Культура Древней Индии. Урок всемирной истории, 5-й класс

- 16:37История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Анастасия ФИЛИМОНОВА,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»
 

 

Раздел: Индия и Китай в древности.

Тема урока: Культура Древней Индии.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-путешествие.

План изучения темы:

1. Языки и письменность древних индийцев.
2. Литература Древней Индии.
3. Религиозные верования древних индийцев.

Цель урока:

– познакомить учащихся с культурными достижениями древних индийцев (языком, письменностью, литературой, религией).

Задачи урока:

– познакомить с новыми терминами и понятиями (санскрит, Веды, Махабхарата, Рамаяна, индуизм, буддизм;
– продолжать формировать навыки работы с лентой времени;

– продолжать формировать умение работать с учебником и историческими источниками;
– совершенствовать навыки работы с географической картой;
– продолжать учить работать с медиатекстом;
– воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.

Предполагаемые цели для учащихся:

– характеризовать особенности языка, письменности и литературы Древней Индии;
– описывать религиозные верования древних индийцев, сравнивать их между собой, и с религиями других уже известных древних народов;
– приводить примеры памятников литературы древних индийцев.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование урока:

– Мультимедийный проектор, ноутбук;
– Презентация по теме «Культура Древней Индии»;

Презентация Культура Древней Индии

– Видеофрагмент Лексическое сходство санскрита и русского языка.mp4 (35170933)
– Музыкальный фрагмент индийской песни «Тири-мири» (для физкультминутки)

– Опорный конспект по теме «Культура Древней Индии» (для доски);
– Наглядный материал, для оформления доски;
Раздаточный материал по теме Культура Древней Индии (по количеству учащихся);
– Отрывки из древнеиндийских литературных произведений;
– Виза для класса в Древнюю Индию;
– Карточки для рефлексии;
– Атласы по истории Древнего мира;
– «Волшебный мешочек» с сувенирами из Индии (тростниковый сахар)

Технологическая карта урока по теме

Структура урока:

1 Организационный этап.
2 Этап проверки домашнего задания (фронтальная работа).
3 Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (целеполагание, мотивация).
4 Физкультминутка.
5 Этап усвоения новых знаний.
6 Этап закрепления новых знаний.
7 Этап информирования о домашнем задании.
8 Этап подведения результатов деятельности учащихся на уроке (выставление и комментирование отметок, рефлексия).

 

Ход урока

1 Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку.

Друзья мои, звенит звонок,
И рада я начать урок.
Нас впереди открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!

– На прошлом уроке мы с вами приоткрыли еще одну страничку истории и начали знакомство с историей сказочной волшебной страны, именно так называли ее древние греки. О какой стране идет речь? (Древняя Индия)

– Сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в увлекательное путешествие, чтобы получше познакомится с этой удивительной страной, ее культурой, языком, литературой, достижениями. Увидеть красоту и уникальность этой страны. Хотите? (Да)

Слайд 1.

 

2 Этап проверки домашнего задания

– Ребята, а какой документ нам необходим, если мы хотим отправиться за границы нашего государства? (Паспорт, виза)

– Верно, и для того чтобы ее получить, мы отправляемся в визовый центр.

 

Слайд 2.

 

– Смотрите, здесь объявление! Прочитайте, пожалуйста, что здесь написано…

Один ученик читает: Для получения визы вам необходимо: сдать экзамен на знание истории государства, в которое вы собираетесь совершить путешествие.

– Уверена, все вместе мы с вами успешно с ним справимся! Давайте посмотрим, какие задания мы должны выполнить.

 

Задание 1 (Слайд 3)

Исправьте ошибки: Харапа, Мохенджодаро, ашока, варнии

По очереди учащиеся исправляют: Хараппа, Мохенджо-Даро, Ашока, варны).

– Знакомо ли вам значение этих слов?

Другие учащиеся отвечают: Хараппа – северная столица единого государства, существовавшего уже в третьем-начале второго тысячелетия до н.э в долинах рек Инд и Ганг; Мохенджо-Даро – южная столица единого государства, существовавшего уже в третьем – начале второго тысячелетия до н.э в долинах рек Инд и Ганг; Ашока – царь древнеиндийского государства, правивший с 268 по 232 гг. до н.э.; варны – большие группы людей, которые выполняли в обществе одну и ту же важную работу, имели определенные права и обязанности.

– Молодцы. Скажите, пожалуйста, знания какой науки помогли вам справиться с первым заданием? (Филологии (или учебный предмет – русский язык))

– Приступим к заданию 2 (Слайд 4).

Нам повезло, уверена, с этим заданием вы легко справитесь, ведь мы очень часто решаем хронологические задачи. Итак, приступим…

Известно, что царь Ашока родился в 304 году до н.э.

Отметьте на линии времени:

– год его рождения;
– годы его правления.

Укажите:

– какая из дат является началом его правления;
– какая – окончанием.

Подсчитайте:

– во сколько лет он стал царем?
– сколько лет он правил?

Определите:

– к какому веку относится каждая дата?
– к какому тысячелетию относится каждая дата?

Учащиеся поэтапно решают задачу (фронтальная работа с классом), лента времени на доске:

– наносят на ленту времени год рождения;
– называют годы правления, отмечают на ленте времени;
– устно указывают даты начала и окончания правления;
– решают примеры:

1) Во сколько лет стал царем  (304 – 268 = 36 лет)
2) Сколько лет правил (268 – 232 = 36 лет)

– устно определяют, к какому веку и тысячелетию относятся даты.

– Ребята, скажите, без какой науки нам было бы трудно справиться с этим заданием? (Без математики).

Задание 3

– Ребята, а теперь нам нужно показать на карте границы державы при царе Ашоке, северную и южную столицы, реки Инд и Ганг.

Слайд 5. Показывают на карте. Первоначально работают с атласами.

– Вспомните, какая наука занимается изучением стран, и в переводе с греческого означает «землеописание»? (География).

– И снова вы справились. Осталось совсем немножко, и мы с вами пройдем все испытания.

Слайд 6.

Задание 4

– Посмотрите, следующее наше задание, похоже на игру. А это мы с вами любим! Что ж, поиграем.

Игра «Угадайка!»

Перед нами пять жителей Древней Индии. Они хотят рассказать нам о себе и узнать, знаете ли вы, как устроено индийское общество. Давайте послушаем их рассказ. (Учащиеся угадывают, к какой варне относится рассказчик).

1-й учащийся:

Я живу в Древней Индии и занимаю особое высокое положение. Я свободен от всяких повинностей, налогов и телесных наказаний. Изучение Вед (священных книг), жертвоприношения, раздачу милостыни для меня установил бог Брахма. Все что существует в мире – моя собственность (Брахман).

2-й учащийся:

А я управляю войском нашего государства. За это я получаю жалование от царя и помогаю в управлении государством. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг для меня определил бог Брахма. Лишь три занятия для меня запретны: обучение, жертвоприношение для других и принятие подарков (Кшатрий).

3-й учащийся:

У моего отца три сына. Я занимаюсь земледелием, мой старший брат – скотовод, а младший – торговец. Я владею землей, а у младшего брата есть движимое имущество. Все мы платим налоги. Ни один из нас не может нести воинскую повинность. Скотоводство, раздачу милостыни, изучение священных книг, торговлю денежные дела и земледелие дал нам Брахма (Вайшья).

4-й учащийся:

А я не имею земли и поэтому служу всем, кто выше меня по варне. Нас не допускают к управлению государством. Только одно занятие бог Брахма дал мне – служение первым трем варнам со смирением (Шудра).

5-й учащийся:

Мое положение самое сложное. Я должен выполнять нечистые работы: уборку мусора, нечистот, трупов. Меня могут назначить палачом. Я должен жить вне селения, носить одежды мертвых, и есть из разбитой посуды («Неприкасаемый»).

– Мы отгадали, кем являются наши гости из Древней Индии. Теперь расставим их в соответствии с иерархией общества. От высшего к самому низшему (Расставляют).

– Неприкасаемый должен стать отдельно, объясните почему. (Потому что он не принадлежит ни к одной из варн).

Брахман передает классу визу.

– Ребята вы большие молодцы, экзамен сдан. Можно отправляться в путь!

Слайд 7.

 

3 Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

– Прежде чем мы отправимся, нам необходимо указать цели поездки. Но поскольку мы с вами отправляемся в Индию прямо с урока, я думаю, что справедливо будет, если цели нашего путешествия совпадут с целями урока. Давайте попробуем их сформировать, опираясь на слова-помощники, которые есть в нашей визе и на план урока, который записан на доске, и на листах с дополнительным материалом.

Слайд 8.

Групповое целеполагание.

Предполагаемые цели учащихся:

– характеризовать особенности языка, письменности и литературы Древней Индии;
– описывать религиозные верования древних индийцев, сравнивать их между собой, и с религиями других уже известных древних народов;
– приводить примеры памятников литературы древних индийцев.

 

4 Физкультминутка

– Индия расположена довольно далеко. Чтобы быстрее добраться, я предлагаю лететь на самолете. Мы отправляемся в полет! Предлагаю, немножко отдохнуть и полетать. (Слайд 9, индийская музыка тихонько).

Расправили крылья, и начинаем полет.
Летим и осторожно машем крыльями.
Посмотрите, какие красивые птицы летят за окном,
покажите, как летят они.
Посмотрите в правый иллюминатор, затем в левый.
Сядьте в кресла поудобнее, и закройте глазки,
нам предстоит длительный перелет.
Откройте глазки, посмотрите вдаль, вот уже виднеется Индия.
Красота с высоты птичьего полета.
Удивлены? Тогда поморгайте от удивления.
Устали лететь, сделайте плавные вращения головой.

– Внимание! Уважаемые пассажиры, наш самолет совершил посадку в аэропорту Древней Индии.

Слайд 10.

 

5 Этап усвоения новых знаний

– Посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед вами маршрут нашей экскурсии. Сегодня мы с вами посетим индийскую школу, индийскую библиотеку и индийские храмы.

Слайд 11.

– Давайте потихоньку зайдем на урок, и посмотрим, чему учатся дети? Только помните о том, как нужно вести себя во время урока.

Слайд 12 (с видеофрагментом)

– Посмотрите, чему учатся дети. (Просмотр эпизода, 1 мин.)

– А сейчас скажите, пожалуйста, чему учились дети на уроке? (Считать от 1 до 10).

– А как вы догадались? Вы знаете язык? (Их слова были похожи на русские слова).

– Вот так совпадение! А знаете ли вы, как называется язык, на котором шел урок? (Нет)

– Узнаем все вместе, а заодно посмотрим, есть ли в этом языке слова, похожие на слова нашего родного языка.

Для этого откроем учебник на странице 94, и внимательно самостоятельно прочитаем пункт 1. На выполнение этого задания вам – две минутки, а затем вы ответите на вопросы.

1) Как называется язык? (Санскрит)

2) Как переводится это слово? («Совершенный»)

3) Есть ли в этом языке слова, похожие на слова белорусского языка? Приведите примеры. (Есть. Например, «веда» – «веды», «швета»- «свята», «брахман» – «рахманы», «будх» – «будить»).

4) Кто считается создателем санскрита? (Боги)

5) Кто является хранителем санскрита? (Брахманы)

6) Все ли жители Индии могли изучать санскрит? (Нет. Только первые три варны).

– Молодцы. Двигаемся дальше. И вот мы в индийской библиотеке. Как нужно вести себя в библиотеке? (Хорошо, не разговаривать, ничего не брать без разрешения).

Слайд 13.

– Посмотрите, какие книги стоят на выставке в этой библиотеке? («Махабхарата» и «Рамаяна». А еще сказки, мифы и легенды).

– А еще обратите внимание, здесь написано слово «веды». Что же оно означает? Узнаем на странице 94, прочитаем пункт 2, первый абзац.

Читает вслух один человек, остальные следят самостоятельно:

Веды – священные книги, созданные не позднее второго тысячелетия до н.э., которые содержали важные для индийцев знания. На них основывалась вся духовная жизнь.

– Так что же такое Веды? Как называют часто древнюю индийскую культуру? (Ведийской).

– Молодцы! Вы хорошо вели себя в библиотеке, и, надеюсь, запомнили, какие литературные произведения Древней Индии являются огромным наследием всего человечества.

А сейчас нас ждет экскурсия по индийским храмам. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд, перед вами с двух сторон расположены изображения индийских храмов. Подумайте, в чем основное отличие этих храмов? Слайд 14. (Предполагаемые ответы детей: внешний вид, цвета, форма…. Основное различие в том, что на первом храме много богов, а возле второго – один бог).

– Вы совершенно правы. Эти храмы были построены представителями двух религий, которые исповедовали жители Древней Индии. Посмотрите, какие разные храмы есть в Древней Индии, и это лишь маленькая частичка от их общего числа.

Слайд 15.

И сейчас мы подробнее поговорим о религиях Древней Индии. Внимание на слайд. Рассмотрим схему. Слайд 16. Работа со схемой.

– Вот и прошли мы с вами весь экскурсионный маршрут. Пора возвращаться домой.

Слайд 17.

– Ребята, а что обычно привозят путешественники из стран, в которых побывали? (Сувениры).

– И вы тоже сможете их привезти, если отгадаете, о чем идет речь:

Индия – удивительная страна, там из тростника выжимают сок, уваривают его на огне и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мёд. (Тростниковый сахар).

– Вы заслужили свои сувениры (кусочки тростникового сахара).

 

6 Этап закрепления новых знаний

– Посмотрите, в аэропорту нас уже встречают. Но кто же это? Это ведущие программы «Верю – не верю». Они хотят узнать, хорошо ли мы запомнили историю Древней Индии. Что ж, ответим на их вопросы.

Слайд 18.

– Если вы верите, поднимаем руку вверх, если нет – руки накрест. Готовы?

Вопросы:

1. Верите ли вы, что Древняя Индия является родиной двух великих религий Востока? (Верим)
2. Верите ли вы, что жители Древней Индии говорили на санскрите уже в третьем тысячелетии до н.э.? (Не верим, появился позже, переняли у ариев)
3. Верите ли вы, что создателями санскрита были брахманы? (Не верим, боги)
4. Верите ли вы, что все жители Древней Индии могли изучать санскрит? (Не верим, только первые три варны)
5. Верите ли вы, что древнейшими произведениями индийской литературы считаются Веды? (Верим)
6. Верите ли вы, что древние индийцы создали такие известные поэмы как «Махабхарата» и «Рамаяна»? (Верим)
7. Верите ли вы, что Будда был единственным божеством в индуизме? (Не верим, в буддизме)
8. Верите ли вы, что буддизм из Древней Индии был заимствован Древним Китаем? (Верим)
9. Верите ли вы, что «санскрит» в переводе с греческого означает «совершенный»? (Верим)
10. Верите ли вы, что все варны были созданы из различных частей тела бога Шивы? (Не верим, бога Брахмы)

– Замечательно поиграли. Вижу, мы не зря летали!

 

7 Этап информирования о домашнем задании

Слайд 19.

– Итак, дорогие мои путешественники, пора подводить итоги нашего путешествия. Настоящие путешественники ведут дневники и записывают в них впечатления от увиденного. Я тоже предлагаю вам заполнить такие дневники. На ваших столах раздаточный материал с таблицей о религиях Индии, заполните ее, пожалуйста, дома, используя текст учебника.

Также прочитайте § 25 и ответьте на вопросы 4 и 5.

Задание по выбору в рабочей тетради.

И творческое задание. Прочитайте индуистский миф о сотворении Вселенной и проиллюстрируйте его.

 

8 Этап подведения результатов деятельности учащихся на уроке

Сначала комментирование работы учащихся на уроке, похвала, стимулирование. Затем выставление отметок.

 

Проведение рефлексии (при помощи карточек)

Слайд 20.

Спасибо за урок! Урок окончен!

Слайд 21.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий