Воспитательное значение труда детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта «Выращивание картофеля с ранней весны до поздней осени в городских условиях»

- 10:35Дошкольное образование. Проекты, Методичка

Автор рассказывает об интересной форме организации трудовой деятельности воспитанников ГУО «Детский сад № 70 г. Могилёва» – выращивании картофеля. Необычный и эффективный способ выращивания корнеплодов заинтересовал не только детей – участников проекта, но и их родителей, и работников детского сада.

 

Алла ШАВЛАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 70 г. Могилёва»

 

Трудовая деятельность в детском саду направлена на формирование у детей старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы. При ее организации мы учим воспитанников ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат соответствующей цели. При этом учитываем особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста и их индивидуальные возможности.

Одним из видов труда детей старшего дошкольного возраста является труд в природе. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. Например, работая на огороде, дети понимают цель – вырастить овощи, результат конкретен и понятен ребенку. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Одним из условий эффективности этой работы является правильная организация труда.

Труд детей в природе организуется в течение всего года. Важно формировать привычку работать по собственному желанию, выполнять работу аккуратно, бережно относиться к материалам, оборудованию. Осенью – идет сбор семян, пересаживаются растения, зимой – дети подкармливают птиц, ухаживают за обитателями уголка природы, весной – высаживают растения на рассаду. Летом организуется самый производительный труд – на огороде.

Подготовка детей к предстоящим работам на огороде начинается задолго до посадок. Перед посевом приносим в уголок природы семена овощных культур. Рассматриваем, рассказываем, какие овощи из них вырастут.

Некоторые растения (помидоры, перцы) высаживаем на рассаду. С детьми наблюдаем за ростом и развитием рассады, свои наблюдения вносим в дневник наблюдений. У детей участие в уходе за рассадой еще больше пробуждает интерес, вызывает желание самим вырастить овощи. В установленные сроки высаживаем на грядки нашу рассаду и продолжаем вести наблюдение с занесением результатов в карточку наблюдений.

Некоторые семена проращиваем сразу перед посадкой (кабачки, тыквы, огурцы) и наблюдаем, как появляются ростки, объясняем детям, для чего мы это делаем. Редиску, петрушку, укроп и салат высаживаем с детьми уже в подготовленную почву сразу. Все изменения, которые отмечаются по мере роста растений, дети отмечают в дневнике наблюдений.

Специфика работы по выращиванию овощей заключается в том, что получение конечного результата опосредовано рядом промежуточных звеньев – трудовых процессов, осуществляемых в определенной последовательности (сначала надо приготовить землю, а потом посадить семена или рассаду; чтобы они росли, их надо поливать, нужно делать прополку, рыхлить землю). Каждое промежуточное звено имеет свою цель и свой маленький результат, который зависит от качества ухода. И главное достижение каждого труда – это сбор урожая!

Дети ждут с нетерпением появления первых маленьких плодов. Каждый день по дороге в детский сад и домой вместе с родителями воспитанники заходят проведать свои посадки. Первый урожай вызывает неописуемый восторг у каждого ребенка. Здесь дети овладевают умениями собирать овощи не спеша (только спелые).

В результате проводимой работы выделяются дети, у которых очень развит познавательный интерес, им нравится трудиться и у них это хорошо получается. И тогда можно предложить детям индивидуальные задания. Так, в этом году мы с двумя воспитанницами решили провести эксперимент – вырастить картошку в мешках для получения свежего молодого картофеля с ранней весны до осени (Приложение).

Идея вырастить картофель в мешках возникла спонтанно в прошлом году. Когда дети старшей группы посадили весь огород, расставили таблички, чтобы было видно, где и что растёт, девочка Зоя вдруг вспомнила, что мы забыли посадить картофель, как у бабушки на даче. Зоя рассказала, как бабушка выращивает картошку в больших мешках, как они постоянно подсыпают в мешки землю и поливают, и картошки вырастает очень много, и она очень вкусная.

Мы решили выяснить из интернета и литературы, как правильно выращивается картофель таким способом. Мы выяснили, что такой вариант даёт лучший урожай и не занимает много места, а также является украшением территории и даёт наиболее ранний урожай картошки.

Первую посадку картофеля мы осуществили в апреле (сбор урожая – в июне); вторую посадку в мае (сбор урожая – август); третью посадку картофеля в июле (сбор урожая – октябрь). С июня по октябрь на столе была свежая молодая картошка, выращенная в условиях города без особых затрат.

Сначала мы подготовили с детьми клубни, рассмотрели их, расположили их на свету для проращивания и наблюдали, как вырастают ростки. Это должен быть хороший раннеспелый семенной картофель.

В феврале расположили семенной картофель тупым концом вверх в лотках в прохладном, но не морозном месте, на ярком солнце. Вскоре образовались ростки. Дали им вырасти до трех сантиметров в длину, чтобы они стали толстые и крепкие.

Подготовили почву для мешков. На дно мешков насыпали керамзит для дренажа. Лучшим вариантом почвы является 1–2 литра золы, 2 литра песка, 10 литров почвы с огорода, смешали с перегноем, который получили из перегнивших листьев деревьев и измельченных веток. В апреле посадили проросший картофель в мешки. В один мешок высадили по три куста. Дети работали очень аккуратно, чтобы не повредить ростки. Все свои действия зарисовывали в дневниках наблюдения и делали фотографии. Мешки с картошкой красиво задекорировали и они стали украшением нашего огорода. Постоянно ухаживали за нашим картофелем: поливали, подсыпали землю, подкармливали. Когда картофель вырос, уложили мешки на бок и посмотрели, что же выросло. Мы получили первый ранний урожай картошки по 4 килограмма с каждого мешка.

Дневник наблюдения – это наглядное пособие, выполненное руками детей, которое помогает проследить процесс роста растений. Он представляет полотно, разбитое на квадраты по неделям и дням. Каждый день, дети после наблюдения на огороде, отмечали в дневнике наблюдения условными обозначениями вариант ухода за растением (например, лейка – полив, лопаточка – подсыпка земли, стаканчик – подкормка). В специальных кармашках вставляли фотографии растения, отражающие фазы его развития (проращивание ростков, посадка, появление всходов, бутонизация, цветение, высыхание ботвы и сбор урожая). Так мы увидели, что через две недели с момента посадки картофеля в мешки появились первые ростки, через месяц и одну неделю картошка зацвела, через три месяца мы собрали урожай.

В старшей группе дети используют результат своего труда – готовят сами винегрет, салат и др. После сбора урожая картофеля, выращенного в мешках, дома с родителями угостились картошкой. Утром дети и родители делились впечатлениями, рассказывали, как готовили картофель, какой он был вкусный. Многие родители заинтересовались таким интересным способом выращивания.

Поэтому мы решили сделать с детьми видеофильм на тему «Выращиваем картофель в мешках» и показать родителям на родительском собрании. При создании видеофильма использовали материалы из дневника наблюдения.

Ещё с детьми мы сделали буклеты для наших родителей, в которых описали, как выращивать картофель в мешках.

С проектом по выращиванию картофеля я выступила на родительских собраниях, перед работниками детского сада и детьми. Всем очень понравилось.

В нашем учреждении дошкольного образования ежегодно проводятся осенние ярмарки. Это наша добрая традиция. Мы выращиваем большой урожай овощей. На осеннюю ярмарку мы с детьми делаем поделки из овощей и организовываем выставку, на которую приглашаем родителей. Осенняя ярмарка «Дары осени» таит в себе буйство красок и цветов: красный, желтый, оранжевый… Это самые яркие цвета, которые всегда поднимают настроение.

Таким образом, труд в природе является важным средством трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. В процессе трудовой деятельности у детей формируются необходимые трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывается трудолюбие и ответственность за порученное дело, прививает интерес к сельскохозяйственному труду.

 

Приложение

 Проект: Выращивание картофеля с ранней весны до поздней осени в городских условиях

Ульяна БЫЧКОВА, 5 лет
Зоя ПРОХОРЕНКО, 5 лет

Руководитель проекта:
Алла ШАВЛАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 70 г. Могилёва»

 

Тема проекта: Выращивание молодого картофеля с ранней весны до поздней осени в городских условиях.

Актуальность проекта: выращивание картофеля в мешках имеет ряд преимуществ:

– если нет дачи и выращивать картофель негде, а на рынке ранний молодой картофель стоит очень дорого, то описанный способ выращивания картофеля в мешках неоценим;
– мешки с картофелем можно разместить на балконе: растение будет выполнять ещё и декоративную функцию – озеленять балкон, а мешки можно красиво украсить;
– тратится меньше времени на уход: не надо пропалывать, окучивать, рыхлить;
– картофель вырастает без химикатов, так как не надо обрабатывать от колорадских жуков, от фитофторы, проволочника и других вредителей;
– поливать картофель можно в любое время, так как он растёт «под руками» и не надо после работы в засушливое время спешить на дачу;
– очень легко собирать урожай – не надо его копать лопатой;
– землю и дренаж можно использовать в следующем году, предварительно её обработав.

Цель проекта: получение свежего молодого картофеля с ранней весны до поздней осени.

Задачи проекта:

– изучить всю имеющуюся литературу о выращивании картофеля;
– определить место, где будем выращивать урожай;
– приобрести хороший семенной картофель;
– подготовить почвогрунт для выращивания;
– приобрести мешки;
– продумать и подготовить подкормку для картофеля.

Методы проекта:

Первая посадка картофеля – апрель (сбор урожая – в июне); вторая посадка – май (сбор урожая – август); третья посадка картофеля – июль (сбор урожая – октябрь). С июня по октябрь на столе свежая молодая картошка для нашей семьи, выращенная в условиях города без особых затрат.

Посадить картошку в мешки я предложила и в своём детском саду. Здесь хорошие условия. А мешки с картошкой можно использовать для оформления белорусского уголка. Что мы и сделали. А за ростом картошки наблюдали все дети, всем было очень интересно.

 

Реализация проекта

Для выращивания картофеля в мешках подойдет любой прочный мешок, вмещающий в себя не менее 7–10 литров. Картошке потребуется достаточное количество воздуха. Поэтому мешки для посадки нужно брать из материалов натуральных, которые пропускают воздух к корням. Без этого невозможно вырастить богатый урожай. Именно поэтому нельзя выращивать картофель в полиэтиленовых мешках.

 

Приобретаем хороший раннеспелый семенной картофель. Обычно семенной картофель размером с куриное яйцо, но не печальтесь – с правильной подготовкой все они взойдут хорошо.

В феврале располагаем семенной картофель тупым концом вверх в лотках или в пустых коробках от яиц. Картофель растёт не менее трёх-четырех месяцев. Лотки с картофелем размещаем в прохладном, но не морозном месте, на ярком солнце. Сильные заморозки убивают растения, а высокие температуры останавливают рост и образование клубней.

Вскоре образуются ростки. Даём им вырасти до трех сантиметров в длину. Ростки должны быть толстые и крепкие.

В апреле, когда станет тепло, готовим мешки. На дно мешка насыпаем керамзит для дренажа (у нас он остался от ремонта, мы его используем много раз). Лучшим вариантом почвы является 1–2 литра золы (берём из мангала), 2 литра песка, 10 литров почвы с огорода, смешиваем с перегнившим навозом (взяли у друзей на даче). В детском саду используем перегной, который получаем из перегнивших листьев деревьев и измельченных веток. Поливаем и ждём пока грунт осядет, так как картофель не любит сидеть в заболоченной земле.

Растения картофеля вырастают довольно крупными, поэтому не стоит их теснить – два или три куста в один мешок. Поместив картофель в мешок, засыпаем почвосмесью и поливаем.

Мешок размещаем там, где картофель получит много солнечного света, но без жары. Не ставьте у горячей стены, а если пол из бетона, то сделайте подложку, например, постелите резиновый коврик.

Продолжаем поливать по мере необходимости, чтобы глубокие корни оставались влажными, но не мокрыми (в сухую погоду – 2–3 литра).

Когда ростки выросли на 30 см над почвой, осторожно подсыпаем свежую почву или толстую мульчу так, чтобы покрыть нижние стебли и листья (около 15 см). Когда картофель вырос над почвой ещё на 30 см, подсыпаем снова почву 15 см.

Вот наш картофель зацвел, что означает налив клубней.

Для получения более крупных клубней растению нужно еще два месяца.

Не надо забывать и о подкормках, которые тоже необходимы. Когда потребуется подсыпать землю, можно добавить в почву минеральные удобрения.

 

Результат проекта

С каждого мешка выросло около 3 кг. В итоге мы вырастили 12 кг картошки.

Растите картофель вместе с нами – это интересно, вкусно и не требует больших затрат и много места!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий