В материале представлен сценарий мероприятия, который подойдет для проведения тематического дня в шестой школьный день.
Галина ШАЛОНИК,
классный руководитель 7-го класса,
учитель математики
ГУО «Войсковская средняя школа»
Каменецкого района
Брестская область
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся, формирование у детей патриотических чувств.
Участники: родители, учащиеся, классный руководитель, приглашённое жюри.
Подготовка: предварительно формируются 2–3 «семьи» (дедушка, бабушка, папа, мама, дочь (желательно с длинными волосами), сын) и придумывается общая фамилия, герб и достижения рода; подготавливается кроссворд на тему «Родственники», викторина «7Я», набор «сказок», тексты колыбельных, гвозди, шурупы, молоток и отвёртка, цветные карандаши, альбомные листы; приготовлен стенд для дартса.
Оформление: на доске оформлена выставка изделий декоративно-прикладного творчества, рисунков и генеалогических древ учащихся и их семей, фотографии с семьями детей; плакаты с пословицами о семье; выставлены три стола для семей-участников и места для болельщиков.
Ход мероприятия
Звучит тихая музыка.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые родители! Добрый день, дорогие ребята!
Для души семья – отрада
Дети есть – и счастье есть!
Сегодня в нашем классе уютно и хорошо от присутствия самых близких и дорогих нам людей. В центре внимания нашей «Семейной академии» сегодня будут семьи: … (представление семей).
Ведущий: У нас нет права присуждения почётных званий лучшим семьям, но есть советники – специалисты по семейным знаниям: … (представление жюри).
Жеребьёвка очередности выступлений.
Ведущий: Итак, команды готовы! Представление советников состоялось! Самое время начать нашу познавательную игру.
I тур (общий) – Семейный герб
Ведущий: Дорогие друзья! Вам было дано домашнее задание – подготовить семейный герб и рассказать о достижениях вашей семьи.
Представители семей показывают герб, рассказывают о его значении и о достижениях своей семьи.
II тур (для отцов)
Ведущий: Главной целью создания семьи в Беларуси всегда было рождение детей, их воспитание и передача накопленного опыта и знаний, культуры и нравственности. Традиционно центральной фигурой в семье был мужчина, который заботился о ее членах и был основным добытчиком. Женщина вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. За дочерей и их поведение отвечала мать, а за сыновей, достигших десятилетнего возраста, отвечал отец. Одной из основных белорусских семейных ценностей было почитание старших. Как вы думаете, кто был самым главным в семье? Ответы семей. Итак, задание для глав семей.
Ведущий: Представьте, случилось невероятное и вы остались с детьми без жены и бабушки (они уехали). Что вы будете делать с причёской дочери?
Задание: нужно заплести косичку дочери.
Ведущий: А пока наши папы работают над причёсками, я хочу провести «Блицтурнир» с остальными членами семей. Папы и дочки, а также болельщики, тоже могут помогать. В слове «семья» звучит цифра 7. Попрошу вас быть внимательными и ответить на мои вопросы, не забывайте поднимать руки.
Викторина «7Я» (Приложение 1)
Ведущий: Пора оценить успехи пап.
Участники представляют косы.
III тур (для дедушек)
Ведущий: Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду – всё это ветви большого дерева, имя которому – патриотизм. Все мы – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева. Те, кто чтит предков, знает историю, прислушивается к советам старших, может быть уверен, что его дети будут также почтительны к нему и памяти о нём. А кто же хранит эту память? Ответы семей. (Дедушки и бабушки) Итак, задание для дедушек.
Простое задание может оказаться для дедушек сложным, поэтому давайте дружно поддержим наших участников в игре «Дартс». Кто больше выбьет очков, тот выиграл.
Подсчитываем очки.
IV тур (для мам)
Ведущий: Беларусь – центр Европы, поэтому многие современные европейские тенденции коснулись и нас. Сегодня белорусская женщина выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию. Вступать в брак белорусы стали позже. Молодым людям хочется получить образование, поработать, встать на ноги, и только потом заводить семью. В настоящее время более 90 % семей имеют одного или двух детей. Неотъемлемой чертой уклада жизни становится и автономное проживание молодой семьи. Тем не менее, мама – самый главный человек в жизни каждого из нас.
Задание: нужно спеть колыбельную детям (Приложение 2).
V тур (для бабушек)
Ведущий: Гражданами мы становимся в обществе, профессионалами – в работе, а людьми – в семье. Все, что мы взяли из своей семьи, становится нашей системой ценностей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, выражать свои чувства, быть справедливыми и честными. Семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека независимо от страны, религиозных и культурных особенностей, обычаев и традиций. Самые первые уроки жизни мы получаем из сказок наших бабушек.
Бабушки знают много сказок, но иногда их «переплетают» между собой. Задание: нужно прочитать «сказку» и выписать название всех сказок, которые вы встретили в тексте. (Приложение 3)
VI тур (для сыновей)
Ведущий: К пословицам, которые вы видите на доске, можно добавить «Яблочко от яблони недалеко падает». Папы учат сыновей, а мамы – дочерей, всему, что умеют сами. Вот сейчас мы и посмотрим, как хорошо научили папы своих сыновей.
Выдаётся гвоздь, молоток, отвёртка, шуруп и доска. Выиграет тот, кто быстрее забьет гвоздь и закрутит шуруп.
VII тур (для дочерей)
Ведущий: Все знают, что дети всегда любят рисовать. А помогают им в этом мамы. Давайте проверим, научили ли мамы рисовать своих дочерей.
Выдаются цветные карандаши, альбомный лист. Надо нарисовать дом и разместить на рисунке всех членов семьи. Остальные могут советовать и помогать раскрашивать.
VIII тур (общий)
Ведущий: В народе говорят, что каждый человек в своей жизни должен посадить дерево, построить дом и воспитать ребёнка. Но не у всех сегодня есть средства на строительство собственного жилья. А вот выстроить храм души, дать ему небесную чистоту, может каждый, если постарается. Фундаментом к этому дому очень хорошо подходит взаимная помощь и поддержка в семье. А ещё лучше – в роду. Кто же входит в род? Сейчас мы попросим наших участников определить состав рода, разгадав кроссворд «Родственники».
Разгадывают кроссворд. (Приложение 4)
Ведущий: Уважаемые участники! Время, отведённое на выполнение задания, завершилось. Прошу вас озвучить ответы.
Участники озвучивают свои ответы.
Ведущий: Молодцы! Вы хорошо знаете своих родственников. Дорогие друзья! Для каждого человека нет ничего важнее мира, уюта, взаимопонимания в семье. Только взаимная любовь делает человека по-настоящему счастливым! Позвольте, я расскажу одну легенду: «В древние времена жила одна семья, и в ней царили мир, согласие и любовь. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился – на листе было написано сто раз одно и то же слово «понимание».
Ведущий: Конечно, при воспитании детей всегда необходимо понимание и мудрость. Уважаемые семьи, слушаем итоговые результаты от наших советников.
Выступление «советников». Награждение.
Приложение 1
Викторина «7Я»
1. Единица исчисления времени, равная семи дням (Неделя).
2. Седьмой месяц года (Июль).
3. Седьмая буква алфавита (Ё).
4. На чём бывает седьмая вода? (На киселе).
5. Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество).
6. Назовите быстро семь цветов радуги, начиная с зелёного (Зеленый, голубой, синий, фиолетовый, красный, оранжевый, желтый).
7. Седьмая нота октавы (Си).
Приложение 2
Колыбельные
Баю-баю-баю-бай,
Спи мой ангел засыпай,
Баю-баюшки-баю,
Песню я тебе спою.
За окном совсем темно,
Солнце спит уже давно,
Ветер все огни задул,
Чтобы ты скорей уснул.
Баю-баю-баю-бай,
Спи, котёнок, засыпай.
Месяц к нам в окно глядит,
Смотрит, кто ещё не спит,
Звёзды ярче все горят,
Малышам заснуть велят.
Баю-баю-баю-бай,
Спи, малыш мой, засыпай.
Ночь крадётся по стеклу,
Вот уже и на полу,
Отдохнёт, достанет сон,
Будет очень сладким он.
Баю-баю-баю-бай,
Спи мой ангел, засыпай.
Девочка легла (мальчик мой прилёг)
В кровать,
Будет очень крепко спать,
Потеплей тебя укрою,
Спи, малышка (спи мой кроха),
я с тобою.
Текст колыбельной песни «Спят усталые игрушки»
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
В сказке можно покататься на Луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар – птицы,
Ты ей пожелай – Баю – бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!
Текст колыбельной песни «Спи, моя радость, усни!»
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкой спит.
Кто-то вздохнул за стеной…
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
«Колыбельная медведицы»
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка,
Не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты,
Малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым, суровым
Морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним
Кораблям.
Приложение 3
«Сказки»
1. Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гуси-лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут Кот ученый им и говорит: «Не пейте, а то козлятами станете!»
(7 сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Руслан и Людмила»)
2. Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!». Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.
(7 сказок: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Баба Яга», «Репка», «Спящая красавица», «По щучьему веленью»)
3. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот как-то села она на серого волка и поехала искать перышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись не пенек, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»! Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал ее Черномор и утащил к себе в замок.
(7 сказок: «Царевна-Лягушка», «Финист Ясный Сокол», «Иван царевич и Серый волк», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Золушка», «Руслан и Людмила»).
Приложение 4
Кроссворд «Родственники»
По вертикали:
1 Сестра мужа для жены (золовка)
2 Муж жены для её семьи (зять)
4 Жена мужа для её родителей (сноха)
5 Родители мужа или жены для родителей жены или мужа (сваты)
6 Дочь мужа, но не дочь жены (падчерица)
7 Сын жены, но не сын мужа (пасынок)
8 Ребёнок мужа и жены (сын)
11 Сестра жены или мужа, или жена брата мужа или жены для детей (тётя)
13 Крёстный отец детей для их родителей (кум)
15 Отец мужа или жены для их детей (дед)
22 Мама мужа или жены для их детей (баба)
По горизонтали:
3 Муж сестры жены для семьи мужа (свояк)
9 Жена для семьи мужа (невестка)
10 Ребёнок мужа и жены для другого ребёнка (брат)
12 Мать мужа для жены (свекровь)
14 Дети мужа, но не от его жены, для детей жены, но не от её мужа (сводные)
16 Ребёнок мужа и жены (дочь)
17 Ребёнок мужа и жены для другого ребёнка (сестра)
18 Брат жены или мужа или муж сестры мужа или жены для детей (дядя)
19 Мать жены для мужа (тёща)
20 Муж, живущий с женой на хозяйстве её родителей (примак)
21 Брат мужа для жены и её родителей (деверь)
23 Отец жены для мужа (тесть)
24 Жена для детей мужа не от её (мачеха)
25 Брат жены для мужа и его родителей (шурин)
26 Сестра жены для семьи мужа (свояченица)
27 Сын брата или сестры мужа для жены (племянник)
28 Отец мужа для жены (свёкр)
29 Отец для детей жены не от его (отчим).