Конспект квест-игры по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

- 15:10Методичка, Психологическая помощь

В материале представлен сценарий квест-игры по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста “Путешествие в страну эмоций”

 

Наталья ЗБОРОВСКАЯ,
педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 28 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

Тема: Путешествие в страну Эмоций.

Программные задачи:

– расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх);
– развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства, способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции;
– воспитывать доброжелательность, уважение к сверстникам.

Материал и оборудование: магнитное пособие «Калейдоскоп эмоций», пособие «Эмоции», пазл-картинка, королева страны Эмоций, злой волшебник Оз, цветные карандаши, шаблоны-портреты, клубок, «Кубик эмоций», панно «Таймлайн», дидактическая игра «Посади пчелку на цветок», ТСО.
Предварительная работая: рассматривание иллюстраций, «Эмоции и чувства», чтение художественной литературы, просмотр видеороликов.
Методы и приемы: игровой (дидактические упражнения, дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный (просмотр слайдов).
Тип занятия: закрепляющий.
Развивающие образовательные методики и технологии: визуализация «Таймлайн», «Инфографика».

 

Ход занятия

I Вводный этап

Игра-этюд «Приветствие «Ты, клубок, ко всем катись…»
(фронтальная форма работы 2–3 минуты)
Цель: создание атмосферы эмоционального благополучия, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Ты клубок ко всем катись,
но назад ко мне вернись,
у кого он побывает,
пусть пожеланье свое называет.

Дети передают клубок друг дружке, называют свое пожелание, имя, при этом нитку не выпускают.

Психолог: Это клубочек добра и дружбы. Передавая его друг дружке вы тем самым показывает свое отношение друг к другу, желание всегда прийти на помощь.

Психолог: А сейчас, после такого светлого приветствия, я хочу узнать, с каким настроением вы пришли ко мне на занятие.

Дидактическое упражнение «Мое настроение»
Цель: диагностика эмоционального самочувствия ребенка.

Психолог: Молодцы!

(Видеозвонок, слайд 1)

Сюрпризный момент «Видеозвонок королевы страны Эмоций» (фронтальная форма работы)

Психолог: Дети, у меня видеозвонок. Давайте посмотрим, кто мне звонит?!

(Появляется королева страны Эмоций, слайд 2)

Здравствуйте, ребята!
Я королева Страны Чувств. Правила я страной уже много лет, и помогали мне верные слуги, которые живут в своих дворцовых покоях: Радость, Удовольствие, Удивление, а также Обида, Злость. И вот однажды Волшебник Оз вместе со своими помощниками Обидой и Злостью захватили власть в моей стране, спрятали добрые эмоции в сундук и закрыли на четыре замка. В моей стране наступила темнота. Все перессорились друг с другом, никто ни с кем не разговаривает, ходят злые и грустные. Если вы покажете свои знания о разных чувствах, живущих в моей стране, то сможете найти ключи, освободить эмоции, а все жители вновь станут радостными и счастливыми.
С надеждой…

Звонок королевы страны чувств перебивает звонок злого Волшебника Оз.

Вы ни за что не выполните задания и не отыщите ключи (Смеется). На каждое задание вам дается всего четыре минуты, вам никогда не успеть, (смеется).

 

I Основной этап (20 минут)

Проблемная ситуация «Что случилось с жителями страны Эмоций? Кто украл эмоции? Как мы можем помочь королеве страны Эмоций?» (фронтальная форма работы)
Цель:
активация речевой и мыслительной деятельности детей.

Дети вспоминают, что случилось с жителями страны Эмоций. Что злой волшебник Оз украл добрые эмоции. Предлагают свои варианты решения проблемной ситуации.

Психолог: Чтобы помочь королеве, нам нужно попасть в страну Эмоций!  А отправимся мы туда на паровозике из страны Букашкино.

 

Физкультминутка «Паровозик Букашкино» (слайд 3)
Цель: обеспечение смены видов деятельности и оптимального двигательного режима.

Под музыку дети попадают в волшебную страну.

Психолог: Ребята, мы приехали в страну Эмоций. А вот и тот самый сундук с четырьмя замками, который нам с вами предстоит открыть. А для того чтобы мы с вами могли следить за временем, я захватила с собой вот такие часы (песочные, когда песок пересыпается  проходит ровно четыре минуты).

Педагог – психолог дергает замочки, тем самым показывает детям, что они закрыты.

Слайд 4: изображение радостного смайлика

Психолог: Посмотрите, какой это город? (Обращает внимание детей на экран, где изображен смайл жителей города).

Психолог: Как вы думаете, какое настроение было у жителей этого города?

Дети:  Радостное.

Психолог: Правильно, здесь жили жители города Радость. Нам нужно освободить их от чар злого волшебника Оза.

Слайд 5 – на нем изображена полянка, на полянке – кубик.

Психолог: Посмотрите на экран, на нем изображена полянка, нам нужно отыскать такую в городе Радость, там нас будет ждать первое задание.

Дети смотрят по сторонам, чтобы найти ту полянку, которая была на экране; находят.

Психолог: Идем на полянку, там что-то лежит. Ой, ребята, вы знаете, что это такое?

Дети:  Кубик эмоций.

Психолог: На нем задание. Каждому из вас необходимо бросить кубик и изобразить выпавшую эмоцию. Если вы справитесь с заданием, то получите ключик от первого замка.

 

Дидактическое упражнение «Кубик эмоций» (фронтальная форма работы)

Дети бросают кубик, говорят, какая эмоция им выпала, объясняют по каким признакам они это поняли, какая эмоция, показывают ее. Выполнив задание, получают ключ и карточку с тенью замка.

Психолог: Ребята, нам нужно спешить.

Звучит музыка, появляется слайд 6 на слайде эмоция – удивление.

Психолог: Ребята, какая на слайде изображена эмоция.

Дети: Удивление.

Психолог: Для того чтобы получить следующее задание, кому-нибудь из вас нужно вспомнить стихотворение про удивление.

Удивляюсь я всему:
Граду, снегу и дождю.
Капле маленькой росы.
Крыльям пчёлки и осы.
Удивляюсь красоте,
Пенью птичек по весне.
Утром солнцу удивляюсь,
Лунной ночью восхищаюсь.
Удивляюсь каждый день,
Удивляться мне не лень.
Удивляюсь я с утра
И до вечера всегда!

Психолог: Молодец, а вот и следующие задание, которое нам поможет освободить жителей этого города.

 

Дидактическое упражнение «Закончи предложение или неделька «Эмоций» (фронтальная форма работы, 4 минуты). Используется дидактическое панно «Таймлайн» (технология визуализации).
Цель: активизация речевой активности детей.

Психолог: Вам нужно закончить предложение, найти соответствующую эмоцию и разместить ее на дидактическом панно «Таймлайн»:

Я радуюсь тогда, когда…
Я удивляюсь тогда, когда…
Я злюсь тогда, когда…
Я грущу тогда, когда…
Мне страшно тогда, когда…
Я обижаюсь тогда, когда…
Я волнуюсь тогда, когда…

Психолог: Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с этим заданием. Вот так в течение дня, недели у нас с вами сменяется настроение. И зависит это все от различных обстоятельств. А вот и второй ключик найден.

Звучит музыка, загорается следующий слайд 7 – на слайде эмоция – волнение.

Психолог: Ребята, в какой следующий город страны Эмоций мы с вами попали?

Дети: Город Волнение.

Загорается слайд 8, на нем загадка.

Психолог: Чтобы найти задание, вы должны отгадать загадку.

Работник садовый,
Поясок медовый.
Зажужжала, как пила,
Полосатая…(пчела).

Цель: развитие мышления, воображения.

 

Дидактическая игра «Посади пчелку на цветок» (работа в паре 4 минуты)
Цель: формирование способности соотносить эмоции друг с другом, умение работать в паре.

Психолог: Ребята, на поляне пчелки потеряли свои ромашки, помогите им отыскать их.

Дети выполняют задание парами.

Психолог: Молодцы, а вот и следующий ключик.

Звучит музыка, загорается следующий слайд 9 эмоция – любопытство.

Психолог: Ребята, посмотрите какой интересный смайл! В каком городе мы свами оказались?

Дети: Город Любопытство.

Психолог: Жители этого города очень любопытны и любознательны. Но посмотрите, что сделал с жителями злой волшебник Оз. (Психолог показывает портрет без глаз, носа, бровей, рта).  

 

Дидактическая игра «Нарисуй портрет» (индивидуальная форма работы, 4 минуты)
Цель: формирование умения видеть, понимать эмоциональные состояния людей.

Психолог: Вам нужно нарисовать (на выбор ребенка) любой портрет, который вам нравится, т.е. лицо человека. Какое выражение лица может быть у человека? (грустное, веселое, злое, задумчивое, удивленное и т.д.)

Психолог: Молодцы, а вот и последний ключик.

Психолог: Ребята, посмотрите, что в сундуке. (Пазл). Давайте его соберем и расколдуем королеву страны Эмоций.

(Загорается слайд 10 – собранный смайл) (Слайд 11 – Видеозвонок королевы страны Эмоций).

Дорогие ребята, спасибо вам за помощь. Вы помогли мне и моим верным друзьям – эмоциям. Благодарю вас за то, что вы вернули жителям моей страны радостное настроение, и дарю вам вот такие радостные смайлики. Не грустите, всегда будьте добры и внимательны друг к другу, пусть ничто не омрачает ваше настроение. До скорых встреч!

 

ІІІ Заключительный этап (фронтальная форма работы, 2 минуты)

Рефлексия

Дидактическое упражнение «Мое настроение»
Цель: развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, анализ деятельности детей на занятии.

Психолог анализирует деятельность детей в течение занятия, сравнивает эмоциональное состояние каждого ребенка на начало и в конце.

 

Литература

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — Минск : Нац. ин­т образования, 2012. — 416 с.
2 Пашко, В.Л. Дошкольникам об эмоциях : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. Образования/ В.Л.Пашко.— Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. — 16 с. : 24 с. ил.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий