Татьяна МУССКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Ссылка на блог: https://schola53v.blogspot.com/p/blog-page.html
Тема: Кровообращение.
Цели:
1) планируется, что к концу урока учащиеся будут знать основные органы и системы кровообращения, правила здорового образа жизни для укрепления сердца;
2) организовать ситуации для:
– формирования представления об органах кровообращения, их роли в жизни человека;
– осознания роли здорового образа жизни в укреплении сердца;
– развития рефлексивных способностей учащихся;
3) создать условия для:
– усвоения знаний о способах увеличения работоспособности сердца;
– развития коммуникативных способностей учащихся, навыков группового взаимодействия;
4) содействовать:
– осознанию учащимися особой роли сердца в жизнедеятельности человека;
– осознанию роли здорового образа жизни и положительных эмоций для укрепления сердца человека;
– воспитанию доброты и гуманности в отношении к людям;
– формированию чувства восхищения удивительными способностями сердца.
Оборудование: презентация к уроку, компьютерная поддержка со ссылкой на блог, вводная анкета, карточки для работы в группах и парах, модели для определения пульса, гексы.
Ссылка на презентацию к уроку:
https://docs.google.com/presentation/d/12TJ8CKd0hI3cLpBZ_mLLPMLEM1iew6SO/edit?usp=sharing&ouid=113893315072269667531&rtpof=true&sd=true
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
– Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым…»
А как вы думаете, что делает человека счастливым? Что является главным в жизни каждого человека? (Рассуждения детей).
Каждый из нас, увы, хотя бы раз в жизни болел. Вспомните свои чувства во время болезни. Да, это грусть, подавленность, страдание.
Действительно, для того чтобы быть счастливым, нужно быть здоровым.
«Здоровый нищий счастливее больного короля» (Слайд 1).
Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко.
Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а для этого знать свой организм.
Наш урок сегодня необычный, потому что к новой теме вы пришли уже с багажом знаний, который получили, работая на страничках блога «Кровообращение. Сердце», выполняя задания маршрутного листа (Слайд 2).
2 Вводное анкетирование
– Чтобы проверить уровень вашей подготовки, проведем вводное анкетирование по вопросам темы. Подготовьте маршрутные листы.
Вопросы
1. Как называется особая жидкость красного цвета, которая постоянно движется в нашем теле?
2. Какой орган заставляет кровь двигаться?
3. Как называются органы, по которым кровь движется к сердцу и от сердца?
4. Какое вещество воздуха, необходимое органам для работы, переносит кровь?
5. Как называется движение крови через полость сердца и по кровеносным сосудам?
6. Что помогает проверить частоту ударов сердца?
7. Сердце сравнивают с «вечным двигателем», потому что…
8. Согласны ли вы, что 15 минут смеха ежедневно снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний?
Проверка (Слайд 3). Самооценка.
– На уроке у вас будет возможность увеличить количество баллов правильными ответами, результативной работой в парах и группах.
3 Определение темы и принятие задач урока
– Выскажите свое предположение, о чем пойдет речь на уроке (Слайд 4).
– Можно ли утверждать, что вы дома полностью изучили тему?
– Обобщая ваши ответы в маршрутных листах и анкетировании, сегодня на уроке мы углубим наши знания о системе кровообращения и будем решать жизненно важные проблемы и анализировать ситуации, которые в дальнейшем пригодятся в вашем жизненном опыте. И в течение всего урока мы будем обращаться к приобретенным вами знаниям и опыту в ходе самостоятельной работы по маршруту.
БУДУ ЗНАТЬ…
– способы увеличения работоспособности сердца;
– что такое пульс.
БУДУ УМЕТЬ…
– считать пульс (в спокойной обстановке и после нагрузок);
– решать практические задачи (по сохранению здоровья сердца).
4 Работа по теме
1) Гексы (в парах, 1 пара у доски)
– Усвоение материала по теме и есть первая ступенька на пути к здоровью.
Вот такая жизненная ситуация:
На прием к врачу пришёл пациент. Он жаловался на сильную боль за грудиной, которая распространяется на шею, левую руку или на спину в области лопатки. Как вы думаете, на какой орган человеческого тела жаловался пациент?
– Мы с вами уже говорили о том, что каждому человеку очень важно знать свой организм, чтобы оставаться здоровым и энергичным.
Соберите гексы, одна пара работает у доски.
Проверка (Слайд 5).
2) Дополнительная информация
Страничка знатоков (информация из блога) (Слайд 6)
– Дома, кроме обязательных вопросов, можно было побывать на «Страничке знатоков» и добавить на стикерах интересные факты о сердце и системе кровообращения. Поделитесь с ребятами этими интересными фактами (3–4 учащихся кратко о своем факте).
1-й ученик. Сердце – это удивительный орган, который способен работать в течение всей жизни человека без остановки и ремонта. Размер сердца можно определить по размеру сжатой в кулак ладони. Его функция – перекачивать кровь по организму. При сокращении сердце выталкивает кровь, а при расслаблении – отдыхает.
2-й ученик. Сердце имеет две половинки, которые разделены перегородкой, поэтому кровь не смешивается, а бежит по своей дорожке.
3-й ученик. Сердце выталкивает за один раз полстакана крови. В минуту делает 70–80 ударов, прокачивая по всему телу 5 литров крови. К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов.
4-й ученик. На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту один метр. А за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома.
– Попробуйте сжимать и разжимать кулак. Быстро устали? А сердце работает непрерывно всю нашу жизнь.
Вывод – очень важно иметь здоровое сердце!
Ребята, а как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы сердце оставалось всегда здоровым? Можно ли увеличить его работоспособность? Постараемся ответить на эти вопросы.
3) Практическая работа
Я самый обыкновенный мальчик девяти лет, который, как и многие другие мальчишки моего возраста, любит играть в подвижные игры, футбол, гонять на велосипеде. Я заметил, что во время этих занятий моё сердце начинает учащённо биться, а положив руку на запястье, я ощущаю какие-то странные толчки. Я подошел к маме и спросил:
– Что это за толчки?
– Это пульс, – ответила она.
– Ребята, что такое пульс?
Ритмическое движение стенок артерий, вызываемое деятельностью сердца (нащупываемое обычно выше запястья) (Слайд 7).
– Кто из вас знает, где измерять пульс? (Слайд 8)
– А кто измерял пульс?
– Почему важно знать оптимальный пульс здорового человека? (При некоторых заболеваниях частота пульса сильно увеличивается, угроза жизни)
– Как вы думаете, одинаковы ли пульс у взрослого человека и ребенка?
– Почему? (Чем младше ребенок, тем выше частота его пульса.)
– Как можно увидеть пульсовые волны?
Волшебный сундучок! Достаю заготовки-флажки, приклеиваем на запястье, наблюдаем за пульсом.
Сейчас мы узнаем, как правильно измерить пульс у самого себя.
Памятка по измерению пульса у самого себя (озвучивает ученик)
– В норме пульс прощупывается на правой и левой руках одинаково. Лучевая артерия проходит с внутренней (ладонной) стороны запястья по той стороне, где находится большой палец кисти. Пытаться прощупать пульс со стороны мизинца не нужно – ничего не получится. Запястье руки, на которой будет измеряться пульс, стоит держать на уровне сердца.
– Для того чтобы правильно измерить пульс у себя на руке, необходимо запястье одной руки тыльной стороной положить на ладонь другой руки (в нашем примере – правой).
Под подушечками пальцев как раз и будет находиться лучевая артерия, на которой предстоит прощупать пульсовые волны. После этого стоит немного надавить подушечками пальцев на запястье.
Учитель:
– Если пульс ритмичный, то в некоторых ситуациях для скорости можно измерять пульс в течение 30 или 20 секунд, а затем полученный результат умножить на 2 или 3 соответственно, чтобы узнать частоту пульса за минуту. Но по правилам стоит считать пульс именно за минуту.
Измеряют пульс в спокойном состоянии.
– Что произойдёт с пульсом после выполнения физических упражнений?
Физминутка (Слайд 9)
– Что произошло с пульсом?
– Какой вывод можно сделать?
– Пульс увеличился. Почему? (Количество ударов сердца увеличилось из-за нагрузки. Сердце стало работать учащённее, перегонять больше крови).
За одну минуту через сердце проходит более пяти литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Вот оно какое – твое работящее сердце!
У людей, занимающихся спортом, сердце хорошо развито. Они могут выполнять физическую работу, не уставая. У людей, которые не занимаются спортом, сердце более слабое. При физической нагрузке оно бьётся чаще. Человек быстро устаёт.
Уже давно изобретены аппараты, которые измеряют давление и частоту пульса человека. Также набирают популярность фитнес-браслеты (Слайды 10, 11, 12).
5 Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности
– Ребята, а как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы сердце оставалось всегда здоровым? Можно ли увеличить его работоспособность? Постараемся ответить на эти вопросы.
– Что же помогает сохранить сердце здоровым, а что наносит непоправимый вред?
1) Соедини стрелкой начало и окончание предложения.
– Обратимся к вашему опыту. Вы внимательно посмотрели видеоматериалы о работе сердца. Работаем в парах.
Сохранить сердце здоровым, укрепить помогают… Разрушают сердце, делают его больным… |
физкультура, спорт, подвижные игры курение, алкоголь доброта, хорошее настроение, положительные эмоции гнев, плохое настроение физический труд переедание, жирная пища |
Проверка (Слайд 13).
– Нужно тренировать сердце: давать дополнительные задания! Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя!
2) Работа в группах-четверках (роли: докладчик, капитан, хранитель времени, редактор)
– Выберите два продукта, которые «любит» сердце. Это продукты, оказывающие положительное влияние на его работу (У каждой группы – два полезных продукта, прикрепляют их символы на доску, получается ряд полезных продуктов).
«Кириешки», хлеб, мёд, чипсы, газированные напитки, орехи, соки, каши, молочные продукты, картофель-фри, роллтон, гамбургер.
Учитель:
– А сейчас в парах вы попробуете составить меню «сердечного» завтрака (Выбирают полоски, наклеивают) (Слайд 14).
Овсяная каша с медом и орехами
Натуральный сок
– Вернемся к задачам урока. Есть ли еще способы увеличения работоспособности сердца? (Слайд 15).
– Это положительные эмоции! Научно доказано, что смех вызывает расширение ткани, которая образует внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, увеличивая приток крови. Так смех может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний (Слайд 16).
– Укрепляют сердце положительные эмоции, общение с друзьями, хорошие поступки. Вредные привычки наносят вред всему организму, в том числе и сердцу. Мы за здоровый образ жизни! (Слайды 17, 18)
– Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?
– Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.
Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце (Слайд 19).
6 Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
– Итак, финишная прямая нашего маршрута! Попробуем обобщить все знания и свой опыт для решения следующей жизненной ситуации.
К нам за помощью обратились мальчики Коля и Дима. Нужно помочь им разобраться в сложившейся ситуации и дать им советы. Два мальчика Коля и Дима помогали родителям на дачном участке. Коля очень быстро устал и стал себя плохо чувствовать. Появились боли в сердце. Дима работал с родителями долго и почти не устал.
1-я группа. Почему Коля устал быстро? Почему у него появились боли в сердце?
2-я группа. Что можно сказать о Диме? Почему он почти не устал?
3-я группа. Как выдумаете, у кого из мальчиков пульс был более частым (увеличился больше)? Почему?
4-я группа. Какой совет вы бы дали Коле?
5-я группа. Какие продукты нужно употреблять Коле, чтобы укрепить сердце?
6-я группа. Что помогает сохранить сердце здоровым?
Отчеты групп.
7 Итоги. Рефлексия
– Вернемся к задачам урока. Сумели ли мы решить поставленные задачи?
Смайлы за яркие ответы.
Сундучок вопросов (Слайд 20).
– Почему важно уметь измерять свой пульс?
– Назови способы увеличения работоспособности сердца.
– Как ты заботишься о здоровье своего сердца?
8 Домашнее задание
Дома подготовить памятку на тему «Программа здорового сердца».
– Какие разделы будут в этой памятке?
– Поделитесь и вы теплом своих сердец, своей добротой со своими друзьями, с которыми вы сегодня работали вместе (Слайд 21).