Исследовательская работа «Как подростку заработать деньги?..»

- 11:43Исследовательская деятельность

Иван ЗУБКО, учащийся 11-го класса;     
Лилия РАКУ, руководитель исследовательской работы,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Россь» Волковысского района,
Гродненская область

 

 

 

В интернете мне неоднократно попадались статьи о том, как заработать подростку. Тема, как для меня, так и для многих ребят моего возраста, очень актуальная. Я объективно понимал, что постоянно просить деньги у родителей – не лучшее решение. Поэтому я стал искать больше информации на тему: «Как заработать подростку?». В результате понял, что это не такой уж и простой вопрос, и он требует более детального рассмотрения.

Мы провели социологический опрос учащихся средней школы № 2 г.п. Россь в возрасте от 14 до 16 лет с целью выявить, волнует ли других подростков вопрос, связанный с зарабатыванием денег.

 

Вопросы, включенные в анкету для подростков:

1. Укажите свой возраст.
2. Хватает ли вам карманных денег?
3. Желаете ли вы заработать деньги самостоятельно?
4. На что бы вы их потратили?
5. Зарабатывали ли вы уже деньги самостоятельно?
6. Знаете ли вы виды работ, доступные подростку?
7. Перечислите их.
8. Знаете ли вы об особенностях правового регулирования трудоустройства подростков?

 

Средний возраст участников опроса составил 14,8 лет. Всего в опросе участвовали 49 человек. 90 % подростков получают достаточно карманных денег от родителей. И столько же опрашиваемых хотели бы заработать денег самостоятельно. Чуть менее половины подростков уже пытались заработать своим трудом. А остальная половина – даже не знают, где можно подработать. Проанализировав результаты опроса вновь, мы поняли, что для подростка действительно важен собственный заработок.

 

Цель работы: изучение возможностей заработка для подростков в реальном мире.

Объект исследования: рынок труда для подростков.

Предмет: факторы и условия, которые способствуют зарабатыванию денег подростками.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач:

– изучить правовые основы трудоустройства несовершеннолетних;
– проанализировать рынок труда и трудовых мест, в частности в г.п. Россь;
– проанализировать возможные варианты трудоустройства подростков;
– разработать рекомендации подросткам, желающим трудоустроиться.

Гипотеза: Подросток может заработать деньги, но при определенных условиях.

В какой бы сфере ни подрабатывал подросток, он получает ценный опыт в определенной профессии. Это может способствовать дальнейшему продвижению в выбранной области, заставит успешнее учиться, чтобы в будущем овладеть интересующей профессией.

Для трудоустройства во время каникул подростки могут обращаться к социальному педагогу в учреждении образования, в управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных, городских исполнительных комитетов в своем районном, городском населенном пункте, в общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи».

Приоритетное право на трудоустройство имеют те, кому необходимо повышенное внимание: дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, а также у тех несовершеннолетних, которые состоят на учёте в инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних.

Мы выяснили, что для трудоустройства подростка в обязательном порядке необходимо предъявить нанимателю следующие документы:

– направление службы занятости;
– медицинская справка (форма 086/У);
– паспорт;
– документ из учреждения образования. 

Кроме того, для трудоустройства подросткам в возрасте от 14 до 16 лет необходимо предоставить письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей).

Заработок денег – неотъемлемая часть жизнедеятельности всех людей. Чем раньше человек начнет зарабатывать деньги – тем быстрее он обретет самостоятельность и независимость. Но если взрослый человек может работать почти везде, то подростку с выбором занятости приходится сложнее.

 

Поиск вакансий

Мы обратились к органам местной власти, в частности к председателю Росского сельского исполнительного комитета Алле Зарихта, с вопросами о трудоустройстве подростков.

Из беседы узнали, что подростки не обращались с просьбой о трудоустройстве и предложить подростку какие-либо виды работ они не могут. “У нас достаточно обеспеченный штат сотрудников и специалистов, каждый из которых занят своим делом. Так что здесь нет какой-либо работы для подростка. Однако, насколько известно мне, БРСМ активно устраивает как подростков, так и молодежь на работу. В прошлом году около 600 молодых человек были трудоустроены. БРСМ организовывает как трудовые отряды, так и производит индивидуальное трудоустройство».

Мы также обратились к бывшей заведующей местным почтовым отделением с данными вопросами. «Раньше брали на работу детей с двенадцати лет. На данный момент почтовое отделение предложить какие-либо виды работ подростку не может, работа материально ответственная».

Чтобы получить ответ на вопрос, можно ли подросткам мыть машины, мы обратились к старшему участковому инспектору, капитану милиции Виктору Мурашко. Если подросток моет машины на автомойке, то к нему вряд ли появятся претензии. Другое дело, если в неустановленных местах: возле жилых домов или в зеленой зоне. Это уже нарушение, т.е. назойливое приставание к гражданам с целью оказания услуг. Таких подростков сотрудники милиции могут задерживать до выяснения личности. Дальше вся ответственность ляжет на родителей. Это может быть предупреждение, профилактическая беседа или штраф, размер которого устанавливает комиссия по делам несовершеннолетних.

Мы попробовали найти работу через интернет, ввели в поисковик (yandex.ru, rambler.ru, google.com) ключевые слова. Например «Ищу работу в г.п. Россь». Сразу открылись ссылки на сайты. В основном там можно найти предложения для совершеннолетних. Для подростков – объявления нам не попались.

 

Анализ возможных вариантов заработка

Известно, что подростки могут работать курьерами. Оплата работы курьера зависит не от возраста, а от объема выполненной работы. Несомненным плюсом такой работы является свободный график. Минусами такой работы являются постоянные разъезды, необходимость носить с собой некоторый груз, а визиты в квартиры могут оказаться опасными для девушек.

Подросток может раздавать и расклеивать листовки и объявления, что не требует каких-то специфических знаний и умений, а сам процесс может занять 2–3 часа. Если выбрать людное место, то все листовки можно будет раздать и за час. Но в нашем посёлке заняться этим видом заработка практически нет возможности.

Одним из вариантов заработка является выгуливание собак. Плюсами такой работы является занятость круглый год, а также малая вероятность невыплаты школьнику денежного вознаграждения. Заниматься выгулом собак смогут лишь те подростки, которые не боятся собак, а также ответственные и пунктуальные. Выгуливать стоит лишь тех собак, с которыми подросток сможет справиться. Но проблема в том, как найти такого потребителя в небольшом посёлке.

 

Реальная практика

Нынешним летом у подростков нашей школы были возможности заработка. Управление культуры Волковысского района предоставило временную работу подросткам с нормальными условиями труда. На работу нас брали в качестве подсобных рабочих в библиотеку. На тот момент мне было 15 лет и было лето, т.е. свободное от учебы время, мой рабочий день составлял 4 часа 36 минут. Работали мы 2 недели по 5 дней. График работы был прописан в договоре, который мы подписывали с ГУК «Волковысская районная библиотека».

Наша работа заключалась в следующем: 1) ремонт книг; 2) подготовка формуляров; 3) набор текста на компьютере; 4) транспортировка книг между отделами; 5) уборка помещений библиотеки; 6) помощь в организации мероприятий.

Говоря о работе в целом, можно сделать выводы, что районные организации предоставляют работу подросткам летом, что позволяет им занять себя полезным делом, стать более ответственными и самостоятельными, и помимо этого, заработать свои собственные деньги. 

Также в нашей школе работал лагерь труда и отдыха «Энергия будущего». У учащихся была возможность получить опыт работы в СКУП «Волпа».

 

Вывод

Найти возможность заработка денег для подростка достаточно сложно, нанимателям объективно проще работать с совершеннолетними. Во-первых, некоторые виды работ, даже при желании нанимателя, подростки не могут выполнять в силу закона. Поэтому значительно сужается список возможных вакансий. Во-вторых, до 18 лет молодые люди трудятся неполный рабочий день, что требует от работодателя дополнительных мер по организации труда. Но если есть желание, то летом можно найти работу подросткам от 14 лет и старше.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что трудоустроиться подростку сложнее, чем взрослому по следующим причинам:

1. Работодатели неохотно берут на работу подростков, так как в Трудовом кодексе РБ действуют довольно жесткие нормы трудоустройства несовершеннолетних;
2. Количество рабочих мест для подростков ограниченно, но если есть непреодолимое желание трудиться, подросток может найти работу.

Кроме того, хочу отметить, что при трудоустройстве важно обращать внимание на ряд условий:

– работодатель должен обязательно заключить трудовой договор;
– трудоустройство подростков в возрасте до 16 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или законного представителя (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства;
– подростку при устройстве на работу не должно быть меньше 14 лет;
– работать можно только в свободное от учебы время;
– нельзя устроиться на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземные работы, на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию в игорном бизнесе, работу в ночных кабаре и клубах, на перевозку и торговлю спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами;
– также нельзя работать сверхурочно, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
– нельзя направлять подростков в служебные командировки, вахты, по совместительству, в религиозные организации.

 

Проведенное нами исследование позволило выяснить, что проблема заработка для современных подростков является актуальной. Поэтому нами были проанализированы некоторые способы заработка для подростков, как в реальном мире, так и в виртуальном.

В процессе решения задач исследования мы познакомились с законодательной базой этого вопроса, что позволило получить информацию о том, что должен знать подросток, прежде чем устраиваться на работу.

Любая работа, пусть даже временная, способствует тому, что подросток приобретает навыки определенной профессии. Это способствует развитию его личности и помогает определиться с выбором будущей профессии.

Подросток, который зарабатывает деньги, становится заметно самостоятельнее своих сверстников. Работа способствует психологическому созреванию личности. Заработанные подростком деньги дают ему частичную независимость и возможность самостоятельно ими распоряжаться. Только заработав деньги собственным трудом, человек начинает понимать, с каким трудом они даются, начинает ценить труд. Появляется уважительное отношение к людям труда. Вырабатываются первые навыки взаимоотношений с другими работниками и начальством. Работающий подросток в глазах сверстников выглядит более взрослым, что очень важно в этом возрасте. Повышается самооценка, появляется мотивация.

  

Литература

1. Обществоведение: учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / под ред. M.И.Вишневского. – Минск, 2010. – 270 с.
2. Способы заработка в интернете и можно ли реально заработать в 2017–2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profinvestment.com/2016/04/22/web-zarabotok-money-internete/ – Дата доступа: 01.02.2022.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn—-ctbfcfvic3abdqybq.xn--90ais/ . – Дата доступа: 01.02.2022.
4. Трудоустройство подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mir.pravo.by/library/edu/detipodrostki/detitryd/ – Дата доступа: 20.01.2022.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий