Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО «Ясли-сад № 2 г. Свислочи»
Тема: «Такие разные елки»
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования
Задачи:
— познакомить с новыми техниками рисования дудлинг и зентангл;
— формировать умение использовать новую технику дудлинг;
— закреплять умение рисовать акварельными красками, фломастерами;
— продолжать формировать умение отображать характерные признаки предметов;
— развивать зрительное восприятие, воображение;
— развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
— развивать позитивное отношение к рисованию;
— воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе с красками, ножницами, клеем.
Предварительная работа:
рассматривание таблиц элементов узоров, присущих технике дудлинг и рисунков, нарисованных в этой технике.
Оборудование:
— образцы рисунков;
— таблица элементов узоров;
— магнитная доска;
— магниты.
Материалы:
— альбомный и картонный (черный) листы формата А4;
— стаканчик-непроливайка с водой;
— клей-карандаш;
— ножницы;
— фломастеры;
— простой карандаш;
— ватные палочки;
— акварельные краски;
— кисточка;
— клеенка;
— бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Прочесть стихотворение:
Я фломастеры возьму,
Нарисую елки.
И узором распишу
Необычным елки.
Волны, точки, завитки —
Краше елок не найти!
Ребята, сегодня мы с вами нарисуем елочки в очень интересной технике дудлинг. В переводе с английского языка doodle — это каракули, не несущие никакого смысла.
Дудлинг — это техника рисования из простых фигур (точек, кружков, линий, черточек, закорючек – дудлов). Собираясь вместе, дудлы становятся удивительной картиной. Часто дудлингом увлекаются школьники и студенты, рисуя в тетрадках на скучных лекциях. Начиная рисовать с простых фигурок, никогда заранее не знаешь, во что превратится рисунок. Это очень легко! Рука рисует, мозг отдыхает, а глаза наслаждаются тем, что получается. Это весело!
Дудлинг похож на другую технику – зентангл. Это особая методика рисования с определенными (очень простыми!) принципами и правилами.
Примечание: свой рассказ необходимо сопровождать показом таблиц элементов узоров техники дудлинг и рисунков, выполненных в этой технике.
2 Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Утром дети удивились, (Разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились?
Этой ночью новогодней
Ожидали, что угодно, (Сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (Руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (Закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (Хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
II Основная часть
Рассматривание образца рисунка.
Заостряем внимание на новой технике и ее элементах: точка, линия, завиток, волна, круг, зигзаг и другие.
Рисование елок
1 На альбомном листе простым карандашом рисуем несколько треугольников разной высоты (на этом этапе необходимо помочь детям разместить елочки и проследить за тем, чтобы они были ровными. Детям, испытывающим трудности с построением ровного треугольника, можно дать для обводки бумажный шаблон).
2 Выполняем набросок линий простым карандашом внутри треугольников. Это могут быть зигзагообразная линия, параллельные линии, волны. Необходимо позволить детям самим выбрать будущий узор для своих елочек и оказать помощь тем, кто затрудняется с выбором.
3 Закрашиваем акварельными красками елочки, используя разные оттенки зеленого.
4 Заполняем поле елочек мелкими элементами: точками, кругами, завитками, волнами. Дети сами решают, элементами каких узоров они хотели бы украсить свои елочки. Помогаем сделать выбор тем детям, которые затрудняются определиться с узором.
2 Физкультминутка «Елочка»
У маленьких детишек ёлочка большая.(Руки поднимают вверх)
Огоньками и шариками ёлочка сверкает.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой, (Грозят пальчиком)
Убери иголочки
Дальше от ребяток.(Движение ладонями от себя)
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево)
3 Выполнение аппликации с елочками
1 Готовые елочки вырезаем ножницами (необходимо напомнить детям правила безопасности при работе с инструментом).
2 Размещаем вырезанные елочки на цветном картонном листе (дети размещают по своему вкусу и желанию).
3 Приклеиваем елочки, используя клей-карандаш (предварительно так же напоминаем правила безопасности).
4 Украшаем аппликацию падающим снежком (рисуем ватной палочкой белой краской).
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать в технике дудлинг, было ли им интересно, сложно ли, хотели бы они еще рисовать, используя новые техники. Если ребятам понравилось, и они захотят нарисовать что-либо дома, используя новую технику, то можно им предложить нарисовать любой объект (его силуэт), а внутри заполнить произвольно по своему желанию различными элементами узоров, с которыми познакомились на занятии (точки, линии, волны, завитки, кружочки и т.д.). Это могут быть цветы, животные, птицы, рыбки, деревья, дома и так далее.
Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.