Формирование учебно-познавательных компетенций у учащихся посредством использования таблиц и схем на уроках биологии
Наталья ХОМЛЮК,
учитель биологии,
руководитель школьного УМО учителей биологии, химии
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Согласно учебной программе одной из важнейших задач обучения биологии является овладение системой знаний о молекулярных и структурно-функциональных основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств, об экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности всего живого на Земле (учебно-познавательная компетенция).
Я обратила внимание, что у учащихся имеются определенные трудности в успешном усвоении учебного материала. Они способны правильно повторить сведения из объяснения учителя, но ответить на поставленные вопросы и сделать выводы не могут. Такие знания быстро забываются.
Наиболее эффективным методом повышения качества знаний и повышения учебно-позновательной деятельности является использование таблиц и схем
Внедряя в практику работы использование таблиц и схем с целью формирования у обучающихся учебно-познавательных компетенций, я использовала конструктор Л.С.Ильюшина, который содержит ряд формулировок и заданий в виде незаконченных предложений.
При описании методики преподавания с использованием таблиц и схем, я акцентировала внимание на их применении на разных этапах урока.
В практике моей работы наиболее эффективными стали следующие приемы проверки домашнего задания с применением таблиц и схем:
– приём «Найди ошибку» – в таблице или схеме учителем осознанно допущены ошибки. Обучающийся знаком (хлопком либо тишиной) показывает, согласен он с тем, что видит на схеме или нет. Этот прием особенно эффективен в 7-м классе.
– приём «Узнай меня» – учащиеся заполняют таблицу с описанием характеристик и значимости объекта в биологии (в зависимости от темы). На слайде (доске) – частично заполненная таблица с характеристикой объекта, обучающемся предлагается назвать, о чем идет речь. Эффективно применить этот прием с разделением учащихся на группы, одна группа называет характеристику объекта, другая говорит, о чем идет речь. Таким образом, проводится фронтальный опрос.
– приём «Соотнеси правильно» – позволяет осуществлять быструю проверку определения понятий (репродуктивный уровень). Суть состоит в том, что учитель записывает слово из проверяемых определений понятий или фактов, а один из учащихся стрелкой указывает правильный ответ и проговаривает формулировку полностью, учащиеся класса контролируют правильность выполнения задания.
На этапе актуализации знаний и умений учащихся оптимально использую схемы и таблицы-характеристики, так как одно из важнейших специальных умений, необходимых на уроке биологии – давать оценку биологическим объектам по плану. Предлагаю учащимся вспомнить и заполнить вербальную таблицу (план-характеристику) описания типа животных (8-й класс), класса растений (7-й класс), царства (6–8-е классы), системы органов (9-й класс). Составленной таблицей учащиеся класса пользуются в течение всего урока. Сформированное умение оперативно выполнять вышеописанные задания способствует успешному выполнению лабораторных и практических работ.
Смешанные таблицы способствуют извлечению необходимой информации из текста, таблиц, схем; предоставляют учащимся выбор наиболее эффективных способов решения проблемы на основе сопоставления информации.
Например, 6-й класс, тема урока «Грибы».
Деятельность учителя: предлагаю «мозговой штурм» с возможностью использования материалов учебника. Для того чтобы повторение прошло быстро и эффективно, применяю групповую форму работы, разделив по одному вопросу на каждую группу учащихся.
В 7–9-х классах задание усложняется словесным описанием объектов, которое обучающиеся сами готовят предварительно дома. В классе пересказывают его, опираясь на схему. Готовить материал и пересказывать оптимально по частям-блокам или целиком.
На этапе изучения нового учебного материала использую работу со схемами, с понятиями и их определениями, таблицами. Обучающиеся заполняют схемы и таблицы в тетрадях одновременно с рассказом или после рассказа учителя, что способствует более глубокому усвоению учебного материала, включаются зрительная и моторная память.
Чаще использую следующие виды таблиц:
– таблицы выделения важнейших признаков, где ведущим компонентом является текстовый материал. Применяю главным образом при объяснении учебного материала и в дальнейшем его закреплении.
– использование таблиц и схем при работе над терминами: от знакомства с формулировкой термина к описанию признаков, к нему относящихся, и называнию конкретных примеров из жизни.
Например, в 6-м классе на уроке по теме «Грибы» учащиеся по имеющейся схеме называют определения терминов «съедобные грибы», «ядовитые грибы». Предлагаю внести в схему краткие характеристики-особенности изучаемых понятий для более четкого осознания различий между изучаемыми терминами, привести примеры.
На этапе закрепления учебного материала использую комбинирование таблиц с другими формами наглядности.
Например, в 7-м классе предлагаю учащимся с помощью гербариев, иллюстраций учебника, таблиц найти общие и отличительные черты классов Однодольных и Двудольных растений. Предлагается выбрать узкое научное направление и стать одним из членов ученого совета. Задание каждому из членов: составить перечень основных свойств каждого класса растений, характеризующих их с точки зрения систематики, найти общее и различное в биологическом строении растений различных классов. По плану, предложенному учителем (низкий – средний уровень обученности) или составленному самостоятельно (достаточный – высокий уровень обученности), учащиеся заполняют таблицу в тетради. В конце заполнения таблицы они приходят к выводу, что оба класса растений различаются по количеству семядолей в зародыше, типу корневых систем, строению листьев, цветков. Таким образом, мыслительная деятельность обучающихся переключается с внешнего описания и изучения к сравнению и анализу.
Приём «Перепутанные логические цепочки» способствует закреплению понятий. На карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них – с ошибками. Учащимся предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Например, урок биологии в 9-м классе по теме «Сосудистая система».
Деятельность учителя:
1) предлагаю учащимся заполнить таблицу «Движение крови в кругах кровообращения определить, какие графы необходимы, чтобы увидеть движение крови по сосудам;
2) составить схему, связывающую предложенные слова в единое целое, прокомментировать установленные связи, объясняя термины, понятия. Привести пример движения крови по большому и малому кругам кровообращения, где реализуется данная схема.
Деятельность учащихся: в зависимости от уровня учебных достижений, по памяти или с помощью учебника и дополнительных источников, заполняют предложенную таблицу «Движение крови в кругах кровообращения», определяют графы: ток крови, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения. Когда изучен материал учебника по теме, учащиеся определяют последовательность логической цепочки, комментируют составленную схему.
Таким образом, на этапе повторения и закрепления новых знаний, учащиеся учатся применять полученные знания и умения в новой учебной ситуации, формируются не только учебно-познавательные, но и межпредметные компетенции.
Использование таблиц и схем на уроках биологии способствует формированию у учащихся учебно-познавательных компетенций. Таблицы и схемы помогают развивать такие необходимые качества для обучающихся, как логическая последовательность мышления, наблюдательность, исследовательская культура.