре клетки от вашей последней записи, запишите число, классная работа и тему урока.
А теперь предлагаю вам, используя облако слов, определить задачи на сегодняшний урок (Слайд 1).
Правильно, сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки сложения, вычитания, умножения и деления положительных и отрицательных чисел путём применения разнообразных форм упражнений (решения примеров, уравнений), что послужит вам хорошей основой при дальнейшем обучении.
Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова швейцарского педагога, жившего в конце XVIII – начале XIX века Песталоцци: «Счёт и вычитание – основа порядка в голове». Как вы понимаете данные слова?
Сегодня на уроке оценивать себя вы будете сами, у каждого на парте лист оценки, в котором указы все этапы сегодняшнего урока и количество баллов, которые вы можете получить за него. (Приложение 1)
2 Проверка домашнего задания
Начнем с проверки домашнего задания. Предлагаю посмотреть на слайд и сверить ответы (на слайде записано решение упражнений, в которых сделаны ошибки). (Слайд 2)
№ 280. Определить знак значения выражения, не выполняя вычисления:
а) выражение 1 > 0; выражение 2 < 0.
б) выражение 1 > 0; выражение 2 > 0.
№ 281. Найти среднее арифметическое чисел:
Все, кто выполнил два задания правильно, поставят в лист самооценки 2 балла, кто одно – 1 балл, у кого ошибки в первом и втором задании – 0 баллов.
3 Актуализация опорных знаний
3.1 Продолжи предложение
– Множество целых чисел – это…
– Множество рациональных чисел – это…
– Противоположные числа – это….
– Модуль числа – это…
– Из двух отрицательных чисел большим будет….
– Сумма двух отрицательных чисел будет числом….
– Произведение двух отрицательных чисел будет числом….
– Частное двух чисел с разными знаками будет числом….
– Если количество отрицательных множителей чётно, то произведение будет…
– Если количество отрицательных множителей нечётно, то произведение будет…
За каждый правильно сделанный ответ – 1 балл. Количество баллов запишем в лист оценки.
3.2 «Верно – неверно»
К доске вызываются двое учащихся, остальные выполняют задание самостоятельно в тетради.
Если согласны с утверждением, ставим «плюс», если не согласны ставим «минус».
1) – 5 – отрицательное число (верно).
2) Расстояние от начала отсчета до точки с координатой – 3, равно – 3 единицам (неверно).
3) 6 – положительное число (верно).
4) – 9 и 9 противоположные числа (верно).
5) Модуль – 7 равен – 7 (неверно).
6) 0 – положительное число (неверно).
7) Сумма двух отрицательных чисел является отрицательным числом (верно).
8) Произведение двух целых положительных чисел равно 0 (неверно).
9) Произведение двух отрицательных чисел является положительным числом (верно).
10) Сумма противоположных чисел равна 0 (верно).
Таблица ответов (Слайд 3)
Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, возьмите карандаши и проверьте работу своего одноклассника. Подсчитайте количество правильных ответов и поставьте на полях. Количество баллов запишем в лист оценки.
4 Практический этап
4.1 Викторина (работа за компьютером)
Умения применять правила сложения, вычитания, умножения и деления предлагаю проверить при выполнении задания за компьютером.
Ссылка: https://learningapps.org/watch?v=pri7ahym321
Количество правильных ответов вносится таблицу оценивания.
Физминутка
1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке парты, затем выдохнуть. Повторить 5–6 раз.
2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5–6 раз.
3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.
4.2 Работа в группах
У каждой группы на парте лежат шестиугольники (гексы) на которых записаны уравнения. Из всех уравнений вы должны выбрать те, решение которых есть ключевое число. (Приложение 2)
Приложение2_гекс1 Приложение2_гекс2 Приложение2_гекс3 Приложение2_гекс4 Приложение2_гекс5 Приложение2_гекс6
Первая группа – число – 11,
вторая группа – число – 13,
третья группа – число – 15,
четвёртая группа – число – 16,
пятая группа – число – 18.
Представитель группы должен защитить работу.
Каждая правильно подобранная гекса оценивается в 1 балл. Максимум – 6 баллов. За активную работу в группе плюс 2 балла.
4.3 Выступление учащегося о появлении отрицательных чисел
5 Контрольно-коррекционный этап. Самостоятельная работа
Необходимо восстановить цепочку вычислений (Слайд 4). За каждую цепочку в лист оценки выставляем по 5 баллов.
Осуществить анализ наиболее существенных ошибок и затруднений.
6 Подведение итогов урока
– А теперь, когда вопросы исчерпаны, давайте подведем итоги. Предлагаю подсчитать количество набранных баллов за урок и выставить себе отметку.
7 Рефлексия. Домашнее задание
Знания, которые усваивает человек, открывают ему с дверь к другим, новым знаниям и достижениям. И в зависимости от того, какие это знания – трудные или легкие, интересные или не очень, можно дать определение и той двери, которая перед нами открывается – тяжелая металлическая или наоборот, невесомая, легкая из картона. Будем считать, что действия с отрицательными числами мы изучили. Трудно ли вам было, легко ли? Как для себя вы оцените эти знания, подберите наиболее соответствующее вашим ощущениям понятие и продолжите предложение (Слайд 5):
– Я научился…
– Было трудно…
– Сегодня я узнал…
– У меня получилось…
– Теперь я могу…