Коррекционное занятие по автоматизации звука [ш].
Виктория ВОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Звук [ш]. Автоматизация в слогах, словах.
Задачи:
– автоматизировать звук [ш] в слогах, словах; расширять словарь существительных;
– развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику рук, внимание, силу голоса;
– воспитывать положительное отношение к занятию, умение контролировать себя.
Оборудование: фигурка бегемота, машинка, цепочки, картинки полки, картинки слов со звуком [ш], фото ежика, картинка с упражнениями для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
Учитель-дефектолог: Здравствуй. Сегодня к нам в гости пришел бегемотик. Его зовут Шаня. Он просит помочь ему попасть на день рождения к ежику из мультика «Смешарики». Но у него очень сложный путь, с которым одному не справиться. Поможем ему?
Артикуляционная гимнастика
Учитель-дефектолог: Ежик находится очень далеко. И сначала мы поедем к нему на поезде. На каждой остановке нужно выполнить задание для язычка.
Ребенок выполняет упражнения и передвигает Шаню на следующую станцию. Упражнения:
«Улыбка» – удерживание губ в улыбке; зубы не видны;
«Трубочка» – вытягивание губ вперед длинной трубочкой, как при звуке у;
«Бублик» – вытягивание сомкнутых губ вперед;
«Блинчик» – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
«Лошадка» – открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им;
«Чашечка» – открыть широко рот, высунуть язык; кончик и боковые края языка приподнять – получится чашечка.
Дыхательные упражнения
Учитель-дефектолог: Мы приехали на станцию. Шаня вышел, и на него надвигается большая дождевая туча. Давай подуем на нее, чтобы капельки не попали на Шаню. (Ребенок дует на тучку). Пока над ним висела туча, он замерз. Нужно предложить ему согреться чаем, но, чтобы он не обжегся, нужно подуть на чашку. (Ребенок дует на чашку)
Изолированное произнесение звука
Учитель-дефектолог: Сейчас нужно добраться к магазину и купить подарок. Поедем мы на машине. Но машина едет, пока мы шипим. Давай попробуем. Сначала я, а потом ты. (Учитель-дефектолог шипит и толкаем машинку ребенку. Он ловит ее, тоже шипит и толкает обратно).
Учитель-дефектолог: Давай сделаем, чтобы машина ехала громко, а теперь чтоб ехала тихо (шипим громко-тихо).
Физминутка «Бегемотик»
Учитель-дефектолог читает стихотворение и выполняет упражнения по тексту стихотворения. Ребенок повторяет.
Учитель-дефектолог:
Бегемотик потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Автоматизация звука [ш] в слогах
Учитель-дефектолог: Мы приехали к магазину, а он закрыт. Чтобы его открыть, нужно разобрать цепочку. Но когда снимаешь звено, обязательно нужно произнести то, что я тебе скажу. Ребенок разбирает цепочку и повторяет за педагогом:
ША – ШО – ШУ – ШЫ,
АШ – ОШ – УШ – ЫШ,
АША – ОШО – УШУ.
Автоматизация звука [ш] в словах
Учитель-дефектолог: Мы зашли в магазин. Давай посмотрим, что стоит на полке. Назови подарки (шар, машина, шишка, мишка). Какой подарок ты выберешь? (Ребенок берет одну картинку).
Учитель-дефектолог: Мы выбрали подарок, и теперь нам осталось совсем чуть-чуть: пройти по дорожке, назвав слова. То слово, которое ты назвал, нужно закрыть звездочкой, чтобы не запутаться. (Ребенок поочередно называет слова со звуком [ш] и закрывает их звездочкой).
Учитель-дефектолог: Вот мы, наконец, добрались на праздник. Давай подарим Ежику подарок. Смотри, Ежик нам приготовил торт. Давай поможем ему задуть свечку.
Учитель-дефектолог достает игрушечный торт, и ребенок задувает на нем свечку.
Учитель-дефектолог: Спасибо тебе за помощь.
Подведение итогов. Рефлексия
Учитель-дефектолог: У меня есть вот такие смайлики. Если тебе понравилось занятие, то выбери смайлик зеленый, если не понравилось, то выбери красный. Расскажи, что тебе понравилось или не понравилось.