Комплекс упражнений «Воздух» для развития дыхания у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

- 9:39Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Обоснование необходимости упражнений для развития дыхания и методика их проведения будут полезны тем, кто работает с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.

 

Екатерина ШИМКОВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №
 62 г. Гродно»

 

 

В дошкольном возрасте у большинства детей с расстройствами аутистического спектра нарушено понимание обращенной речи. На первых этапах коррекции я обучаю детей подражать мне и моим жестам, что дается очень трудно, порой, занимает годы. Если ребенок не может научиться подражать, то обучать его дыханию не имеет смысла, так как целенаправленное дыхание подразумевает задействование высших корковых функций.

Выполнять предложенный комплекс для создания правильной биомеханики дыхания можно в том случае, если подражание присутствует и ребенок с расстройствами аутистического спектра без пауз во времени воспроизводит движения взрослого. При этом ребенок должен владеть общими двигательными умениями и навыками (ходьба по лестнице вверх и вниз, прыжки, хлопки, бег), для того чтобы дыхательные мышцы работали комплексно.  

Правильное дыхание включает парасимпатическую систему, которая отвечает за расслабление. Когда мышцы и психика ребенка не напряжены, он может научиться эффективно управлять своим телом и говорить. Именно поэтому дыхательная гимнастика любого содержания присутствует на каждом занятии логопеда.

 

Комплекс «Воздух» включает в себя упражнения на формирование правильного физиологического дыхания без фиксации на органах дыхания. Я использую предметы, дающие разные тактильные ощущения. В этом случае ребенок не будет сильно фиксироваться на самом процессе дыхания. Основной принцип комплекса «Воздух» – заставить мозг ребенка думать о движении, а дыхание будет спускаться по организму туда, куда необходимо. Этот процесс будет происходить на уровне бессознательного, а значит, войдет в привычку, которую не так сложно выработать.

Основная задача комплекса упражнений – включить в работу все части диафрагмы, чтобы тело заработало как система.

Большую часть упражнений необходимо выполнять в закрытой цепи, что даст обратную связь в тело ребенку, соответственно, упростит само упражнение.

Комплекс состоит из упражнений «Супергерой», «Лягушка» и «Арбуз». Каждое упражнение выполняется от четырех до восьми раз (вдох-выдох считается за один раз).

 

Упражнение «Супергерой»

Ребенок берет в каждую руку колючие массажные мячики, становится лицом к стенке, сильно давит руками на мячики, пытаясь вдавить их в стену на выдохе. На вдохе остается в положении стоя, руки можно опустить. Можем создать для ребенка образ, будто он толкает машину.

 

Упражнение «Лягушка»

Педагог и ребенок сидят друг напротив друга, оба вытягивают руки вперед и соприкасаются ладонями. На выдохе ребенок давит на ладони взрослого, на вдохе взрослый делает так же. Если ребенок может усидеть на месте более минуты, то можем добавить нестабильную опору под ягодицы (массажный коврик, надувную подушку, мячик).

 

Упражнение «Арбуз»

Это упражнение можно выполнять с большим мячом или фитболом. Ребенок садится на коврик, ноги немного согнуты и выведены вперед, мяч обнимаем руками и прижимаем к себе на выдохе, на вдохе отпускаем.

 

Постарайтесь использовать дыхательный фитнес не более 5–10 минут в день. Это больше, чем обычно логопеды привыкли отводить на дыхательную гимнастику, но для детей с расстройствами аутистического спектра такая продолжительность необходима. Как было описано выше, правильное физиологическое дыхание налаживает баланс между системами торможения и возбуждения. Из многих источников нам известно, что дети, имеющие расстройства аутистического спектра, чаще находятся в возбужденном состоянии. Дыхательный комплекс помогает им не только научиться дышать, но и балансирует на психологическом уровне, что сразу же отражается положительно на поведении.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий