Использование математических тренажёров для формирования представлений о способах образования числа в пределах 10

- 16:20Дошкольное образование. Идеи, Методичка

В материале представлены математические тренажёры, которые помогут педагогам сформировать у детей представления о способах образования чисел в пределах 10, умение считать количественным и порядковым счётом.

 

Ирина КОЗЕЛ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Криничанский детский сад Мозырского района»,
Гомельская область

 

В связи с переходом к обучению детей с шестилетнего возраста в школе, особую значимость приобретает разработка методов совершенствования подготовки детей дошкольного возраста к освоению школьной математики.

Изучение математики имеет уникальный развивающий эффект, однако дети испытывают трудности в определении и образовании чисел, состава числа из единиц, из двух меньших чисел. В связи с этим меня заинтересовало, как можно наиболее эффективно и легко сформировать представления о способах образования чисел в пределах 10 у детей 5–6 лет посредством математических тренажёров, чтобы эти навыки помогли им в дальнейшем.

 

Математические тренажёры – это эффективные учебные тренировочные задания по формированию элементарных математических представлений, навыков счёта, а также закреплению правил выполнения простых математических действий.

 

Вашему вниманию хочу представить фрагмент картотеки математических тренажёров по формированию представлений о способах образования числа в пределах 10.

 

Математический тренажёр «Яблоня с яблоками»

Материал и оборудование: макет дерева (яблоня), макеты яблок разного цвета (красные, зеленые, жёлтые, жёлто-красные, бордовые), числа от 1 до 10.

Предварительная работа: изготовление тренажёров, знакомство с фруктами, с деревьями, закрепление цвета.

Ход работы

Вариант 1

Воспитатель предлагает рассмотреть дерево и назвать его. Затем рассмотреть яблоки и назвать их цвета.

Вверху на яблоне заранее прикрепляется любое число от 1 до 10. Предлагается прикрепить на яблоню, к примеру, 6 яблок (они могут быть одного цвета, а могут быть двух цветов).

Дети вешают на яблоню 6 яблок красного (зеленого) цвета, затем вместе с воспитателем проговаривают:

– Что это? (Яблоки)
– Какого они цвета? (Красного).
– Сколько яблок на дереве? (6).

И так со всеми числами.

Вариант 2

Решение арифметических задачек на уменьшение яблок. К примеру: одно яблоко (два, три) упало или наоборот поспело. Сколько яблок стало? (Ответы детей)

Вариант 3

Формируем представление о составе чисел в пределах 5 из единиц. Для этого дополнительно даются яблоки 5 цветов (красного, зелёного, желто-розового, бордового).

 

Математический тренажёр «Ёлка с новогодними шариками»

Материал и оборудование: макет дерева (ель) на липучках, новогодние шары разных цветов, числа от 1 до 10.

Предварительная работа: изготовление математических тренажёров по количеству детей, макет дерева (ель), новогодние шарики разных цветов, закрепление цвета, счёта в пределах 10, состава числа из единиц в пределах 5.

Ход работы

Вариант 1

Воспитатель предлагает нарядить «ёлку» к новогоднему празднику и украсить ее новогодними шарами. Шаров должно быть столько, сколько подсказывает число.

Вверху прикреплено число от 1 до 10. Например, 5 – значит, дети должны повесить пять игрушек, можно разных цветов. Затем обобщается, что на ёлке 5 игрушек, проговариваются их цвета.

Можно решать арифметические задачки на прибавление шаров на ёлку или убавление.

Вариант 2

Воспитатель предлагает украсить ёлку разноцветными шарами (на формирование состава числа из единиц в пределах 5). Необходимо повесить на ёлку по одному шару разного цвета. Обязательно проговаривается:

– Что это? (Новогодние шары)
– Какого они цвета? (Один синий, один красный, один фиолетовый, один зеленый и один жёлтый).
– Сколько игрушек на ёлке? (5).
– Значит 5 – это 1, 1, 1, 1 и ещё 1.

 

Математический тренажёр «Числовые домики»

Материал и оборудование: макеты домиков с этажами и пустыми окошками, числа от 1 до 10, маркер стирающийся.

Предварительная работа: изготовление тренажёров домиков, закрепление знаний о составе числа из двух меньших в пределах 10.

Ход работы

Вариант 1

Воспитатель предлагает детям тренажер – «дом» на состав числа от 2 до 10, вверху написано число. Ребёнок должен выложить с помощью цифр все способы состава числа из двух меньших в пределах 10.

Когда все способы выложены, проговаривается весь алгоритм состава числа.

Вариант 2

Когда дети умеют писать цифры, им даётся специальный маркер, и они прописывают состав чисел. В конце проговариваются все способы состава числа из двух меньших.

 

Математический тренажёр «Цветочная поляна»

Материал и оборудование: макет цветочной поляны, числа от 1 до 10, макеты цветов красного и синего цвета.

Предварительная работа: изготовление математического тренажёра, закрепление знаний о составе числа из двух меньших в пределах 5.

Ход работы

Предлагаю воспитаннику математический тренажер – «поляну» и цветы красного и синего цвета, числа от 2 до 10, вверху прикреплено число (к примеру, 5). Ребёнок должен выложить с помощью цифр все способы состава числа из двух меньших в пределах 5.

Когда все способы выложены, проговаривается весь алгоритм состава числа.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий