В материале представлен опыт работы психолога по коррекции детской тревожности.
Наталья ЛЕВЧЕНКО,
педагог-психолог
ГУО «Ясли-сад № 84 Могилева»
Эмоционально-волевая сфера человека проходит определенные этапы развития. Начиная с возраста от 3-х лет, у ребенка формируются такие реакции, как страх и испуг, возникает чувство тревоги. Детская тревожность заслуживает особого внимания со стороны педагогов и психологов дошкольных учреждений.
Семейное воспитание, эмоциональная сфера родителей, условия пребывания в дошкольном учреждении все это – источники тревожности дошкольников. В неблагоприятных условиях семейного воспитания и пребывания в дошкольном учреждении у детей возникает потребность в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую.
Начиная с младшего дошкольного возраста, начинают формироваться механизмы защиты и способы компенсации тревожности: агрессия и зависимость, различные страхи, молчание и отказ от деятельности, «уход в болезнь».
Многолетний опыт консультирования родителей по вопросам детско-родительских отношений показал, что большинство проблем, с которыми обращаются родители к психологу, связаны с детской тревожностью.
Так, например, частым вопросом при обращении родителей за помощью является поведенческий симптомокомплекс у детей: частые позывы к мочеиспусканию, сосание пальца, грызение ногтей, выдергивание волос, чувство неуклюжести и скованности у ребенка. Также довольно частой проблемой в детско-родительских отношениях является повышенная «прилипчивость» ребенка по отношению ко взрослому, настороженность по отношению к новым людям. Также часто родители обращаются к психологу по проблемам детских страхов, детской застенчивости, трудности установления контактов в детской группе.
Поставленные практикой проблемы побуждают к поиску эффективных методов работы с детской тревожностью и страхами. Такими методами в нашем учреждении дошкольного образования стали игротерапия и арт-терапия.
Важными задачами, которые необходимо было решить в нашем учреждении дошкольного образования, были:
1) подбор и адаптация коррекционно-развивающей программы с использованием средств игротерапии для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста;
2) обучение детей дошкольного возраста способам преодоления негативных эмоциональных состояний; помощь детям в достижении эмоциональной устойчивости и саморегуляции; содействие снижению эмоционального напряжения;
3) определение эффективности проводимой работы в ходе реализации коррекционно-развивающей программы и разработка рекомендации для педагогов и родителей.
В соответствии с концепцией сопровождения основных субъектов образовательного процесса работа по коррекции тревожности и страхов детей дошкольного возраста с использованием игротерапии была организована в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями/законными представителями несовершеннолетних.
Психолого-педагогическое сопровождение реализовано через ряд взаимовытекающих действий: диагностику, коррекцию, просвещение и профилактику (родителей/законных представители и педагогов), консультирование (родителей/законных представители и педагогов).
В соответствии с логикой сопровождения поэтапно строилась работа по коррекции тревожности дошкольников.
Вначале была проведена работа по выявлению детей с высоким уровнем тревожности и наличием ненормативного количества страхов. С этой целью при обследовании детей использовался проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен [1, с. 139]; тест «Страхи в домиках» (модификация М.А.Панфиловой) [2, с. 45-46]. Для педагогов и родителей/законных представителей использовался опросник «Уровень тревожности ребенка», разработанный Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко [3, с. 58], организовано наблюдение в группах. В ситуациях очень высоких показателей тревожности по этому опроснику родителям/законным представителям и педагогам дополнительно предлагалось заполнить тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова.
На основе полученных данных была составлена коррекционная программа, основанная на техниках игротерапии и арт-терапии. Игротерапия представлена опытом работы таких авторов как М.В.Киселева, Л.М.Костина, М.А.Панфилова, А.И.Захаров; используются игры и этюды М.И.Чистяковой для релаксации, выстроенные по схеме Э.Джекобсона.
Основной целью программы являлась коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста.
Проводимая коррекционно-развивающая работа строилась в рамках решения следующих задач:
– актуализировать чувство страха и установить контроль над объектом страха;
– снизить высокий уровень тревожности;
– развивать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию у детей;
– развивать моторику тела;
– усилить «Я» ребенка (повысить уверенность в себе);
– учить детей преодолевать негативные эмоциональные состояния.
Коррекционные занятия проходили два раза в неделю.
Структура коррекционного занятия была стандартна:
– ритуальное упражнение приветствия, направленное на объединение детей, создание доброй и безопасной обстановки, а также на сохранение у ребенка ощущения целостности и завершённости занятия;
– релаксационные упражнения. Техники релаксации подготавливают тело и психику к деятельности, сосредотачивают на своём внутреннем мире, освобождают от излишнего и нервного напряжения. Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название;
– коррекционно-направленные упражнения, содержащие техники игротерапии, арт-терапии, которые приводят к актуализации страхов, повышению уверенности в себе; учат преодолевать негативные эмоциональные состояния; помогают в достижении эмоциональной устойчивости и саморегуляции; развивают моторику тела; снижают уровень тревожности. Также все техники позволяют ребенку проявить себя, что способствует повышению самооценки;
– игровые упражнения, направленные на снятие напряжения в процессе двигательной активности;
– ритуальное упражнение прощания.
Предпочтительно, чтобы во время занятия дети сидели в кругу. Круг создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Дошкольники проявляли положительные эмоции при встрече с педагогом-психологом, с нетерпением ждали занятий. На встречах дети охотно рисовали и играли. Наиболее удачной практической находкой стало рисование страхов в юмористическом ключе. Такой подход наиболее успешно помогал детям в саморегуляции и борьбе с давними страхами.
Система работы включала в себя работу с родителями/законными представителями и педагогами. Для них проводились индивидуальные консультации по итогам диагностики и по результатам коррекционной работы с ребенком. Положительно себя зарекомендовала такая форма работы, как родительская гостиная «Мама, я боюсь!». Целью работы гостиной было формирование психолого-педагогических знаний и представлений о феноменологии детской тревожности.
Каждая встреча с родителями была посвящена определенной теме. Встречи проходили один раз в месяц, в течение 1-1,5 часов.
Для педагогов проводились индивидуальные консультации по работе с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и страхов, арттерапевтический тренинг «Картины тревоги».
Анализ результатов коррекционной работы показал, что снижение уровня тревожности и количества страхов у детей происходит достаточно быстро и планомерно при воздействии техниками арт-терапии и игротерапии.
Анкетирование педагогов показало, что в поведении детей педагоги четко отслеживают различия в поведении детей на начало и конец коррекционной работы. Напряженные, пугливые дети в конце коррекционной работы становятся более спокойными, уверенно отвечают на занятиях. У детей в группе улучшается дневной сон: дети спокойно и быстро засыпают, просыпаются в хорошем настроении. Плаксивые, беспокойные дети становятся менее раздражительными.
Родители/законные представители также отмечали изменения в поведении своих детей после окончания коррекционной работы. Дети становились более уверенными и спокойными. Часто родители отмечали в ходе консультаций, что дети меньше капризничают и злятся; вечером укладываются спать без проговаривания обычных страхов.
Родители, участвовавшие в работе педагогической гостиной, отмечали эффективность таких встреч, изменения в собственном поведении с детьми.
Таким образом, игротерапия доказала свою эффективность в качестве средства коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Поэтому взрослые, окружающие ребенка, должны быть внимательны к любым негативным изменениям в поведении ребенка, чтобы вовремя создать необходимые условия для их нейтрализации.
Литература:
1 Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – СПб. : Речь, 2003. – 160 с.
2 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М. : Академия,1999. – 160 с.
3 Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. – М. : Генезис, 2000. – 102 с.