Путешествие по областям Республики Беларусь. Конспект занятия по образовательным областям «Элементарные математические представления» и «Ребёнок и общество» для детей старшей группы

- 12:10Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

На занятии дошкольники в игровой форме знакомятся с некоторыми достопримечательностями и картой Республики Беларусь, получают представления о составе числа 6.

 

Ольга ФЕСЬКОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 17 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

Тема: Путешествие по областям Республики Беларусь

Программные задачи:

– формировать представления о цифре 6, о составе числа из двух меньших чисел, представления о днях недели, называть и показывать предыдущую и последующую цифры, названия геометрических фигур и умение строить предметы из геометрических фигур, формировать представления о своей республике;
– развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев;
– воспитывать интерес к содержанию и процессу познания, доброжелательность, любовь к своей Республике Беларусь.

Материал и оборудование: контур карты Республики Беларусь со съёмными элементами – контурами областей, числовой домик, мяч, карточки с изображением цифр от 1 до 9, листы бумаги, на которых нанесены точки с цифрами для соединения, карандаши, зрительный ориентир в виде звёздочки.

Предварительная работа: просмотр фильма «Моя Беларусь», рассматривание иллюстраций особо значимых мест Республики Беларусь.

Тип занятия: обучающий.

Развивающие образовательные технологии: метод наглядного моделирования.

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга.

Дети становятся в круг парами, повторяя за воспитателем слова приветствия, ладошками выполняя круговые движения.

Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка-земля,
Здравствуй, вся моя страна!

Воспитатель: В какой стране мы живём? (В Республике Беларусь.) Если мальчик родился в Беларуси, кто он? (Белорус.) Если девочка родилась в Беларуси, кто она? (Белоруска.) 

Небо чистое и глубокое,
И берёзовый тихий рай –
Беларусь моя, синеокая,
Беларусь моя – родной край!
                   (В.Каризна «Беларусь моя, синеокая»)

Воспитатель: Почему нашу страну называют синеокой? (Потому что на её территории много рек и озёр, и они светятся на земле как голубые глаза.)

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашей синеокой Беларуси. (Воспитатель показывает контур карты Республики Беларусь.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с нашей картой? (На карте нет областей Республики Беларусь.) Давайте внимательно посмотрим вокруг, может, увидим подсказку. 

Дети осматриваются, находят записку:

«Здравствуйте, ребята. У нас случилась беда злой ветер налетел и разбросал части карты. Помогите нам собрать её, выполняя задания. Мы не смогли справиться сами и просим помощи у вас. Ганночка и Василёк»

Воспитатель. Ребята, думаю нам нужно помочь Ганночке и Васильку. Давайте вспомним, сколько областей в Республике Беларусь. (Шесть областей.) Перечислите их, пожалуйста. (Гомельская, Брестская, Гродненская, Витебская, Могилёвская, Минская.)

Воспитатель выставляет числовой домик и размещает карточку с изображением цифры 6.

Воспитатель: Какая это цифра? (Это цифра 6.) Из каких двух меньших чисел состоит число шесть, мы узнаем после выполнения заданий.

 

Игра «Назови дни недели»

Дети стоят в кругу. Воспитатель задаёт вопрос, бросает одному из детей мяч. Ребёнок отвечает и возвращает мяч.

Какой день недели по счёту понедельник?
Назови четвёртый день недели?
Какой был предыдущий день недели?
Какой будет последующий день недели? И т.д.

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились. Ребята, посмотрите первую часть карты мы нашли.

Воспитатель крепит на контур карты Республики Беларусь контур Гомельской области.

Воспитатель: Как вы думаете, какую область мы нашли? (Гомельскую область.) В какой области наш город Мозырь? (В Гомельской области.) Сколько нам еще областей осталось найти? (Пять.) Значит, число шесть – это … (один и пять).

Воспитатель размещает карточки с изображением цифр 1 и 5 в числовом домике.

Воспитатель: Чем знаменита наша Гомельская область? (Предполагаемые ответы детей: в Гомельской области добывают нефть и соль, есть НПЗ и «Мозырьсоль», которые выпускают свою продукцию, в Гомеле выпускают комбайны.)

Воспитатель: Давайте собирать карту дальше.

 

Игра «Соседи»

Дети за столами выкладывают карточки с цифрами перед собой. Воспитатель спрашивает, кто будет соседом у цифр 5, 6, 8 … Дети показывают одну предыдущую и одну последующую карточку с цифрами.  

Воспитатель: А сейчас нужно найти и назвать соседей цифр 2, 4, 7… (Дети называют цифры.) 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы точно и правильно справились с заданием. Вот еще одна часть карты.

Воспитатель на контур карты Республики Беларусь добавляет контур Брестской области, уточняет у детей название области.

Воспитатель: Сколько областей у нас найдено? (Две.) А сколько осталось найти? (Четыре.) Значит шесть – это … (два и четыре).

Воспитатель размещает карточки с изображением цифр 2 и 4 в числовом домике.

Воспитатель: Что вы знаете о Брестской области? (Предполагаемые ответы детей: в Брестской области находится мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», Беловежская пуща, завод, который выпускает много мебели  «Пинскдрев».)

 

Физкультминутка

Дышим носом глубоко, приседаем мы легко.
Наклоняемся вперед, прогибаемся назад.
По республике проедем, головой теперь повертим,
Вот в окошко поглядим – стоп, смотрите прямо,
Что же перед нами? 

Воспитатель: Перед нами следующая область.  

Воспитатель добавляет на контур карты Республики Беларусь контур Гродненской области, уточняет у детей название области, при затруднении называет область.

Воспитатель: Сколько областей мы собрали? (Три.) А сколько осталось? (Три.) Значит шесть – это … (три и три).

Воспитатель размещает карточки с изображением цифр 3 и 3 в числовом домике.

Воспитатель: Что вы знаете о Гродненской области? (Предполагаемые ответы детей: в Гродненской области находится Мирский замок, где регулярно проходят фестивали, балы и другие мероприятия. Это средневековый замок. Есть Лидский замок, где проходят рыцарские турниры.)

Воспитатель: Переходим к следующему заданию. Назовите государственные символы Республики Беларусь. (Флаг, герб, гимн.) Скажите, пожалуйста, на какие геометрические фигуры похожи наши флаг и герб? (Флаг – прямоугольник, герб – круг.)

 

Игра «Собери флаг Республики Беларусь».

Дети за столами собирают флаг Республики Беларусь. 

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.

Воспитатель добавляет на контур карты Республики Беларусь контур Минской области, уточняет у детей название области.

Воспитатель: Сколько областей мы отыскали? (Четыре.) А сколько осталось? (Две.) Значит шесть – это … (четыре и два).

Воспитатель размещает карточки с изображением цифр 4 и 2 в числовом домике.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о Минской области? (Предполагаемые ответы детей: в городе Минске выпускают бытовую технику «Горизонт», «Атлант», Минск город-герой, в городе Минске есть тракторный завод, находится Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Национальная Библиотека Республики Беларусь.)

Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее задание нужно подготовить наши пальчики.

 

Пальчиковая гимнастика 

Посмотрю на карту я,
(Смотрим, как в бинокль, сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Это – Беларусь моя,
Есть леса тут и озера,
Парки, реки и поля.
(Загибаем пальчики на одной руке.)
Беларусь, тебя люблю я,
(Делаем большими и указательными пальцами сердечко.)
Ты же Родина моя!
(Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Нужно последовательно соединить точки прямыми линиями, начиная от цифры один.

Самостоятельная работа детей за столами.

Воспитатель: Что получилось? (Звезда.) Именно такие звезды были на пилотках у солдат, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной Война. На каком государственном символе Республики Беларусь есть звезда? (На государственном гербе Республики Беларусь.) Вот получили еще одну область карты.

Воспитатель добавляет на контур карты Республики Беларусь кконтур Витебской области, уточняет у детей название области, при затруднении называет область.

Воспитатель: Сколько областей мы отыскали? (Пять.) А сколько осталось? (Одна.) Значит шесть – это … (пять и один).

Воспитатель размещает карточки с изображением цифр 5 и 1 в числовом домике.

Воспитатель: Что интересного вы можете рассказать о Витебской области? (Предполагаемые ответы детей: в Витебске проходит «Славянский базар», есть фабрики по производству обуви «Марко» и «Белвест», производят бытовую технику «Витязь», есть Оршанский льнокомбинат, где производят ткани.)

Воспитатель: Чтобы найти еще одну область, сделаем зрительную гимнастику. Я буду водить звездочкой, а ваши глаза будут следить за движением ориентира.

Зрительная гимнастика

Раз – направо, два – налево,
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А сейчас мы поморгаем,
Тихо глазки зарываем,
И минутку отдыхаем.

Воспитатель в это время добавляет на контур карты Республики Беларусь еще один контур области – Могилевской. Дети открывают глаза и называют область, при затруднении воспитатель называет область.

Воспитатель: Сколько областей сейчас на карте Республики Беларусь? (Шесть). Правильно. Смотрите, все части карты собраны. Эту карту мы отправим Ганночке и Васильку.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? Какие игры больше всего запомнились? С какой цифрой мы сегодня познакомились? Из каких меньших чисел состоит число шесть? В какую область Республики Беларусь вы бы хотели съездить на экскурсию? Рада, что вы были активными и ответственными на занятии.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий