Алгоритм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся

- 15:07Стиль работы

Автор знакомит с системой организации учебно-исследовательской деятельности в гимназии имени Я.Купалы г. Мозыря

 

Инесса КРАСИКОВА,
учитель немецкого языка, руководитель НОУ «Поиск»
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область

 

Учебно-исследовательская деятельность является одним из важных компонентов современного образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования. Организация учебного исследования – процесс не только познавательной, но и творческой деятельности учащегося и педагога.

В гимназии имени Я.Купалы уже несколько лет проводит свою активную деятельность научное общество учащихся (НОУ) «Поиск». Руководители НОУ гимназии заинтересованы не только в том, чтобы выявить высокомотивированных учащихся, но и направить, сопроводить и поддержать будущих исследователей.

Но как же поддержать искру стремления к знаниям и открытиям у юных исследователей, чтобы к концу учебного года получить результат и продукт учебного исследования?

Для эффективной реализации исследовательской деятельности ежегодно руководителем гимназического НОУ составляется график мероприятий и заседаний работы объединения. В начале сентября для новичков (учащихся 5–7-х классов), а также для всех желающих организуется презентация деятельности общества, где все знакомятся с историей великих открытий, именами известных ученых и достижениями гимназического НОУ «Поиск» за предыдущий период. В ходе мероприятия все гимназисты-новички могут стать участниками НОУ «Поиск».

Дальнейшим этапом работы с юными исследователями является определение направления деятельности и выбор темы исследования. Чтобы эффективно и быстро справиться с этой задачей, учащимся предлагается анкета, которая поможет педагогам организовать, а учащимся сделать самостоятельный выбор проблемного поля учебного исследования.

 

Анкета юного исследователя

Я хочу заниматься учебным исследованием, потому что:

a) меня очень интересует сам процесс;
b) хочу получить результат и что-нибудь открыть;
c) хочу прославиться;
d) другое _______________________________________________ .

Моими любимыми школьными предметами являются:

a) естественнонаучные (физика, математика, химия, биология);
b) гуманитарные предметы (история, обществоведение, литература, языки);
c) математика;
d) другие предметы.

По данному предмету мне особенно интересна такая тема, как (ответы учащихся) ___________________________________________________

По данной теме мне хотелось бы:

a) узнать, что;
b) выяснить, что;
c) найти способы;
d) создать возможность.

В свободное время я:

а) читаю книги и журналы;
b) играю в электронные онлайн-игры;
с) мастерю/рисую что-нибудь;
d) готовлю;
е) помогаю родителям с/на;
f) свой вариант.

После школы я посещаю:

а) художественную школу/творческие кружки;
b) компьютерное программирование;
с) музыкальную школу;
d) спортивную секцию;
е) другое.

Занимаясь учебным исследованием, я:

а) добываю новые знания;
b) приобретаю новые умения;
с) совершенствую свои учебные умения;
d) готовлюсь применить все указанное на практике в будущем.

Занимаясь учебным исследованием, я готов:

а) самостоятельно работать с литературными источниками;
b) проводить опыты, эксперименты, опросы, анкетирования и др.;
с) консультироваться с педагогами по теме исследования;
d) проводить подсчеты и вычисления;
е) анализировать полученную в ходе исследования информацию, делать выводы;
f) презентовать и защищать своё учебное исследование.

 

На дальнейших заседаниях учащийся определяется с выбором руководителя своего учебного исследования и, таким образом, начинается процесс исследования, познания и сотворчества.

Руководитель гимназического НОУ обладает функцией управления и консультирования учебно-исследовательским процессом. Для этого важно регулярно и систематически организовать заседания юных исследователей и их руководителей. На первых заседаниях участники знакомятся с примерами учебно-исследовательских работ победителей. В ходе следующих заседаний юные исследователи знакомятся со структурой учебно-исследовательской работы, учатся определять цели, задачи, ставить гипотезы, выбирать методы и способы собственных будущих исследований.

Педагогам-руководителям учебного исследования важно быть постоянно рядом со своим подопечным – участником исследовательского процесса. Новичку нужно показать, как работать с теоретическими источниками, какими методами добывать необходимую для исследования информацию, которая станет базой знаний, и на ней будет построено их собственное исследование. Одно из заседаний НОУ гимназии посвящено также теме правильного оформления списка литературных и онлайн-источников.        

Необходимым этапом работы с юными участниками НОУ является ознакомление с методами исследования и выбор самых важных из них для реализации собственного учебного исследования. Эффективными являются анкетирование, интервью со специалистом, эксперимент, методы статистики и анализа. В ходе применения указанных методов учащиеся и осуществляют свои собственные и даже, в определённой мере, авторские открытия.

Педагогу-руководителю важно помочь четко сформулировать на каждом этапе выводы, направить и откорректировать работу своего подопечного, чтобы интерес к данному учебному исследованию не угас.

Ответственным этапом для начинающих исследователей является презентация и защита выполненного учебного исследования на научно-практических конференциях. Поэтому одно их заседаний гимназического НОУ посвящено правилам создания презентации в программе Power Point, где учащимся предлагается специальная памятка по правилам создания презентаций.

Одну из ключевых ролей при оценивании учебного исследования играют умения выгодно показать результаты собственной исследовательской деятельности. Обсуждение возможных вопросов жюри в ходе устной защиты учебного исследования является необходимым условием успешности учебно-исследовательской работы.

Это все поможет юному исследователю избежать стрессовых ситуаций при общении с авторитетными представителями жюри. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность вызывает у школьников ощущение сопричастности к науке, к творчеству, благоприятно сказываясь на их личностном развитии и усвоении ими общечеловеческих знаний и достижений.

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий