Профориентационное занятие педагога-психолога для старшеклассников
Ольга ТУРУТО,
педагог-психолог
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цель: развитие навыков самостоятельного планирования своего профессионального будущего.
Задачи:
– повысить информационную готовности к зрелому выбору профессии;
– повысить уровень ориентации в мире профессиональной деятельности;
– активизировать внутренние психологические ресурсы участников для формирования умения составлять профессиональную перспективу.
Время: 30–35 минут.
Категория: учащиеся 8–9-х классов (от 6 до 15 чел.).
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, ручки, заранее подготовленные высказывания великих людей о профессиях, листы бумаги, мяч.
Ход тренинга
Педагог-психолог: Всем здравствуйте. Очень рада нашей встрече. Проблема выбора профессии очень актуальна, не так ли? При выборе профессии очень важно не просто иметь информацию о ней, но уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями и своими способностями. Предлагаемые упражнения помогут вам проанализировать свои предпочтения, лучше узнать самих себя.
Упражнение «Буква моей профессии»
Педагог-психолог: У меня в руках мяч. Давайте передадим его по кругу следующим образом: называя свое имя и профессию на первую букву своего имени. Например, Ольга – офтальмолог и т.д.
Упражнение «Кем быть?»
Педагог-психолог: Ребята, давайте поочередно продолжим предложение «Я хочу быть…, потому что…
Участники тренинга называют, кем хотят стать в будущем и объясняют свой выбор.
Упражнение «День из моей трудовой жизни»
Педагог-психолог: Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки и ручки. Попрошу вас на несколько минут представить день из своего профессионального будущего. Опишите его, а затем зачитайте, по желанию.
В это время педагог-психолог включает спокойную музыку (например, музыка леса или моря и т.п.).
Упражнение «Встаньте те, кто…»
Педагог-психолог: Теперь я стану в центр круга и попрошу вас встать, когда услышите, что данный вопрос адресован вам.
Пример вопросов:
– Кто хочет получать много денег?
– Кто хочет получать много денег без особого приложения усилий?
– Кто не хочет идти работать?
– Кто хочет побыстрее устроиться на работу;
– Кто хочет стать известным?
– Кто любит общаться с людьми?
– Кто хочет иметь несколько профессий?
Упражнение «Высказывания знаменитых людей»
Педагог-психолог: Ребята, предлагаю вам вытянуть любую карточку, которые находятся у меня в руках. На ней написаны высказывания великих людей о профессиях. Ваша задача: вытянуть карточку, прочитать вслух и дать свою интерпретацию по данному высказыванию. Главное условие – никого не перебиваем, кто хочет дополнить что-то не по своей карточке, поднимаем руки. Согласны?
Пример афоризмов:
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека);
«Труд избавляет нас от трех зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер);
«Если хочешь стартовать сразу с вершины своей профессии – изобрети свою собственную профессию» (Эшли Бриллиант);
«Найди себе работу по душе, тогда тебе не придется работать ни одного дня в жизни» (Конфуций);
«Дело не в дорогах, которые мы выбираем, а в том, что внутри нас, заставляет выбирать наши дороги» (О.Генри);
«Если вы удачно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» (К.Д.Ушинский);
«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями» (А.Апшерони);
«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно» (Р.Де Ниро);
«…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту» (К.Маркс).
Упражнение «Я вижу тебя…»
Педагог-психолог: Сейчас я буду называть профессию, а вы должны посмотреть друг на друга и определить, кому эта профессия подойдет более всего, показывая рукой на выбранного человека. Затем подсчитаем, сколько рук укажет на каждого участника. (Пример профессий: учитель, парикмахер, врач, водитель, программист, ветеринар, предприниматель, экономист и т.п.)
Рефлексия:
– С каким цветом у вас ассоциируется занятие?
– Какие чувства вы испытываете на данный момент?
Ритуал прощания
Все становятся в круг. Педагог-психолог вытягивает руку ладонью вверх, учащиеся кладут поочередно свои руки в руку педагога-психолога, называя профессию, которую хотят получить в будущем. В завершение делается салют из рук.