Своя игра «В мире литературы». Сценарий внеклассного мероприятия по русской литературе для учащихся старших классов

- 16:15Методичка, Русский язык и литература. Внеклассная работа

Своя игра «В мире литературы». Сценарий внеклассного мероприятия по русской литературе для учащихся старших классов

Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Цель: 
– актуализация знаний по русской литературе за курс 5–11-х классов;
– повышение интереса к русской литературе;
– повышение интереса к различным видам искусства (живопись, музыка, кинематограф и т.д.).

Задачи:

– содействовать развитию навыков работы в команде;
– создать условия для развития аналитических, синтетических и других мыслительных процессов;
– содействовать воспитанию ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формированию умения принимать решение, чувства сплоченности.

Оборудование: интерактивная доска с проектором; презентация; бланки для ответов (Приложение).

Приложение
Презентация Своя игра

Форма организации: формат телевизионной игры «Своя игра».

 

Ход мероприятия

1 Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, желает им удачи в игре.

 

2 Актуализация знаний и умений учащихся

Правила «Своей игры»:
– Ведущий объявляет название темы, затем зачитывает вопросы в строгой последовательности, указывая количество баллов за каждый правильный ответ.

– Если команда верно отвечает на вопрос, то она зарабатывает столько очков, сколько «стоит» заданный вопрос.
– Если команда дает неверный или неточный ответ, то стоимость вопроса вычитается из ее общего счёта.
– Команда не обязана отвечать на вопрос, при этом ее счет не меняется.
– Когда все вопросы отыграны, суммируют баллы, полученные командой за игру, и определяют победителя.
– Ведущий задает вопросы, на которые учащиеся должны записать ответ в заранее подготовленных бланках.

 

3 Проведение игры

1-й тур. «Экранизации»

Угадать название фильма, снятого по литературному произведению. (Презентация)

10 б. «Иван Васильевич меняет профессию»;
20 б. «Алиса в стране чудес»
30 б. «Мастер и Маргарита»
40 б. «Жестокий романс»
50 б. «Война и мир»

2-й тур. «Кто это?»

Тема 1. «Портреты». Назвать фамилию, имя писателя по портрету. (Презентация)

10 б. А. С. Пушкин
20 б. Н. В. Гоголь
30 б. Н. А. Некрасов
40 б. Л. Н. Толстой
50 б. Максим Горький

Тема 2. «В.М.Васнецов». Назвать героев художественных произведений, показанных на картинах В.М.Васнецова. (Презентация)

10 б. Снегурочка
20 б. Аленушка
30 б. Илья Муромец
40 б. Вещий Олег
50 б. Царевна-лягушка

3-й тур. «Эти великие писатели!»

Тема 1. Псевдонимы. Назвать псевдонимы писателей.

10 б. Николай Васильевич Корнейчуков (Корней Чуковский)
20 б. Анна Андреевна Горенко (Анна Ахматова)
30 б. Іван Дамінікавіч Луцэвіч (Янка Купала)
40 б. Игорь Всеволодович Можейко (Кир Булычев)
50 б. Сэмюэл Клеменс (Марк Твен)

Тема 2. «Ай да Пушкин!». Ответить на вопросы, связанные с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.

10 б. Именно этот российский император был личным цензором Пушкина. (Николай I)
20 б. Памятник поэту есть в этой африканской стране. (Эфиопия)
30 б. По мнению А.П.Керн, именно эта женщина была той, кого поэт «истинно любил». (Няня Арина Родионовна)
40 б. Пушкин писал из деревни Антону Дельвигу: «Вдохновения нет. Поэтому покамест принялся за…»  За что? (За прозу)
50 б. На родовом гербе Пушкиных изображены две перекрещивающиеся пушки и это животное. (Слон)

4-й тур. «Сказочный мир». Ответить на вопросы по мотивам известных сказок.

10 б. Какой весенний месяц подарил колечко героине сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»? (Апрель)
20 б. Пушкинский Балда работал за семерых, а ел…? За скольких человек он ел? (За четверых)
30 б. Как зовут мореплавателя, о семи путешествиях которого рассказывают сказки «Тысячи и одной ночи»? (Синдбад)
40 б. К какому литературному жанру относится творчество Толкина, Льюиса, Сапковского и Мартина? (Фэнтези)
50 б. Какую героиню детской сказочной повести именуют «Леди Совершенство»? (Мэри Поппинс)

5-й тур. «И это все о нём». По нескольким фактам узнать героя или автора литературного произведения.

10 б. От матери у него зеленые глаза, от отца непослушные волосы, а от заклятого врага – шрам в виде молнии на лбу. (Гарри Поттер)
20 б. Кумир своего поколения. В стихах воспевал Прекрасную Даму и Незнакомку. Создал первую поэму о революции. (А.Блок)
30 б. Герой Пушкина. «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось» (Владимир Дубровский)
40 б. Поэт. 22 года жил в Германии в качестве работника дипломатической службы. Ввел в поэзию образы бездны и хаоса. Цикл стихов, посвященных возлюбленной поэта, известен как «денисьевский» (Ф.Тютчев)
50 б. Герой Лермонтова. Непосредственный, честный, добрый, скромный, мужественный, здравомыслящий. Офицер. (Максим Максимыч)

6-й тур. «Угадай, кто я». По строчкам стихотворений угадать, о каком поэте идёт речь.

10 б. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. (А.С.Пушкин)

20 б. Я хожу в цилиндре не для женщин.
В глупой страсти сердце жить не в силе.
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.  (С.А.Есенин)

30 б. «Я научила женщин говорить…» (А.А.Ахматова)

40 б. Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен… (Н.А.Некрасов)

50 б. Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночи
бредовой,
недужной
какими Голиафами я зачат –
такой большой
и такой ненужный? (В.Маяковский)

7-й тур. «В мире животных». Ответить на вопросы из литературных произведений про животных.

20 б. Именно оттуда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому. (от верблюда)
40 б. Постоянно улыбающийся кот, умеющий по собственному желанию быстро исчезать или, наоборот, постепенно растворяться в воздухе, оставляя на прощанье лишь улыбку. (Чеширский кот)
60 б. К этому дикому животному один советский писатель приравнивает первую любовь. («Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраерман).
80 б. Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу (Каштанка)

100 б. Древние римляне говорили: «Там лежит заяц». А что говорим мы? (Вот где собака зарыта)

8-й тур. «Все цвета радуги»

20 б. Именно эта книга что ни год переиздаётся Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. («Красная книга»)
40 б. Какого цвета были цветы, которые М.А.Булгаков вложил в руки Маргарите во время первого свидания с Мастером? (Жёлтого)

60 б. Именно это прозвище носил всем известный герой Шарля Перро. Его прототипом был маршал Франции Жиль де Рэ. (Синяя борода)
80 б. Эту замечательную сказку о подземных жителях написал Антоний Погорельский. («Чёрная курица, или подземные жители»)
100 б. Эта известнейшая сказка заканчивается словами: «…Но волк, увы, чем кажется скромней, тем он всегда лукавей и страшней» (Ш.Перро «Красная шапочка»)

9-й тур. «Книжный мир»

20 б. Семь городов древности спорили за честь называться его родиной. (Гомер)
40 б. «Мороз Красный нос», «Приключения капитана Врунгеля», «В окопах Сталинграда». Что общего у таких разных произведений? (фамилия автора – Некрасов)
60 б. Так называется стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово или даже целую фразу. (Акростих)
80 б. Ей было всего 20 лет, когда она пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». (М.И.Цветаева)
100 б. Сколько романов написал А.П.Чехов? (Ни одного)

10-й тур. «В мире фантастики»

20 б. Этот английский писатель подарил миру трилогию «Властелин колец» (Толкин)
40 б. По циклу книг «Песнь льда и пламени» этого писателя был снят сериал «Игра престолов» (Джордж Мартин)
60 б. Именно он придумал ведьмака Геральта из Ривии (Анджей Сапковский)
80 б. В сотрудничестве с несколькими художниками он создал Человека-паука, Халка, Доктора Стрэнджа, Фантастическую четвёрку, Железного человека, Сорвиголову, Тора, Людей Икс и многих других вымышленных персонажей. (Стэн Ли)
100 б. Кто является автором трех законов робототехники? (Айзек Азимов)

 

4 Подведение итогов игры, награждение победителей

После последнего вопроса командам дается две минуты для того, чтобы перепроверить свои ответы. Потом капитаны сдают бланки с ответами.
Ведущий подводит итоги игры: победителем считается участник, набравший самое большое количество баллов.

Награждение победителя среди участников. (Вручаются дипломы I, II и III степени).

Ведущий: Дорогие участники игры, зрители и болельщики! Мы поздравляем победителя! Надеюсь, что вы получили удовольствие от нашей игры, проверили свои знания, учли на будущее свои ошибки. Успехов вам в учебе!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий