Формирование патриотических чувств у старших дошкольников с помощью проектной деятельности

- 14:38Воспитательная работа, Опыт

Автор делится опытом воспитания патриотизма через организацию работы над различными проектами. Особое внимание уделено совместной работе детей и родителей.

 

Маргарита ШИШКО,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Слонимский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область

dcrr.slonim@mail.ru

 

 

 

Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения – одна из главных задач нравственного воспитания, а дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности.

В нашем учреждении были выделены три этапа включения детей в эту деятельность:

– подготовительный – в его задачах – пробуждать у детей интерес к познавательной деятельности в процессе приобретения начал патриотического воспитания, формировать предпосылки для поисковой деятельности;
– основной – на этом этапе важно обучить детей обозначать проблемное поле, выдвигать идеи при решении задач в процессе формирования патриотического воспитания, развивать умение определять возможные методы решения проблем;
– заключительный – призван развивать способность производить оценку уровня решения поставленных задач, проявлять инициативу, самостоятельность, способность к прогнозированию. [1, с. 7]

Работа по формированию проекта продолжалась в такой последовательности: изучение литературы и подбор программно-методического обеспечения; разработка перспективного планирования деятельности с детьми и взаимодействия с семьей по формированию у дошкольников патриотических чувств; внедрение разработанной системы в собственную педагогическую практику, систематическое отслеживание процесса, приемов и методов, анализ промежуточных результатов; анализ достижения цели и полученных результатов опыта, определение перспективы; описание, обобщение и распространение опыта.

Первый этап включал в себя подбор, систематизацию, адаптацию игр на познание и классификацию детьми объектов окружающего мира, разработку цикла наблюдений познавательного характера. Активно использовались игровые обучающие ситуации, способствующие формированию предпосылок проектной деятельности, читалась художественная литература, помогающая узнавать о памятниках, исторических страницах своего города, страны. Важную роль в формировании первоначальных представлений, понятий и знаний отводилась занятиям по образовательной области «Ребенок и общество». Их главная цель – приобщение детей к систематической и творческой деятельности, а не передача знаний от педагога к ребенку.

Мы активно организовывали встречи с детьми и внуками ветеранов ВОВ, воинами 11-й Гвардейской Слонимской механизированной бригадой № 33933. Был создан книжный уголок «Мой город Слоним», мини-музей «Вечная память», тематическая выставка «1941–1945».

В группах для родителей мы оформили информационные блоки: «Шагаем по стране», «О чем рассказали письма». Проводили тематические родительские собрания «Семейные реликвии», а также индивидуальные консультации. Результатом совместной деятельности родителей и детей были выставки рисунков на патриотическую тему: «Победа», «Беларусь мая сінявокая», была создана коллекция открыток «Знаменитые места моей страны», изготовлены книжки-малышки на тему «Герои Слонимщины».

На втором этапе дети постепенно переходили к обучению навыкам работы с проектной деятельностью. Для решения проблемных задач проекта использовались доступные и привлекательные «типы» исследования: коллекционирование марок, открыток, магнитов, путешествие по карте, путешествие в прошлое, презентации. На занятиях с включением исследовательской деятельности мы использовали методы и приемы для решения поставленных целей: дидактические игры, игровые обучающие и творчески-развивающие ситуации, вопросы проблемного характера, моделирование. Широко использовали познавательные задания: «У какого дерева белый ствол?», «Почему тебя так зовут?», которые способствовали развитию познавательной активности, а внедрение в практику работы гипотетических предположений о причинах событий позволили развить у детей умение выдвигать гипотезы. Накоплению опыта детей, закреплению полученных знаний и впечатлений о природе, способствовали игры «Карты Беларуси», «От А до Я» и другие.

Решая проблему: «Какие краски у Беларуси», использовали метод постановки и решения проблемных задач, экспериментировали с красками, звуками, изображениями белорусских костюмов, посещали музей «Белорусской куклы».

Эффективной формой подготовки к работе над проектом и мотивации являлась модель трех вопросов: «Что знают?», «Что хотят узнать?», «Что нужно сделать, чтобы узнать?». Таким образом, началась работа над долгосрочным проектом «Дорогами побед».

Включение в работу над этим проектом позволило стимулировать самостоятельную познавательную активность детей, а также обеспечить деятельностный подход в обучении.

Вместе с родителями ребята принимали участие в индивидуальных исследовательских заданиях: «Песни военных дорог», «Исторические памятники и монументы Беларуси», «Дети войны», «Техника военных лет» и другие, с фиксацией результатов и презентацией мини-проектов в группе.

Заключительным этапом работы над проектом стала подготовка презентации, которая проходила в различных формах в зависимости от темы и типа проекта. Наиболее яркими и интересными получились создание генеалогического древа семьи Грипич Евгении, выставки рисунков на патриотическую тему: «Моя семья», «Мой любимый город», «Россия и Беларусь – наш общий дом», «Города-герои», выпуск газет «Дорогами побед»; участие в этнических праздниках и развлечениях; оформление фотовыставок «Путешествуем по стране»; «В краеведческом музее».

Форма защиты проекта продумывалась так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя и педагога.

 

Анализ процесса и результата работы по формированию основ патриотического воспитания старших дошкольников посредством использования проектной деятельности позволил сделать вывод, что такая организация детей способствовала осуществлению интеграции практически всех образовательных областей, решению поставленных задач, а самое главное, расширила их практический опыт, самостоятельную деятельность. Метод проектов позволил достичь повышения качества работы во взаимодействии с родителями в формировании патриотических представлений и знаний у дошкольников старшего возраста.

 

Литература

1 Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.А.Петрикевич. – Мозырь : Белый ветер, 2008. – 103 с.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий