Мои ученики – подростки

- 11:36Классный час

Людмила СИДОРЕНКО,
учитель английского языка,  
классный руководитель 11 «А» класса
ГУО «Средняя школа № 41 г. Гродно»

 

 

Как найти подход к ребенку? Мы говорим на разных языках, как быть? Такие вопросы зачастую задают родители подростков. С этими и другими вопросами столкнулась и я, когда три года назад пришла работать в новую, только что открывшуюся школу, став классным руководителем 8-го класса. Я чувствовала себя волнительно и немного неуверенно. Моими учениками были подростки, которые смотрели на меня оценивающим взглядом, с которыми мне предстояло подружиться. Проанализировав свою работу за прошедший период, хочу сказать, что это был не совсем легкий, но, безусловно, яркий и насыщенный событиями период.

Подростковый возраст является одним из самых сложных во взрослении и становлении личности. Это время перемен для ребенка, которое наполнено эмоциональными переживаниями и физиологическими изменениями, что неизбежно сказывается на всех аспектах его жизни, в том числе и школьной. Школьные проблемы в период подросткового возраста могут быть результатом открытого неподчинения и стремления к независимости. Подростки бунтуют различными способами, например, отказываясь посещать школу, тем самым вызывая негодование и конфликты в семье. Желание подростков обрести больше свободы может не совпадать с желанием родителей уберечь их от опасности.

Прежде чем прийти к спокойному взаимодействию со своими учениками-подростками, мне как классному руководителю пришлось пройти «тестирование» с их стороны. Они проверяли меня на прочность, стрессоустойчивость, создавали ситуации, в которых изучали мои реакции, проверяли границы моего терпения, анализируя моё поведение, с целью понять, как можно или нельзя себя вести с педагогом.

В провокационных ситуациях учитель может выгнать учащегося из класса, накричать. Конфликтные ситуации часто возникают у тех учителей, которые не готовы смотреть на ситуацию глазами ребят, принимать в расчет переживания их внутреннего мира.

 

Как же действовать и что нужно знать учителю, который впервые столкнулся с учениками-подростками? Из своего личного опыта хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями и советами, которые помогут преодолеть трудности переходного возраста детей в школьном коллективе.

Во-первых, педагог должен быть спокойным и уверенным в себе. Авторитет учителя проявляется в том, как именно он себя ведет. Когда учитель доброжелателен, открыт для общения, улыбчив, ученик сам чувствует себя спокойно и уверенно. В случае с провоцирующим и срывающим уроки подростком, учителю нужно показать, что провокации на него не действуют. Когда учитель ругается или кричит, ученику трудно идти с ним на контакт, поэтому лучше выждать и попытаться уладить ситуацию мирной беседой.

Во-вторых, подросток должен знать, что учитель его слышит и признаёт его эмоции. В этом возрасте дети ведут себя неспокойно, пытаясь срывать уроки, проявляя агрессию, выражаясь нецензурной лексикой. В такие моменты важно не кричать на ребёнка, а попытаться понять, что стоит за таким поведением. Проблемы подростков, отражающиеся в таком поведении, не всегда связаны со школой. Это могут оказаться трудности дома, размолвки с друзьями, детское ощущение того, что тебя никто не понимает и ты никому не нужен, чувство одиночества, которое испытывают дети в этом возрасте. В такой ситуации ребёнка надо выслушать. Эмоции подростков очень переменчивы, и они быстро сменяют гнев на милость. Правильно подобрав слова, можно переключить внимание ребёнка на другие вещи, предложив альтернативу (спорт, секции, кружки). При желании учителю всегда удаётся найти подходящие варианты того, как и чем увлечь ребенка, сместив центр его переживаний в другую сторону. Не стоит учить подростков считать себя плохими из-за ошибок, которые они совершают. Гораздо важнее научить их извлекать уроки из любой ситуации, даже отрицательной, и нести ответственность за свои поступки.

На мой взгляд, залог успешного взаимодействия классного руководителя с подростками заключается в индивидуальном подходе, открытости и честности по отношению к каждому из своих учеников. Дети всегда чувствуют, как к ним относятся. Есть вещи, о которых подростки не желают говорить с родителями, но охотно делятся с теми, кто их готов выслушать.

Осознавая, что главным для классного руководителя будет не желание доказывать свою правоту, навязывая свою точку зрения, ученики гораздо охотнее делятся своими чувствами и эмоциями, выражают их более открыто. Учитель призван не изменить поведение ученика, а скорректировать и направить его на правильный путь, показать пример взрослого подхода к сложным ситуациям, сохранив доверие и добрые взаимоотношения друг с другом.

При работе с подростками следует помнить, что учитель является ролевой моделью, с которой ученики берут пример. Именно поэтому есть вещи, которых учителю следует избегать. Не стоит в работе оценивать личность ученика. Подросток должен понимать, что с ним все в порядке, и вы не настроены против него. Ребёнка не следует стыдить перед всем классом. В этом возрасте дети очень болезненно реагируют на критику со стороны других, что может привести к замкнутости. К тому же критика в адрес ребенка не решает проблему, а только обостряет взаимоотношения учителя и ученика. Ни в коем случае не следует угрожать или оставлять после уроков, предварительно сообщив об этом классу. Неумелые действия учителя могут спровоцировать травлю внутри школьного коллектива и стать причиной недовольства других детей. Все проблемы с подростком следует решать индивидуально, максимально корректно подбирая слова в ходе беседы, чтобы не усугубить болезненную ситуацию. Не травмируя ученика, решать его проблемы спокойно и конструктивно, давая ему возможность поработать над собой и порадоваться за свои успехи.

Важной составляющей успешной работы с классным коллективом являются классные и информационные часы, которые учащиеся готовят сами, внеклассные мероприятия, выходы в кино, экскурсионные поездки. Так мы посетили «Линию Сталина», совершили экскурсионные поездки в Минск, Ружаны, Коссово, посетили музеи Гродно, Старый и Новый замок, приняли участие в квесте «Форд Боярд» (Гродно), совместно играли в боулинг и лазертаг. Все эти мероприятия помогли мне как классному руководителю лучше понять моих учеников и наладить с ними контакт.

Еще одной составляющей успешной работы с подростками являются взаимоотношения классного руководителя с родителями. Как показывает практика, родители не всегда готовы к трудностям переходного возраста и им, как и детям, иногда требуется помощь и поддержка. Проведённые классные и информационные часы с участием психолога, круглые столы с родителями на тему «Мой ребенок – подросток», родительские собрания, анкетирование ребят и родителей помогли моим учащимся и их родителям пережить трудности этого периода. За последние три года в моей практике была не одна ситуация, которая благополучно разрешились при совместной работе «ученик – психолог – родитель – классный руководитель». Родители и дети всегда могут обратиться к психологу и попытаться найти совместное решение текущих проблем.

В заключение хотелось бы отметить, что подростки, не всегда способные контролировать своё эмоциональное состояние и переживания, свои страхи прячут за напускной бравадой, нелепыми шутками, вызывающим поведением, насмешками. Задача педагога состоит в том, чтобы заметить и понять настроение ребёнка, показать ему, что он не одинок в своих переживаниях, и протянуть ребенку руку помощи. Наш успех, в конце концов, будет зависеть от того, насколько мы готовы быть близки к своим воспитанникам, отдавая часть себя, чтобы получить лучшее взамен.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий