Орнамент для платка. План-конспект урока изобразительного искусства. 3-й класс  

- 12:30Изобразительное искусство, Методичка, Начальная школа. Сценарии

Урок направлен на расширение представления учащихся о выразительных средствах произведений декоративно-прикладного искусства, об особенностях декорирования изделий.

Елена ДУДКО,
учитель изобразительного искусства
ГУО «Березовская средняя школа № 3»
Лидского района,
Гродненская область

 

 

Тема урока: «Орнамент для платка».

Цель: расширение представления о выразительных средствах произведений декоративно-прикладного искусства, об особенностях декорирования изделий.

Задачи:

– актуализировать представления о взаимосвязи назначения, формы изделий и его декора, совершенствовать навык поэтапного выполнения эскиза декора изделия декоративно-прикладного искусства;
– развивать художественно-образное мышление, композиционную культуру;
– воспитывать любовь к родной природе, культуре.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование для учителя: буквы Д, Е, К, О, Р; изображения изделий, демонстрирующих декоративную роспись, вышивку, резьбу по дереву, плетение, портрет мастерицы, которая выполняет художественную роспись (каждое изображение имеет номер); написанные на полосках бумаги названия видов декоративно-прикладного искусства (декоративная роспись, вышивка, резьба по дереву, плетение); слайды презентации или изображения образцов изделий с декоративной росписью; слайды презентации или изображения белорусских пейзажей; полоски бумаги, на которых составлен цветовой ряд, соответствующий колористике используемых на уроке изображений белорусских пейзажей (каждое изображение имеет номер); слайды презентации или изображения белорусского национального костюма; слайды презентации или изображения образцов геометрического, растительного орнамента, ленточного, центрического, окаймляющего и др.; лист бумаги для крепления цветов; вырезанные из белой бумаги цветы (по количеству учащихся в классе); шаблоны цветов, листьев (по количеству детей в классе).

Материалы и инструменты для учащихся: альбомный лист квадратной формы; ½ альбомного листа, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти (средняя и тонкая), стаканчик для воды.

Презентация: Дудко. Урок изобразительного искусства по теме «Орнамент для платка». 3-й класс 

 

Ход урока

1 Организационный момент

Учитель:

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.

Сегодня на уроке мы будем рисовать орнамент для платка. Давайте предварительно оценим свои знания и готовность работать над этой темой, для этого подготовьте красный, синий и зеленый карандаши.

Кто считает, что все знает и готов прямо сейчас работать, поднимите верх красный карандаш; кто сомневается и не понимает, готов или нет – поднимите синий карандаш; кто считает, что нужно многому еще научиться – поднимите зеленый карандаш.

Теперь возьмите половинку альбомного листа и в верхнем правом углу нарисуйте небольшой кружочек тем карандашом, который вы выбрали. Через какое-то время мы вернемся к этому кружку.

Кто считает, что нужно многому еще научиться, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

 

2 Актуализация знаний, введение в новую тему

Учитель:

Как вы думаете, к какому виду изобразительного искусства относится работа, которую мы сделаем? На доске «рассыпалось» слово, которое вам поможет ответить на этот вопрос. Кто его соберет?

На доске закреплены буквы: О Д К Р Е, один из учащихся составляет слово ДЕКОР.

Учитель:

Кто помнит, как переводится это слово? (Украшение). Кто готов дать ответ на вопрос? (Декоративно-прикладное искусство).

Верно – это декоративно-прикладное искусство: декоративный – от слова «декор» – украшение, прикладной – используемый в быту.

Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены изделия декоративно-прикладного творчества, возможно, среди них есть лишнее? Назовите его номер.

На доске закреплены изображения изделий, демонстрирующих декоративную роспись, вышивку, резьбу по дереву, плетение, а также портрет мастерицы, которая выполняет художественную роспись (каждое изображение имеет номер). Ниже под изображениями на доске закреплены соответствующие названия видов декоративно-прикладного искусства.

Учитель:

Соедините линиями названия видов декоративно-прикладного искусства с соответствующими изображениями.

В ходе выполнения задания, если никто из учеников не сделал этого ранее, учащиеся находят «лишнее» изображение – портрет мастерицы, которая выполняет художественную роспись.

Учитель:

Дополнительный вопрос: К какому виду и жанру изобразительного искусства относится «лишнее» изображение? (Живопись, портрет).

Ребята, к какому виду декоративно-прикладного искусства относится работа, которую мы сегодня выполним? (Декоративная роспись).

 

3 Изучение нового материала

Учитель:

Одним из важных средств выразительности при выполнении декоративной росписи является цвет. Ребята, у каждого из вас есть любимый цвет, выберите его из набора фломастеров и раскрасьте цветочек.

На парте у каждого учащегося лежит вырезанный из белой бумаги цветок. На доске прикреплен лист белой бумаги.

А теперь каждый пусть подойдет к доске и прикрепит свой цветок на лист бумаги.

Ребята, у нас получилась целая цветочная поляна, очень яркая, на первый взгляд привлекательная. Как вы думаете, если все эти цвета одновременно использовать в декоративной росписи, это будет правильно, красиво? Здесь подобрана цветовая гамма?

Учащиеся высказывают мнения и с помощью учителя делают вывод, что при одновременном использовании всех ярких цветов не получается гармоничное сочетание. Цвета соперничают друг с другом, сочетание называется кричащим, нет цветовых акцентов.

Учитель:

А как же научиться составлять гармоничную цветовую гамму, в которой цвета будут дополнять и подчеркивать красоту друг друга? Как подбирать цвета друг к другу?

На доске закреплены полоски бумаги, на которых составлен цветовой ряд, соответствующий колористике используемых на уроке изображений белорусских пейзажей (каждое изображение имеет номер).

Посмотрите на цветовые гаммы, составленные художником. Они выглядят гармонично? Как ему удалось их составить, где художник нашел подсказку, у кого научился? Где можно увидеть такое сочетание цветов? (Если учащиеся не находят ответ самостоятельно, демонстрируется пейзаж, соответствующий одной из представленных цветовых гамм).

Вывод: у природы.

 

4 Тренировочные упражнения

Учитель:

1. Внимательно посмотрите на пейзаж и назовите номер соответствующей цветовой гаммы. (Демонстрация изображений белорусских пейзажей).

2. Выберите карандаши цветов, соответствующих цветовой гамме пейзажа, который вы сейчас видите, и составьте с их помощью на половинке альбомного листочка цветовую гамму. (Демонстрируется белорусский пейзаж, на котором присутствуют красный, синий, голубой, зеленый и белый цвета).

Учитель:

Ребята, покажите, что у вас получилось? (Синий, зеленый, белый, голубой, красный). Вы заметили красоту нашей родной природы, когда рассматривали пейзажи? Какие насыщенные и богатые цветом наши пейзажи, как много у нас лесов, рек, озер, какое чистое небо? (Дети дают свои ответы).

Учитель:

Как вы думаете, какой цвет самый полезный для глаз? (Зеленый). Наша природа «позаботилась» о том, чтобы он повсюду нас окружал. Красный цвет считается символом здоровья. Белый – символ чистоты. Наши предки жили в единстве с природой, знали ее законы, любили свой родной край, поэтому все эти цвета есть в национальном белорусском костюме и в нашем государственном флаге и гербе. (Демонстрируются изображения белорусского национального костюма, флага, герба).

Учитель:

Еще одним не менее важным средством выразительности при выполнении декоративной росписи является композиция. Давайте еще раз посмотрим на нашу цветочную поляну, можем ли мы сказать, что это узор или орнамент? (Нет). Мы знаем, что в композиции может быть композиционный центр, симметрия, ритм, расставлены цветовые акценты, мы видим это на нашем панно? (Нет, не видим). В декоративной росписи часто встречается орнамент. А что такое орнамент? (Узор, основанный на повторе и (или) чередовании составляющих его элементов). Он бывает растительный, геометрический, смешанный. (Демонстрируются образцы орнаментов).

По характеру композиции – ленточный, центрический, окаймляющий, смешанный. (Демонстрируются образцы орнаментов).

 

Физкультминутка

Учащиеся выполняют комплексы упражнений для снятия зрительного напряжения (в соответствии с требованиями санитарных норм).

 

5 Выполнение практической работы учащимися

Учитель:

Посмотрите на точку, которую вы рисовали в начале урока. Какую точку вы поставили бы сейчас, покажите карандаш. У кого сейчас цвет совпал с выбором, сделанным в начале урока? Какой вывод можно сделать? (Всегда на уроке можно узнать что-то новое, не нужно торопиться что-то делать).

Сейчас вы выполните декоративную роспись (орнамент) платка.

 

Контрольно-оценочная деятельность

Обсуждение и выбор критериев оценки работы совместно с учащимися

Критерии оценки:

1) передача характерных особенностей композиции;
2) подбор цветовой гаммы;
3) аккуратность выполнения работы.

Учитель:

Ребята, на половинке листа нарисуйте три линейки для оценки, критерии обозначьте сверху буквами: 1 – К, 2 – Ц, 3 – А. Поставьте себе предварительную оценку по всем трем критериям.

План выполнения работы (записан на доске):

1 Определяем вид орнамента, который будем рисовать.
2 Начинаем работу с крупных деталей (при необходимости используем шаблоны).
3 Заполняем оставшееся пространство мелкими деталями, декоративными линиями.
4 Цветным карандашом или гуашевыми красками выполняем фон.
5 Гуашевыми красками выполняем роспись (крупные детали – средней кистью, мелкие – тонкой).

 

Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя

Возможно использование звукового фона.

 

Контрольно-оценочная деятельность

Ребята, поставьте себе оценку по всем трем критериям; если она совпала с предварительной – обведите зеленым цветом.

Учитель красным цветом проставляет свою оценку или обводит кружком самооценку учащегося, если она совпала с оценкой учителя.

 

6 Подведение итогов урока

Учащиеся делают выставку работ.

Учитель:

Нравится ли вам платок, который вы нарисовали? Чем? Нравится ли вам какой-то другой платок на нашей выставке? Чем? Где в вашем доме можно увидеть предметы декоративно-прикладного искусства, каково их назначение?

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий