Октябрьские уроки биологии и географии в Семукачской средней школе Могилевского района в 8–10-х классах пройдут в непривычной для учеников компании. Одна из выпускниц учреждения решила вернуться в школу, которую окончила четыре года назад. И вернуться уже в роли учителя. Снежана Сергеевна Горевая – студентка 4-го курса факультета математики и естествознания МГУ имени А.А.Кулешова, и начинать свою педагогическую деятельность она решила на своей малой родине.
– Снежана Сергеевна, расскажите, пожалуйста, как и в какой момент Вы решили освоить профессию учителя?
– Над своей будущей профессией я задумалась ещё в раннем возрасте. Можно сказать, как только передо мною стал вопрос выбора профессии, он был очевидным для меня. Уже с начальной школы я хотела учиться на отлично, всегда помогала учителю следить за порядком в классе. Со средней школы начала более тщательно наблюдать за деятельностью учителей-предметников. Уже тогда я заметила, что уроки проходят по определенному сценарию. Отметила для себя, что одни уроки проводятся так, что весь класс сидит и с интересом внимательно слушает учителя, а другие проходят напряженно, с постоянной боязнью, что вот-вот тебя вызовут. Теперь я понимаю, что многое зависит от самого учителя. Моя цель на сегодняшний день – стать тем учителем, перед которым дети не дрожат и не боятся, а с любопытством и интересом к предмету посещают уроки.
– Какой совет дадите учащимся, которые только выбирают профессию.
– Чтобы правильно сделать выбор, нужно отвести время на обдумывание информации. Сесть и проанализировать, что ты любишь и чем тебе нравится заниматься. Совершенно точно могу сказать, что нужно выбирать колледж или университет, где тебя научат тому, чем ты сам хочешь заниматься.
– Всегда ли Вы любили в школе такие предметы, как география и биология? Если нет, то когда поняли, что хотите учить детей именно этим предметам?
– Я всегда любила устные предметы. А биология как-то сразу мне понравилась. Помню уроки работы с микроскопом, как рассматривали с учителем гербарии, изучали животный мир. Что касается географии, этот предмет тоже интересовал меня, я очень любила путешествия в разные страны за 45 минут урока. Наверно, добрые и квалифицированные учителя, а также их подход внесли свой вклад в выбор именно этих дисциплин как основы будущей профессии.
– Вы уже проходили практику в одной из школ Могилева. Какие отличия учреждений и их коллективов можете назвать?
– Да, я проходила практику на базе 45-й средней школы Могилёва, и теперь, попав в родную школу, у меня, естественно, есть с чем сравнивать. Во-первых, городские школы – это те школы, где много учащихся. С одной стороны, это хорошо, есть с кем работать, а ученикам – с кем общаться. Но для меня это минус, поскольку здесь сложно уделить внимание каждому ученику. В сельской же школе, поскольку классы очень маленькие, дети более сплочённые, но менее общительны, а в устных предметах, сами понимаете, нужно уметь общаться. Конечно, можно провести урок-лекцию, но это не даст мне радости от проведенного урока, да и детям думаю, будет скучно, неинтересно.
– На Ваш взгляд, прививает ли изучение географии и биологии чувство гордости за свою страну?
– Да, больше, конечно, география учит любить нашу страну. География, а иногда целые разделы географии учат нас видеть красоту Беларуси. Биология же, в отдельных темах учит нас ценить разнообразие животного мира, учит взаимодействию с животным миром. Совершенно точно могу сказать одно – это те предметы, на которых развивается патриотичность, любовь к своей стране. Я и сама, являясь патриотом, захотела внести вклад в развитие нашей страны, воспитывать, учить и формировать наше будущее поколение.
– Вы завершаете обучение в МГУ имени А.А.Кулешова, каким видите будущее место работы? Будет это сельская школа или городская?
– Хотелось бы остаться работать в сельской школе. Тут есть свой, какой-то родной микроклимат, дети добрые, взрослые отзывчивые. Также одним из плюсов для меня является то, что здесь меньше детей в классах, а, следовательно, можно побеседовать с каждым, каждому уделить внимание. Как я уже говорила, в городской школе же, наоборот, много детей и ты не успеваешь проследить, все ли дети усвоили пройденный материал успешно. Я же хочу уделить на уроке больше внимания каждому ученику.
– Как относятся в школе к молодому практиканту?
– В школах к молодому специалисту относятся с пониманием и особым вниманием. Работа в школе мне даётся довольно легко. Я люблю общаться с младшим поколением. После проведения урока понимаешь, что все люди разные и по-разному себя ведут в разных ситуациях. Подготовка к уроку и его проведение позволяют мне и самой развивать навыки общения, находиться постоянно в центре внимания, и мне это нравится. Готовясь к одному и тому же уроку, узнаю всегда что-то новое, и, естественно, передаю свежую информацию детям.
– Легко ли даётся освоение профессии учителя? Сложно ли вести уроки?
– Поскольку я довольно общительный человек, проведение уроков даётся мне с лёгкостью. Сложнее, конечно, подготовить урок своей мечты. Это должен быть насыщенный сменами видов деятельности урок, в результате чего дети и усвоят информацию, а значит, им будет нескучно. В общем, проведение урока для меня является самой приятной частью моей работы. Сложнее придумать интересную идею для проведения урока.
– Большинство первых событий в жизни человек ярко запоминает. Помните ли Вы свой первый урок?
– Конечно, помню, перед первым уроком я сильно волновалась. Мне предстояло провести урок географии в 8-м классе среди незнакомых мне 28 подростков и высококвалифицированного учителя. Факт проведения урока среди большого количества учащихся не являлся пугающим. Гораздо страшнее начинать первый урок, когда не знаешь, что может пойти не так.
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать человек, выбирающий профессию учителя?
– Профессия учителя диктует необходимость определенных навыков, без которых невозможна педагогическая деятельность. Сложно будет провести урок, если вы не любите общение или не можете найти подход к подростку. Также не обойтись без ответственности за свои слова и поступки, необходима и внимательность. А теперь могу сказать, что и работать учителем без специальной подготовки будет невозможно.
– Какой вид деятельности на уроке Вам нравится больше всего?
– Наверно, я дам ожидаемый ответ для каждого ученика. Конечно, это опрос домашнего задания. Приятнее всего проводить именно устный опрос домашнего задания. Только способ проговаривания информации даёт возможность установить контакт с несовершеннолетним и узнать, что усвоено в полной мере, а что нуждается в доработке.
Маргарита ЦМЫГ,
учитель биологии и географии
Семукачской средней школы Могилевского района