В материале представлены дидактические игры для детей первой младшей группы
Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область
Рукотворный мир для детей раннего возраста является тем объектом деятельности, в котором они соприкасаются с предметами окружающей действительности и познают их свойства и качества, формируют определенные сенсорные эталоны.
Реализация задач учебной программы дошкольного образования по образовательной области «Ребенок и общество» осуществляется как в специально организованной деятельности, так и в ходе нерегламентированной деятельности, которая предполагает практическую и игровую деятельность, в которой имеются все предпосылки и возможности реализации задач по ознакомлению с рукотворным миром.
Игра позволяет не только познакомить с предметами рукотворного мира, но и дает в занимательной форме систематизировать у воспитанников элементарные представления о материалах, из которых сделаны предметы, развить умения узнавать и называть предметы близкого окружения, различать способы действий с предметами, называть цвет, форму, величину, свойства материалов, определять строение предметов рукотворного мира.
Сегодня в арсенале у педагогического работника должны быть дидактические игры и упражнения, которые позволят организовать образовательное пространство, стимулирующее к познанию мира вещей, которые его окружают.
Самой близкой и такой доступной для ребенка является игрушка. Но знать только названия игрушек недостаточно для полной картины мира игры. Из какого материала они изготовлены, назначение, вариативность способов действия с ними, желание воспроизводить действия с игрушками – это тот вектор, по которому должна строиться совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в образовательном пространстве.
Представленные дидактические игры, позволят педагогическому работнику качественно и в игровой форме планировать и организовать как занятия, так и игровую, предметную деятельность с воспитанниками первой младшей группы по реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» (рукотворный мир).
Дидактическая игра «Дубль»
Цель: развитие внимания, умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: 16 игровых карт с изображениями игрушек.
Описание: перед воспитанниками на столе выкладываются по очереди по две карты, на которых изображены игрушки; им предлагается найти те изображения, которые имеются на двух игровых картах одновременно. (Приложение 1)
Дидактическая игра «Какие у Андрюшки хорошие игрушки!»
Цель: формирование умения узнавать и называть предметы ближнего окружения (игрушки).
Материал и оборудование: иллюстрация домиков с игрушками.
Описание: педагог предлагает воспитанникам открыть домик и перечислить игрушки, которые изображены на иллюстрации домика. (Приложение 2)
Дидактическая игра «День рождения у Мишки»
Цель: формирование умения узнавать и называть предметы ближнего окружения (игрушки).
Материал и оборудование: иллюстрация дидактических динамичных подарочных коробок с игрушками.
Описание: воспитанникам предлагается рассмотреть иллюстрации подарочных коробок, открыть их и перечислить игрушки, которые подарили на День рождение Мишке. (Приложение 3)
Дидактическая игра «Прятки игрушек»
Цель: развитие внимания, умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: 10 предметных картинок с изображением игрушек, 10 предметных картинок с изображением игрушек, частично закрытых снежинкой.
Описание: воспитанникам сообщается, что пошел сильный снег и игрушки на улице укрылись под снегом так, что их стало не видно, и предлагается угадать, какая игрушка спряталась, назвать ее и рассказать, как можно с ней играть. (Приложение 4)
Дидактическая игра «Игрушки и картинки»
Цель: развитие внимания, умения называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: предметные картинки реальных предметов и игрушек (в соответствии с игрушками групповой комнаты).
Описание: перед воспитанниками на столе расставляются игрушки, предлагается рассмотреть их, назвать и подобрать к каждой игрушке соответствующую предметную картинку (воспитанники по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки).
Дидактическая игра «Кто что услышит?»
Цель: развитие внимания, умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: музыкальные игрушки, ширма.
Описание: воспитанникам предлагается угадать музыкальную игрушку, которая спрятана за ширмой, по извлекаемому звуку.
Дидактическая игра «Что вокруг нас?»
Цель: развитие внимания, умения называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: игрушки групповой комнаты.
Описание: предварительно необходимо расставить игрушки в групповой комнате на видных местах (на столах, на стульчиках, на ковре и т.д.), после чего воспитанникам предлагается рассмотреть групповую комнату (какие игрушки имеются в группе) и после, стоя спиной (не подсматривая) назвать по памяти игрушки; можно предлагать подсказки в виде пространственного ориентира. Например: «Какие игрушки стоят на полке? Какие игрушки находятся на столах? и т.д.».
Дидактическая игра «Сундучок с игрушками»
Цель: развивать умение детей отгадывать предмет по описанию.
Материал и оборудование: игрушки, сундук.
Описание: воспитанникам предлагается определить, какая игрушка спрятана в сундуке по описательной загадке. Например: «Эта игрушка круглая и сделанная с резины, с ней играют девочки и мальчики, отбивая от земли, перебрасывая друг другу, забивая его в ворота (мяч). Это игрушка не похожа на другие, так как в каждой игрушке есть по игрушке: можно их выставить в ряд и получится игрушек отряд (матрешка) и т.д.».
Дидактическая игра «Чтобы было с чем играть, будем мы игрушки собирать»
Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: карточки-картинки игрушек, иллюстрация корзины.
Описание: воспитанникам предлагается рассмотреть предметные карточки с изображением различных игрушек, назвать их и выбрать те игрушки, которые можно взять с собой для игры на прогулке (в соответствии с сезоном), разместив их в корзину. (Приложение 5)
Дидактическая игра «Для какой игры игрушка?»
Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: игрушки.
Описание: воспитанникам предлагается определить и назвать игровые действия с демонстрируемыми педагогом игрушками (можно сопровождать ответ элементарным показом этого действия).
Дидактическая игра с прищепками «Мы прищепки собирали, домик строили, играли»
Цель: формирование перцептивных действий.
Материал и оборудование: бельевые прищепки, мелкие игрушки.
Описание: воспитанникам предлагается построить домик для игрушек из цветных прищепок (домик, заборчик, скамейку, кроватку и т.д.), предварительно используя показ конструктивных действий с прищепками.
Дидактическая игра «Найди игрушку!»
Цель: развитие умения определять положение игрушек, находить по словесному указанию взрослого их пространственное расположение (над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом).
Материал и оборудование: игрушки, детская мебель группы (стульчик, стол).
Описание: предварительно игрушки расставляются на детскую мебель и воспитанникам предлагается определить по названному пространственному расположению игрушку. Например: «Эта игрушка лежит на столе. А эта игрушка стоит рядом со стулом и т.д.».
Дидактическая игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: игрушки групповой комнаты, тканевая салфетка, стол.
Описание: предварительно необходимо дать возможность детям рассмотреть игрушки, которые будут использованы в игре, после чего воспитанникам предлагается закрыть глаза, а открыв глаза, определить и назвать, какая игрушка спрятана под салфеткой.
Дидактическая игра «Как-то раз игрушки устроили покатушки»
Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: иллюстрация паровозика с вагончиками с черными силуэтами игрушек, предметные картинки игрушек.
Описание: воспитанникам предлагается рассмотреть иллюстрации игрушек, чтобы определить по тени в вагончике те игрушки, которые решили покататься на поезде, сели в вагончики и поехали. (Приложение 6)
Дидактическая игра «Я загадку загадаю»
Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: игрушки групповой комнаты, коробка (корзина).
Описание: воспитанникам предлагается определить игрушку, которая спрятана в коробке, по описанию или используя загадки.
Дидактическое упражнение «Утром мы играли в прятки!»
Цель: формирование умения узнавать и называть формы предметов ближнего окружения (игрушки).
Материал и оборудование: детали детского конструктора, емкость с цветными макаронами (можно использовать бобовые, крупное зерно).
Описание: воспитанникам предлагается в емкости с цветными макаронами найти и на ощупь определить форму деталей конструктора.
Дидактическое упражнение «Кто что делает?»
Цель: развитие умения называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением игр детей: мальчик играет на барабане, катает машинку и т.д.; девочка укладывает спать куклу, угощает чаем и т.д.; детские игрушки в соответствии с изображенными на иллюстрациях, различные предметы.
Описание: воспитанникам предлагается выбрать в группе игрушку, назвать ее и продемонстрировать с ней игровое действие, в соответствии с действием, которое изображено на иллюстрации. (Приложение 7)
Дидактическое упражнение «Клад»
Цель: формирование умения узнавать и называть предметы ближнего окружения (игрушки).
Материал и оборудование: мелкие игрушки, емкость с цветными макаронами (можно использовать бобовые, крупное зерно).
Описание: педагог предлагает воспитанникам в емкости с цветными макаронами найти на ощупь, определить и назвать спрятанную игрушку.
Дидактическое упражнение «Кукла Алеся знакомится с игрушками группы»
Цель: развитие умения называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: игрушки группы, кукла.
Описание: воспитанникам предлагается познакомить куклу Алесю с игрушками в группе, называя игрушку и то, как можно с ней играть. Например: «Это, Алеся, мяч. Он круглый, красный. Его можно катать по полу, бросать вверх и ловить и т.д.».
Дидактическое упражнение «Что есть у игрушки и нет у меня?»
Цель: формирование умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: детские игрушки.
Описание: воспитанникам предлагается сравнить себя с любой игрушкой групповой комнаты, определяя сходства и различия, с помощью наводящих вопросов. Например: «Что есть у куклы и имеется у тебя? (руки, голова, глаза, ноги и т.д.). Что не умеет делать кукла, но умеешь делать ты? (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.). Чем не похож на тебя игрушечный мишка? (у меня есть руки и ноги, а у мишки – лапы) и т.д.».
Дидактическое упражнение «Погремушки и шумелки»
Цель: развития умения узнавать и называть предметы близкого окружения.
Материал и оборудование: пластиковые бутылки, природный и бросовый материал (мелкие камешки, горох, желуди, песок, бусинки, мелкие пуговицы и др.).
Описание: воспитанникам предлагается изготовить погремушки и шумелки из обычных пластиковых бутылок (или других емкостей), наполняя их мелкими камешками, горохом, желудями, песком и др. предметами; плотно закрыть крышками и сравнить издаваемые ими шумы (можно использовать в шумовом оркестре).
Дидактическое упражнение «Найди свою игрушку»
Цель: развитие умения узнавать предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: разнообразные игрушки.
Описание: предварительно каждому воспитаннику раздается по игрушке, того чтобы с ней поиграть, рассмотреть ее, назвать, а потом найти свою игрушку среди других, после того как все игрушки будут собраны на столе (ковре).
Дидактическое упражнение «Мы играли, танцевали, но игрушки не забывали»
Цель: развитие памяти, умения узнавать предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: разнообразные игрушки.
Описание: воспитанники сидят на стульчиках, расставленных полукругом и у каждого в руках игрушка, которую они рассматривают; по сигналу взрослого игроки оставляют игрушки на своих стульчиках, выходят на ковер и под музыкальное сопровождение исполняют разнообразные танцевальные движения в соответствии с характером музыки; по окончании музыки они возвращаются на свои стульчики, определяя свой по игрушке.
Дидактическое упражнение «Послушные дети»
Цель: развитие умения узнавать предметы близкого окружения (игрушки).
Материал и оборудование: разнообразные игрушки.
Описание: воспитанникам предлагаются разнообразные указания с игрушками, которые они должны выполнить. Например: «Возьми куклу и усади ее за стол. Напои куклу чаем. Уложи куклу спать и т.д.».
Приложения
Приложение 1 |
Приложение 2 |
Приложение 3 |
Приложение 4 |
Приложение 5
|
Приложение 6 |
Приложение 7 |
|