Кровообращение. Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3-м классе. Модель «смешанного обучения».  

- 10:33Методичка, Начальная школа. Сценарии

Татьяна МУССКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

Ссылка на блог: https://schola53v.blogspot.com/p/blog-page.html

 

Тема: Кровообращение.

Цели:

1) планируется, что к концу урока учащиеся будут знать основные органы и системы кровообращения, правила здорового образа жизни для укрепления сердца;

2) организовать ситуации для:
   – формирования представления об органах кровообращения, их роли в жизни человека;
   – осознания роли здорового образа жизни в укреплении сердца;
   – развития рефлексивных способностей учащихся;

3) создать условия для:
   – усвоения знаний о способах увеличения работоспособности сердца;
   – развития коммуникативных способностей учащихся, навыков группового взаимодействия;

4) содействовать:
   – осознанию учащимися особой роли сердца в жизнедеятельности человека;
   – осознанию роли здорового образа жизни и положительных эмоций для укрепления сердца человека;
   – воспитанию доброты и гуманности в отношении к людям;
   – формированию чувства восхищения удивительными способностями сердца.

Оборудование: презентация к уроку, компьютерная поддержка со ссылкой на блог, вводная анкета, карточки для работы в группах и парах, модели для определения пульса, гексы.

 

Ссылка на презентацию к уроку:
https://docs.google.com/presentation/d/12TJ8CKd0hI3cLpBZ_mLLPMLEM1iew6SO/edit?usp=sharing&ouid=113893315072269667531&rtpof=true&sd=true

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап

– Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым…»

А как вы думаете, что делает человека счастливым? Что является главным в жизни каждого человека? (Рассуждения детей).

Каждый из нас, увы, хотя бы раз в жизни болел. Вспомните свои чувства во время болезни. Да, это грусть, подавленность, страдание.

Действительно, для того чтобы быть счастливым, нужно быть здоровым.

«Здоровый нищий счастливее больного короля» (Слайд 1).   

Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко.

Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а для этого знать свой организм.

Наш урок сегодня необычный, потому что к новой теме вы пришли уже с багажом знаний, который получили, работая на страничках блога «Кровообращение. Сердце», выполняя задания маршрутного листа (Слайд 2).

 

2 Вводное анкетирование

– Чтобы проверить уровень вашей подготовки, проведем вводное анкетирование по вопросам темы. Подготовьте маршрутные листы.

Вопросы

1. Как называется особая жидкость красного цвета, которая постоянно движется в нашем теле?
2. Какой орган заставляет кровь двигаться?
3. Как называются органы, по которым кровь движется к сердцу и от сердца?
4. Какое вещество воздуха, необходимое органам для работы, переносит кровь?
5. Как называется движение крови через полость сердца и по кровеносным сосудам?
6. Что помогает проверить частоту ударов сердца?
7. Сердце сравнивают с «вечным двигателем», потому что…
8. Согласны ли вы, что 15 минут смеха ежедневно снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний?

Проверка (Слайд 3). Самооценка.

– На уроке у вас будет возможность увеличить количество баллов правильными ответами, результативной работой в парах и группах.

 

3 Определение темы и принятие задач урока

– Выскажите свое предположение, о чем пойдет речь на уроке (Слайд 4).

– Можно ли утверждать, что вы дома полностью изучили тему?

– Обобщая ваши ответы в маршрутных листах и анкетировании, сегодня на уроке мы углубим наши знания о системе кровообращения и будем решать жизненно важные проблемы и анализировать ситуации, которые в дальнейшем пригодятся в вашем жизненном опыте. И в течение всего урока мы будем обращаться к приобретенным вами знаниям и опыту в ходе самостоятельной работы по маршруту.

БУДУ ЗНАТЬ…

– способы увеличения работоспособности сердца;
– что такое пульс.

БУДУ УМЕТЬ…

– считать пульс (в спокойной обстановке и после нагрузок);
– решать практические задачи (по сохранению здоровья сердца).

 

4 Работа по теме

1) Гексы (в парах, 1 пара у доски)

– Усвоение материала по теме и есть первая ступенька на пути к здоровью.

Вот такая жизненная ситуация:

На прием к врачу пришёл пациент. Он жаловался на сильную боль за грудиной, которая распространяется на шею, левую руку или на спину в области лопатки. Как вы думаете, на какой орган человеческого тела жаловался пациент?

– Мы с вами уже говорили о том, что каждому человеку очень важно знать свой организм, чтобы оставаться здоровым и энергичным.

Соберите гексы, одна пара работает у доски.

Проверка (Слайд 5).

 

2) Дополнительная информация

Страничка знатоков (информация из блога) (Слайд 6)

– Дома, кроме обязательных вопросов, можно было побывать на «Страничке знатоков» и добавить на стикерах интересные факты о сердце и системе кровообращения. Поделитесь с ребятами этими интересными фактами (3–4 учащихся кратко о своем факте).

1-й ученик. Сердце – это удивительный орган, который способен работать в течение всей жизни человека без остановки и ремонта. Размер сердца можно определить по размеру сжатой в кулак ладони. Его функция – перекачивать кровь по организму. При сокращении сердце выталкивает кровь, а при расслаблении – отдыхает.

2-й ученик. Сердце имеет две половинки, которые разделены перегородкой, поэтому кровь не смешивается, а бежит по своей дорожке.

3-й ученик. Сердце выталкивает за один раз полстакана крови. В минуту делает 70–80 ударов, прокачивая по всему телу 5 литров крови. К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов.

4-й ученик. На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту один метр. А за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома.

– Попробуйте сжимать и разжимать кулак. Быстро устали? А сердце работает непрерывно всю нашу жизнь.

Вывод – очень важно иметь здоровое сердце!

Ребята, а как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы сердце оставалось всегда здоровым? Можно ли увеличить его работоспособность? Постараемся ответить на эти вопросы.

 

3) Практическая работа

Я самый обыкновенный мальчик девяти лет, который, как и многие другие мальчишки моего возраста, любит играть в подвижные игры, футбол, гонять на велосипеде. Я заметил, что во время этих занятий моё сердце начинает учащённо биться, а положив руку на запястье, я ощущаю какие-то странные толчки. Я подошел к маме и спросил:
– Что это за толчки?
– Это пульс, – ответила она.

– Ребята, что такое пульс?

Ритмическое движение стенок артерий, вызываемое деятельностью сердца (нащупываемое обычно выше запястья) (Слайд 7).

– Кто из вас знает, где измерять пульс? (Слайд 8)

– А кто измерял пульс?

– Почему важно знать оптимальный пульс здорового человека? (При некоторых заболеваниях частота пульса сильно увеличивается, угроза жизни)

– Как вы думаете, одинаковы ли пульс у взрослого человека и ребенка?

– Почему? (Чем младше ребенок, тем выше частота его пульса.)

– Как можно увидеть пульсовые волны?

Волшебный сундучок! Достаю заготовки-флажки, приклеиваем на запястье, наблюдаем за пульсом.

Сейчас мы узнаем, как правильно измерить пульс у самого себя.

Памятка по измерению пульса у самого себя (озвучивает ученик)
– В норме пульс прощупывается на правой и левой руках одинаково. Лучевая артерия проходит с внутренней (ладонной) стороны запястья по той стороне, где находится большой палец кисти. Пытаться прощупать пульс со стороны мизинца не нужно – ничего не получится. Запястье руки, на которой будет измеряться пульс, стоит держать на уровне сердца.
– Для того чтобы правильно измерить пульс у себя на руке, необходимо запястье одной руки тыльной стороной положить на ладонь другой руки (в нашем примере – правой).
Под подушечками пальцев как раз и будет находиться лучевая артерия, на которой предстоит прощупать пульсовые волны. После этого стоит немного надавить подушечками пальцев на запястье.
Учитель:
– Если пульс ритмичный, то в некоторых ситуациях для скорости можно измерять пульс в течение 30 или 20 секунд, а затем полученный результат умножить на 2 или 3 соответственно, чтобы узнать частоту пульса за минуту. Но по правилам стоит считать пульс именно за минуту.
Измеряют пульс в спокойном состоянии.

– Что произойдёт с пульсом после выполнения физических упражнений?

 

Физминутка (Слайд 9)

 

– Что произошло с пульсом?

– Какой вывод можно сделать?

– Пульс увеличился. Почему? (Количество ударов сердца увеличилось из-за нагрузки. Сердце стало работать учащённее, перегонять больше крови).

За одну минуту через сердце проходит более пяти литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Вот оно какое – твое работящее сердце!

У людей, занимающихся спортом, сердце хорошо развито. Они могут выполнять физическую работу, не уставая. У людей, которые не занимаются спортом, сердце более слабое. При физической нагрузке оно бьётся чаще. Человек быстро устаёт.

Уже давно изобретены аппараты, которые измеряют давление и частоту пульса человека. Также набирают популярность фитнес-браслеты (Слайды 10, 11, 12).

 

5 Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

– Ребята, а как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы сердце оставалось всегда здоровым? Можно ли увеличить его работоспособность? Постараемся ответить на эти вопросы.

– Что же помогает сохранить сердце здоровым, а что наносит непоправимый вред?

 

1) Соедини стрелкой начало и окончание предложения.

– Обратимся к вашему опыту. Вы внимательно посмотрели видеоматериалы о работе сердца. Работаем в парах.

Сохранить сердце здоровым, укрепить помогают… 

Разрушают сердце, делают его больным…

 физкультура, спорт, подвижные игры
 курение, алкоголь
 доброта, хорошее настроение,
 положительные эмоции
 гнев, плохое настроение
 физический труд
 переедание, жирная пища                                                                                                                

Проверка (Слайд 13).

– Нужно тренировать сердце: давать дополнительные задания! Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя!

 

2) Работа в группах-четверках (роли: докладчик, капитан, хранитель времени, редактор)

– Выберите два продукта, которые «любит» сердце. Это продукты, оказывающие положительное влияние на его работу (У каждой группы – два полезных продукта, прикрепляют их символы на доску, получается ряд полезных продуктов).

«Кириешки», хлеб, мёд, чипсы, газированные напитки, орехи, соки, каши, молочные продукты, картофель-фри, роллтон, гамбургер.

 

Учитель:

– А сейчас в парах вы попробуете составить меню «сердечного» завтрака (Выбирают полоски, наклеивают) (Слайд 14).

Овсяная каша с медом и орехами
Натуральный сок

 

– Вернемся к задачам урока. Есть ли еще способы увеличения работоспособности сердца? (Слайд 15).

– Это положительные эмоции! Научно доказано, что смех вызывает расширение ткани, которая образует внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, увеличивая приток крови. Так смех может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний (Слайд 16).

– Укрепляют сердце положительные эмоции, общение с друзьями, хорошие поступки. Вредные привычки наносят вред всему организму, в том числе и сердцу. Мы за здоровый образ жизни! (Слайды 17, 18)

– Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?

– Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.

Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце (Слайд 19).

 

6 Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

– Итак, финишная прямая нашего маршрута! Попробуем обобщить все знания и свой опыт для решения следующей жизненной ситуации.

К нам за помощью обратились мальчики Коля и Дима. Нужно помочь им разобраться в сложившейся ситуации и дать им советы. Два мальчика Коля и Дима помогали родителям на дачном участке. Коля очень быстро устал и стал себя плохо чувствовать. Появились боли в сердце. Дима работал с родителями долго и почти не устал.

1-я группа. Почему Коля устал быстро? Почему у него появились боли в сердце?

2-я группа. Что можно сказать о Диме? Почему он почти не устал?

3-я группа. Как выдумаете, у кого из мальчиков пульс был более частым (увеличился больше)? Почему?

4-я группа. Какой совет вы бы дали Коле?

5-я группа. Какие продукты нужно употреблять Коле, чтобы укрепить сердце?

6-я группа. Что помогает сохранить сердце здоровым?

Отчеты групп.

 

7 Итоги. Рефлексия

– Вернемся к задачам урока. Сумели ли мы решить поставленные задачи?

Смайлы за яркие ответы.

Сундучок вопросов (Слайд 20).

– Почему важно уметь измерять свой пульс?

– Назови способы увеличения работоспособности сердца.

– Как ты заботишься о здоровье своего сердца?

 

8 Домашнее задание

Дома подготовить памятку на тему «Программа здорового сердца».

– Какие разделы будут в этой памятке?

– Поделитесь и вы теплом своих сердец, своей добротой со своими друзьями, с которыми вы сегодня работали вместе (Слайд 21).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий