В материале представлен сценарий музыкально занятия для детей 5-6 лет.
Кристина ТАРАС,
музыкальный руководитель
ГУО «Детский сад аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область
Задачи:
– приобщать детей к белорусскому фольклору;
– способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, обогащению словарного запаса;
– воспитывать интерес и уважение к культурным традициям своего народа.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мольберт, наглядные пособия, музыкальные инструменты, видеоматериал.
Ход занятия
Дети заходят в зал под народную музыку «Полька Янка». Садятся на стулья.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в путешествие в интересную страну. Эта страна фольклора. А вы знаете, что такое фольклор? Фольклор – это песни, танцы, хороводы, потешки, прибаутки, сказки и загадки, которые придумали давным-давно, у них нет автора.
А вы знаете, кто сочинил это всё? (Народ)
Правильно, ребята, это придумал простой народ, который хочет показать всю свою любовь, к стране, в которой он живёт. Показать все красоты нашей страны и нашего народа.
Молодцы, ребята, вы знаете, что такое фольклор. Теперь мы можем отправиться с вами в путь.
Сегодня мы познакомимся поближе с народным танцевальным творчеством. Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких танцев. Народные праздники не обходятся никогда без песен и плясок. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых распространённых в нашей стране народным танцем под названием «Лявониха». А вы знаете такой танец? И почему он получил такое название? (Ответы детей).
Лявониха – это очень жизнерадостный народный танец. Своё название он получил от одной песни с шуточным содержанием, в которой идет рассказ о молодом парне по имени Лявон и его девушке Лявонихе.
А теперь давайте мы с вами посмотрим и послушаем внимательно мелодию, музыку, под которую исполняют танец «Лявониха». Но перед тем как мы приступим, мы сядем с вами ровно, будем внимательно слушать и смотреть.
Слушание белорусского народного произведения «Лявониха»
Музыкальный руководитель: Ребята, какое настроение у вас после слушания этой музыки? Веселое, задорное или грустное? Как вы считаете, танец этот веселый или грустный? (Ответы детей).
Этот танец энергичный или медленный? (Ответы детей).
Молодцы ребята, этот танец живой, задорный и энергичный.
А какие инструменты вы услышали в этой музыке? (Воспитатель показывает картинки различных музыкальных инструментов).
Эти инструменты придуманы давным-давно белорусским народом, значит это какие инструменты? (Народные).
А сейчас давайте мы с вами попробуем отбить ритм на бубне, сначала давайте я покажу вам, как у меня получается, а потом мы с вами попробуем все вместе. (Дети играют на музыкальном инструменте).
Вы молодцы, ребята, у вас хорошо получилось, а напомните мне, как называется наш танец? А теперь давайте бубны и присаживайтесь на свои места. (Дети садятся на стульчики).
Мы познакомились с народным танцем, инструментами. А теперь пришла пора услышать народную песню.
Ребята, сейчас я предлагаю вам познакомиться с песней, в которой поётся про мальчика, который играет на дудочке, и эта песня чаще всего звучит на колядках, а называется она «Зайграй мне, дударочку».
Вы знаете такую песню? (Ответы детей)
А вы знаете такой музыкальный инструмент, как дудочка? (Ответы детей)
Дудочка – это народный музыкальный инструмент. Как вы думаете, как на этом инструменте надо правильно играть? (Дуть в отверстие и прикрывать пальчиками некоторые дырочки, а через другие будет выходить звук).
А вы знаете, что с помощью этого музыкального инструмента люди приглашали в гости, чтобы им поиграли, а они взамен угостили различными лакомствами. Белорусы всегда славились гостеприимством, ходили друг к другу на разные праздники, пели, танцевали и помогали друг другу.
Я предлагаю послушать и выучить эту песню. Давайте сядем красиво, ножки вместе, ручки – на коленки и внимательно слушаем.
Исполнение песни музыкальным руководителем с начала до конца.
Зайграй жа мне, дударочку,
А я патанцую,
Курка яйка мне знясе –
Табе падарую.
Тум, тум, тумпа, тумпа…
Зайграй жа мне, дударочку,
Як сам разумееш,
Зайграй жа мне, дударочку,
Тое, што ўмееш.
Тум, тум, тумпа, тумпа…
Як без дудкі, без дуды,
Ходзяць ножкі не туды,
А як дуду пачуюць,
Самі ножкі танцуюць.
Тум, тум, тумпа, тумпа…
Музыкальный руководитель: Вы слушали внимательно песню, какое у нее настроение? (Веселое, задорное, подвижное).
А скажите мне, а можно ли под эту песню станцевать? (Да).
А про что поётся в этой песне? (Ответы детей).
А понравилась вам эта песня? (Ответы детей).
Звуки в песне будто бы подскакивают или танцуют. А от этого и нам весело и хорошо. А сейчас давайте начнём разучивать нашу песню.
Разучивание белорусской народной песни «Зайграй мне, дударочку»
Воспитатель поет строчку, дети слушают, потом вместе повторяют строчку за воспитателем. И так каждую строчку.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте споём с начала, вставайте со стульчиков, становитесь в круг, будем петь вместе всю песню.
Дети вместе с воспитателем поют всю песню.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились, спели хорошо.
Ребята, а с каким танцем мы с вами познакомились в начале нашего занятия?
Правильно, теперь я предлагаю нам попробовать себя в роли народных танцоров, Готовы? Тогда повторяйте за мной.
Разучивание белорусского народного танца «Лявониха»
Два раза дети танцуют отдельные движения, на третий раз соединяем все движения вместе и танцуем танец полностью.
Подведение итогов
Музыкальный руководитель: Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии? (Ответы детей).
Кто скажет, что такое фольклор? (Ответы детей).
А что мы с вами слушали и под какую песню мы танцевали? (Ответы детей).
А про кого или про что мы с вами учили песню? (Ответы детей).
Понравилось вам занятие? Что больше всего понравилось? Что хотели бы еще повторить? (Ответы детей).
Молодцы ребята, заслужили все почетное звание лучших народных артистов, и в знак этого вручаю вам почетные медали. Спасибо вам, занятие окончено, под музыку идём в группу.