На основе сценария можно подготовить квест для проведения в любом населенном пункте.
Светлана ГРИЩЕНКО,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО “Ясли-сад № 5 г.п. Корма”
Гомельская область
Программные задачи:
– совершенствовать представления воспитанников о малой родине, закрепить представление о родном поселке, его улицах, достопримечательностях, гербе;
– развивать познавательный интерес, умение рассуждать, связно излагать свои мысли;
– воспитывать чувство любви к родному краю и гордости за него, патриотические чувства, нравственные качества, стимулировать желание больше узнать о людях, прославивших родной поселок.
Материал и оборудование: бочонок с вопросами «Заморочки из бочки», стрелки, карта-схема, сердечко, конверты с заданиями, дидактическая игра «Собери картинку», картинки «Достопримечательности», «Знаменитые люди», «Улицы» для оформления интеллект-карты, пазл «Герб г.п. Корма», фото людей, прославивших Корму.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий «Достопримечательности Кормы», беседы о родном поселке, экскурсии к памятным местам поселка, по улицам поселка, знакомство с картой Беларуси, знакомство с названиями улиц в честь героев, беседа «Люди, прославившие Корму».
Методы и приемы: информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.
Тип занятия: закрепляющий
Развивающие технологии: метод визуализации (интеллект-карта)
Ход занятия
Вводный этап
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Игра-приветствие «Колокольчик озорной» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Воспитатель: (звонит в колокольчик)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сюрпризный момент «Письмо путешественника» (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня в группу нам принесли письмо. Давайте посмотрим, от кого оно и что там находится. (Лежит письмо, карта-схема, на обратной стороне карты силуэт герба поселка Корма)
Воспитатель: (читает письмо)
Здравствуйте ребята! Я, путешественник. Мне хотелось бы узнать, знаете ли вы что такое малая родина. Для этого, я прислал вам карту-маршрут, с помощью которой вам придётся выполнять задания и собирать пазлы к силуэту, который я вам отправил. Собрав все пазлы, вы узнаете один из главных символов вашей малой родины. Приятного вам путешествия, ребята!
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы знаете, что такое малая родина?»
Малая родина – это место где мы родились и живём!
Малая родина – это земля, где трудились и живут наши дедушки и бабушки.
Малая родина – это где живут близкие и дорогие нам люди – мама и папа.
Малая родина – это наш детский сад.
Малая родина – это мой дом (и т. д.)
Малая родина – это поселок Корма
Воспитатель: Правильно, малая родина – это наш поселок Корма. Вы любите свой поселок? За что? Для того чтобы ответить на эти вопросы, давайте сыграем в игру.
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко»
Дети передают друг другу сердечко и говорят, за что любят поселок.
Я люблю свой поселок, потому что он красивый.
Я люблю свой поселок, потому что я здесь родился.
Я люблю свой поселок, потому что он зелёный (и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать? (Ответы детей). Тогда предлагаю вам отправиться в познавательное путешествие.
Основной этап
Воспитатель: Тогда, берем карту и отправляемся в путешествие по нашему поселку. Чтобы ничего не забыть и не пропустить, для нашего гостя-путешественника мы будем заносить с помощью картинок всю информацию о нашем поселке вот на эту карту. Начинаем наш путь. Нам нужно идти вот по этим красным стрелкам. (Подходим к столу с заданием № 1)
Задание № 1 «Заморочки из бочки» (индивидуальная форма работы)
Цель: закрепление представлений о Беларуси, о родном поселке.
Как называется страна, в которой мы живём?
Как называется поселок, в котором мы живём?
Люди, живущие в нашем поселке, называются?
Откуда произошло название нашего поселка?
Как называется река, которая течёт рядом с нашим поселком?
Как называется область, в которой находится наш городской поселок?
Дидактическое задание: «Найди и раскрась»
Цель: закрепление представлений о малой родине.
Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами лежит лист бумаги, на котором изображен контур нашей страны. Найдите на карте Гомельскую область и раскрасьте ее.
Воспитатель: Молодцы! С заданием все справились. Отвечая на вопросы, вы рассказали, что наш поселок находится в Беларуси, в Гомельской области. Заполняем нашу карту и получаем первый пазл.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Ищем синие стрелки. Подходим к столу № 2. В нашем поселке много интересных мест, которые называются достопримечательностями. А вы знаете достопримечательности нашего поселка?
Дидактическая игра «Собери картинку» (работа в парах)
Цель: закрепление представлений о достопримечательностях родного поселка. Развитие мышления, внимания, памяти.
Дети, выполняют задание, получают второй пазл, заполняют интеллект-карту.
Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже справились! Смотрим, что дальше в нашей карте-маршруте? Смотрите, куда ведут желтые стрелки? А привели они нас к заданию № 3
В нашем поселке есть очень много улиц и у каждой улицы своё название. Давайте мы сейчас вспомним:
Как называется улица, на которой стоит наш детский сад?
Как называется главная улица нашего поселка?
Как называется улица, на которой ты живешь?
Игра «Мячик быстро передавай, улицу свою называй»
Дети передают друг другу мяч, и каждый называет улицу, на которой живет.
Воспитатель: Какие улицы вы ещё знаете?
Как вы думаете, от чего зависит название улицы? (Улицам дают имена известных людей, храбрых героев, знаменитых ученых, называют улицы и в честь важных событий). Вот, например, улицы Давыденко, Ильющенко, Абатурова, Балахонова, Малайчука названы в честь героев революционеров, милиционеров.
Давыденко Федор Михайлович – участник событий по установлению советской власти в Корме, старший милиционер. Родился в семье крестьян в деревне Березовка Кормянского района. Погиб в неравной схватке.
Ильющенко Иван Андреевич – родился в д. Кураковщина, участник Февральской революции 1917 г., начальник Кормянской милиции. Погиб в 1919 году в схватке с мятежниками.
Абатуров Иван Галактионович – революционер, участник Октябрьского восстания в Петрограде за установление советской власти в Корме. Погиб в 1919 году в схватке с мятежниками вместе с Ф.М.Давыденко, И.А.Ильющенко.
Балахонов Иван Иванович родился в д. Колосов Кормянского района. В возрасте 32 года, в звании капитана милиции погиб от рук бандитов в г. Чечерске.
Малайчук Михаил Федорович родился в д. Глинная Слобода Калинковичского района. Погиб при захвате бандитов в поселке Заболоцкое Кормянского района. Его имя увековечено на мемориальной доске Кормянского РОВД.
Есть улица Бондаренко – в честь советского военачальника, контр-адмирала Петра Тихоновича Бондаренко. Есть улицы Гагарина, Королёва, Мичурина в честь космонавтов, ученых и т.д.
Улица Калинкина названа в честь героя – Калинкина Михаила Герасимовича. Он родился в Петрограде. Чтобы остановить пулеметный огонь вражеского дзота, раненый М.Г.Калинкин закрыл амбразуру своим телом и погиб.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Вот наша третья часть пазла. Продолжим путешествие. Ребята, смотрите, а вот и конверт заданием № 4.
Задание «Назови знаменитых людей»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие знаменитые люди жили или прославили наш поселок? Расскажите мне, пожалуйста.
Можейко Павел Викторович – д. Сапожки, Герой Советского Союза.
Нестерович Павел Владимирович – д. Енцы, Герой Советского Союза.
Филимонов Александр Андреевич. – д. Кучин Герой Советского Союза.
Аверьян Деружинский – поэт, родился в д. Хлевно
Лебедько Владимир Николаевич – белорусский биолог, родился в деревне Кляпино в 1985 году. Окончил Кляпинскую школу в 2002. Окончил ГГУ им. Ф.Скорины. С юных лет изучает флору и фауну родного края. Благодаря его исследованиям, публикациям в различных изданиях, совместным экспедициям с учёными, Кормянский район, его природа стали известны научному миру Беларуси и зарубежья. Является автором-составителем 4-го издания Красной книги.
Числова Людмила Николаевна – мастер спорта Республики Беларусь, победитель кубка мира по кикбоксингу, чемпионка Европы по тайскому боксу. Родилась в Корме в 1987 г. Окончила среднюю школу № 1. Сейчас работает в Могилеве тренером и является членом судейского корпуса клуба.
Дети показывают фотографии, рассказывают. Заполнение интеллект-карты. Получаем четвертый пазл.
Воспитатель: Идем дальше по оранжевым стрелкам. Вот мы и нашли конверт с заданием № 5.
Задание «Назови фабрики и заводы нашего поселка»
Дети называют, какие фабрики и заводы находятся в поселке. Находят картинки с изображением фабрик и заводов и заполняют интеллект-карту. Получаем пятый пазл.
Воспитатель: Вот мы и собрали все пазлы, давайте попробуем собрать. Что же у нас получилось?
Дети: Герб поселка!
Воспитатель: Правильно – это герб нашего поселка. Отправим наш герб путешественнику. Путешественник поймёт, что вы прошли весь маршрут и выполнили его задания
Заключительный этап
Рефлексия. Подведение итогов занятия
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Воспитатель:
Понравилось ли вам наше путешествие?
Где мы побывали?
Какие задания выполняли?
Какое задание было самым интересным?
А какое самым трудным?
Воспитатель:
Ребята, вы все молодцы. Я думаю, что пройдет несколько лет, вы подрастете и сделаете нашу малую родину ещё красивее и лучше.