Дидактические игры по ознакомлению воспитанников первой младшей группы с рукотворным миром (игрушки)

- 12:45Дошкольное образование. Идеи, Методичка

В материале представлены дидактические игры для детей первой младшей группы

 

Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область
 

 

 

Рукотворный мир для детей раннего возраста является тем объектом деятельности, в котором они соприкасаются с предметами окружающей действительности и познают их свойства и качества, формируют определенные сенсорные эталоны.

Реализация задач учебной программы дошкольного образования по образовательной области «Ребенок и общество» осуществляется как в специально организованной деятельности, так и в ходе нерегламентированной деятельности, которая предполагает практическую и игровую деятельность, в которой имеются все предпосылки и возможности реализации задач по ознакомлению с рукотворным миром.

Игра позволяет не только познакомить с предметами рукотворного мира, но и дает в занимательной форме систематизировать у воспитанников элементарные представления о материалах, из которых сделаны предметы, развить умения узнавать и называть предметы близкого окружения, различать способы действий с предметами, называть цвет, форму, величину, свойства материалов, определять строение предметов рукотворного мира.

Сегодня в арсенале у педагогического работника должны быть дидактические игры и упражнения, которые позволят организовать образовательное пространство, стимулирующее к познанию мира вещей, которые его окружают.

Самой близкой и такой доступной для ребенка является игрушка. Но знать только названия игрушек недостаточно для полной картины мира игры. Из какого материала они изготовлены, назначение, вариативность способов действия с ними, желание воспроизводить действия с игрушками – это тот вектор, по которому должна строиться совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в образовательном пространстве.

Представленные дидактические игры, позволят педагогическому работнику качественно и в игровой форме планировать и организовать как занятия, так и игровую, предметную деятельность с воспитанниками первой младшей группы по реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» (рукотворный мир).

 

Дидактическая игра «Дубль»

Цель: развитие внимания, умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: 16 игровых карт с изображениями игрушек.

Описание: перед воспитанниками на столе выкладываются по очереди по две карты, на которых изображены игрушки; им предлагается найти те изображения, которые имеются на двух игровых картах одновременно. (Приложение 1)

 

Дидактическая игра «Какие у Андрюшки хорошие игрушки!»

Цель: формирование умения узнавать и называть предметы ближнего окружения (игрушки).

Материал и оборудование: иллюстрация домиков с игрушками.

Описание: педагог предлагает воспитанникам открыть домик и перечислить игрушки, которые изображены на иллюстрации домика. (Приложение 2)

 

Дидактическая игра «День рождения у Мишки»

Цель: формирование умения узнавать и называть предметы ближнего окружения (игрушки).

Материал и оборудование: иллюстрация дидактических динамичных подарочных коробок с игрушками.

Описание: воспитанникам предлагается рассмотреть иллюстрации подарочных коробок, открыть их и перечислить игрушки, которые подарили на День рождение Мишке. (Приложение 3)

 

Дидактическая игра «Прятки игрушек»

Цель: развитие внимания, умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: 10 предметных картинок с изображением игрушек, 10 предметных картинок с изображением игрушек, частично закрытых снежинкой.

Описание: воспитанникам сообщается, что пошел сильный снег и игрушки на улице укрылись под снегом так, что их стало не видно, и предлагается угадать, какая игрушка спряталась, назвать ее и рассказать, как можно с ней играть. (Приложение 4)

 

Дидактическая игра «Игрушки и картинки»

Цель: развитие внимания, умения называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: предметные картинки реальных предметов и игрушек (в соответствии с игрушками групповой комнаты).

Описание: перед воспитанниками на столе расставляются игрушки, предлагается рассмотреть их, назвать и подобрать к каждой игрушке соответствующую предметную картинку (воспитанники по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки).

 

Дидактическая игра «Кто что услышит?»

Цель: развитие внимания, умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: музыкальные игрушки, ширма.

Описание: воспитанникам предлагается угадать музыкальную игрушку, которая спрятана за ширмой, по извлекаемому звуку.

 

Дидактическая игра «Что вокруг нас?»

Цель: развитие внимания, умения называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: игрушки групповой комнаты.

Описание: предварительно необходимо расставить игрушки в групповой комнате на видных местах (на столах, на стульчиках, на ковре и т.д.), после чего воспитанникам предлагается рассмотреть групповую комнату (какие игрушки имеются в группе) и после, стоя спиной (не подсматривая) назвать по памяти игрушки; можно предлагать подсказки в виде пространственного ориентира. Например: «Какие игрушки стоят на полке? Какие игрушки находятся на столах? и т.д.».

 

Дидактическая игра «Сундучок с игрушками»

Цель: развивать умение детей отгадывать предмет по описанию.

Материал и оборудование: игрушки, сундук.

Описание: воспитанникам предлагается определить, какая игрушка спрятана в сундуке по описательной загадке. Например: «Эта игрушка круглая и сделанная с резины, с ней играют девочки и мальчики, отбивая от земли, перебрасывая друг другу, забивая его в ворота (мяч). Это игрушка не похожа на другие, так как в каждой игрушке есть по игрушке: можно их выставить в ряд и получится игрушек отряд (матрешка) и т.д.».

 

Дидактическая игра «Чтобы было с чем играть, будем мы игрушки собирать»

Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: карточки-картинки игрушек, иллюстрация корзины.

Описание: воспитанникам предлагается рассмотреть предметные карточки с изображением различных игрушек, назвать их и выбрать те игрушки, которые можно взять с собой для игры на прогулке (в соответствии с сезоном), разместив их в корзину. (Приложение 5)

 

Дидактическая игра «Для какой игры игрушка?»

Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: игрушки.

Описание: воспитанникам предлагается определить и назвать игровые действия с демонстрируемыми педагогом игрушками (можно сопровождать ответ элементарным показом этого действия).

 

Дидактическая игра с прищепками «Мы прищепки собирали, домик строили, играли»

Цель: формирование перцептивных действий.

Материал и оборудование: бельевые прищепки, мелкие игрушки.

Описание: воспитанникам предлагается построить домик для игрушек из цветных прищепок (домик, заборчик, скамейку, кроватку и т.д.), предварительно используя показ конструктивных действий с прищепками.

 

Дидактическая игра «Найди игрушку!»

Цель: развитие умения определять положение игрушек, находить по словесному указанию взрослого их пространственное расположение (над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом).

Материал и оборудование: игрушки, детская мебель группы (стульчик, стол).

Описание: предварительно игрушки расставляются на детскую мебель и воспитанникам предлагается определить по названному пространственному расположению игрушку. Например: «Эта игрушка лежит на столе. А эта игрушка стоит рядом со стулом и т.д.».

 

Дидактическая игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: игрушки групповой комнаты, тканевая салфетка, стол.

Описание: предварительно необходимо дать возможность детям рассмотреть игрушки, которые будут использованы в игре, после чего воспитанникам предлагается закрыть глаза, а открыв глаза, определить и назвать, какая игрушка спрятана под салфеткой.

 

Дидактическая игра «Как-то раз игрушки устроили покатушки»

Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: иллюстрация паровозика с вагончиками с черными силуэтами игрушек, предметные картинки игрушек.

Описание: воспитанникам предлагается рассмотреть иллюстрации игрушек, чтобы определить по тени в вагончике те игрушки, которые решили покататься на поезде, сели в вагончики и поехали. (Приложение 6)

 

Дидактическая игра «Я загадку загадаю»

Цель: развитие умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: игрушки групповой комнаты, коробка (корзина).

Описание: воспитанникам предлагается определить игрушку, которая спрятана в коробке, по описанию или используя загадки.

 

Дидактическое упражнение «Утром мы играли в прятки!»

Цель: формирование умения узнавать и называть формы предметов ближнего окружения (игрушки).

Материал и оборудование: детали детского конструктора, емкость с цветными макаронами (можно использовать бобовые, крупное зерно).

Описание: воспитанникам предлагается в емкости с цветными макаронами найти и на ощупь определить форму деталей конструктора.

 

Дидактическое упражнение «Кто что делает?»

Цель: развитие умения называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением игр детей: мальчик играет на барабане, катает машинку и т.д.; девочка укладывает спать куклу, угощает чаем и т.д.; детские игрушки в соответствии с изображенными на иллюстрациях, различные предметы.

Описание: воспитанникам предлагается выбрать в группе игрушку, назвать ее и продемонстрировать с ней игровое действие, в соответствии с действием, которое изображено на иллюстрации. (Приложение 7)

 

Дидактическое упражнение «Клад»

Цель: формирование умения узнавать и называть предметы ближнего окружения (игрушки).

Материал и оборудование: мелкие игрушки, емкость с цветными макаронами (можно использовать бобовые, крупное зерно).

Описание: педагог предлагает воспитанникам в емкости с цветными макаронами найти на ощупь, определить и назвать спрятанную игрушку.

 

Дидактическое упражнение «Кукла Алеся знакомится с игрушками группы»

Цель: развитие умения называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: игрушки группы, кукла.

Описание: воспитанникам предлагается познакомить куклу Алесю с игрушками в группе, называя игрушку и то, как можно с ней играть. Например: «Это, Алеся, мяч. Он круглый, красный. Его можно катать по полу, бросать вверх и ловить и т.д.».

 

Дидактическое упражнение «Что есть у игрушки и нет у меня?»

Цель: формирование умения узнавать и называть предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: детские игрушки.

Описание: воспитанникам предлагается сравнить себя с любой игрушкой групповой комнаты, определяя сходства и различия, с помощью наводящих вопросов. Например: «Что есть у куклы и имеется у тебя? (руки, голова, глаза, ноги и т.д.). Что не умеет делать кукла, но умеешь делать ты? (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.). Чем не похож на тебя игрушечный мишка? (у меня есть руки и ноги, а у мишки – лапы) и т.д.».

 

Дидактическое упражнение «Погремушки и шумелки»

Цель: развития умения узнавать и называть предметы близкого окружения.

Материал и оборудование: пластиковые бутылки, природный и бросовый материал (мелкие камешки, горох, желуди, песок, бусинки, мелкие пуговицы и др.).

Описание: воспитанникам предлагается изготовить погремушки и шумелки из обычных пластиковых бутылок (или других емкостей), наполняя их мелкими камешками, горохом, желудями, песком и др. предметами; плотно закрыть крышками и сравнить издаваемые ими шумы (можно использовать в шумовом оркестре).

 

Дидактическое упражнение «Найди свою игрушку»

Цель: развитие умения узнавать предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: разнообразные игрушки.

Описание: предварительно каждому воспитаннику раздается по игрушке, того чтобы с ней поиграть, рассмотреть ее, назвать, а потом найти свою игрушку среди других, после того как все игрушки будут собраны на столе (ковре).

 

Дидактическое упражнение «Мы играли, танцевали, но игрушки не забывали»

Цель: развитие памяти, умения узнавать предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: разнообразные игрушки.

Описание: воспитанники сидят на стульчиках, расставленных полукругом и у каждого в руках игрушка, которую они рассматривают; по сигналу взрослого игроки оставляют игрушки на своих стульчиках, выходят на ковер и под музыкальное сопровождение исполняют разнообразные танцевальные движения в соответствии с характером музыки; по окончании музыки они возвращаются на свои стульчики, определяя свой по игрушке.

 

Дидактическое упражнение «Послушные дети»

Цель: развитие умения узнавать предметы близкого окружения (игрушки).

Материал и оборудование: разнообразные игрушки.

Описание: воспитанникам предлагаются разнообразные указания с игрушками, которые они должны выполнить. Например: «Возьми куклу и усади ее за стол. Напои куклу чаем. Уложи куклу спать и т.д.».

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

Приложение 5

 

Приложение 6

Приложение 7

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий