Надежда ПУМПУР,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Городское и сельское население.
Класс: 9.
Место урока в теме: 4/5.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Обучающая цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать определения понятия «расселение», «город-спутник», «агрогородок»; уметь характеризовать типы расселения; определять перспективы развития крупных городов и городских агломераций; показывать на карте крупнейшие по численности населения города Беларуси.
Задачи личностного развития учащихся: создать условия для развития интеллектуальных умений (устанавливать причинно-следственные связи между типами расселения и перспективами развития), информационно-аналитических (умение анализировать учебный материал на основе межпредметных связей), организационно-деятельностных (определять «проблемные области» своей учебной деятельности, устанавливать их причины, оценивать продуктивность своей работы на уроке); создать ситуацию для развития у обучающихся мотивов сотрудничества в группах.
Учебно-методическое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация «Путешествие по Беларуси», ориентирующая схема-таблица «Городское и сельское население Беларуси» (Приложение 1), дидактический материал, карта Республики Беларусь (население), атласы, контурные карты, раздаточный материал, учебное пособие по географии для учащихся 9-го класса.
Межпредметные связи: с историей (информация об истории возникновения городов на территории Беларуси), математикой (динамика численности городского и сельского населения).
Принцип организации групповой работы на уроке: группы формируются из учащихся, сидящих за соседними партами в учебном кабинете
Ход урока
І Ориентировочно-мотивационный этап (5 минут)
Цель этапа: к окончанию этапа учащиеся будут готовы к эффективному педагогическому взаимодействию с учителем, т.к. их знания и субъективный опыт по теме урока будут актуализированы, учащиеся будут мотивированы на активную учебно-познавательную деятельность в соответствии с поставленными личностно значимыми целями.
Педагогическая задача: обеспечить психологическую настроенность учащихся на работу, сформировать мотивацию к изучению темы урока, актуализировать их опорные знания и субъективный опыт, создать условия для определения личностно значимых целей.
1 Организационное начало урока, мотивация учебной деятельности (2 минут)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
Обеспечить организационное начало урока. Предлагаю учащимся просмотреть презентацию «Путешествие по Беларуси» (Приложение 2), прием «Разрыв». |
Психологически настраиваются |
Личностная заинтересованность учащихся |
2 Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся (до 6 минут)
1 |
2 |
3 |
Обеспечить актуализацию «опорных» знаний и субъективного опыта учащихся: Вопрос учащимся: «В чем нам необходимо разобраться сегодня на уроке?» |
Выполняют задания по контурной карте. Учащиеся выявляют свои затруднения в учебном материале, определяют свое «незнание» |
Актуализированные знания учащихся |
3 Целеполагание (2 минуты)
1 |
2 |
3 |
Создать условия для определения личностно значимых целей. Если мы сможем ответить на все вопросы, которые выделили, я буду считать, что цель урока достигнута. Разместить на доске цели, которые будут достигнуты учащимися в процессе работы на уроке |
Работают с диагностической картой. Определяют цели, которые будут достигать в процессе работы на уроке, размещают их на доске |
Учащиеся определили для себя цель работы |
II Операционно-познавательный этап (25 минут)
Цель: к окончанию этапа учащиеся будут демонстрировать знание и понимание смысла понятий «расселение», «город-спутник», «агрогородок»; демонстрировать умения применять полученные знания при решении эвристических заданий; показывать на карте крупнейшие по численности населения города Беларуси.
Методическая задача: обеспечить условия для усвоения знаний смысла понятий «расселение», «город-спутник», «агрогородок»; формирования умений характеризовать типы расселения; определять перспективы развития крупных городов и городских агломераций; показывать на карте крупнейшие по численности населения города Беларуси посредством вовлечения обучаемых в информационно-поисковую, информационно-аналитическую, эвристическую и коммуникативную деятельность.
1 Информационно-поисковая деятельность учащихся по первичному восприятию и усвоению элементов нового учебного материла (5 минут)
1 |
2 |
3 |
Итак, в процессе заселения территории людьми сложилась система расселения. Определение понятия «расселение». Работа с учебником Давайте вместе установим причины, которые привели к размещению населения по территории? Как изменялась соотношение городского и сельского населения в Беларуси. Причины? |
Слушают учителя, анализируют диаграмму, заполняют схему, работают индивидуально, |
Первичное восприятие |
2 Информационно-аналитическая деятельность по метапредметному восприятию и освоению элементов нового учебного материала (10 минут)
1 |
2 |
3 |
После изучения материала обсуждение поможет нам сделать новую информацию новым знанием. Учащиеся получили достаточно информации, чтобы выполнить задание в контурной карте, которое не смогли выполнить на этапе актуализаций знаний из-за недостатка знаний. Работа с контурными картами, географическими атласами, географической картой Дополнительные вопросы: Причины роста городов? Могут ли населенные пункты менять статус? Какие экологические проблемы возникают с ростом городов? Какие показатели характеризуют сельское расселение? Организация обсуждения выполненных учащимися заданий. Работа с географической картой Беларуси (показать крупные города нашей страны, Минскую агломерацию). |
Слушают учителя, работают индивидуально, в парах по метапредметному освоению учебного материала, обсуждают достигнутые результаты. Работа с контурными картами, географическими атласами, географической картой |
Метапредметное восприятие и освоение элементов нового учебного материала |
3 Эвристическая и коммуникативная виды деятельности учащихся (10 минут)
1 |
2 |
3 |
1. Предлагаю учащимся выполнить эвристическое задание в группах: «Разработать туристический маршрут по Гродненской области. Распределить по маршруту населенные пункты в которых расположены памятники архитектуры, представленные на фотографиях». Контурная карта на с. 30, географический атлас |
Выполняют задание в группах |
Продукты творческой деятельности |
2. Обеспечить коллективное обсуждение продуктов творческой деятельности учащихся
|
Представляют продукты творческой деятельности. Определяют наиболее оригинальную идею |
Обобщенные продукты творческой деятельности учащихся |
III Контрольно-коррекционный этап (до 5 минут)
Цель: по окончании этапа учащиеся осуществят самоконтроль, связанный с новым учебным материалом и коррекцию возможных ошибок.
Методическая задача: организовать самоконтроль усвоенных предметных знаний и умений по новой теме, скорректировать возможные ошибки в понимании учащимися нового материала посредством выполнения заданий безотметочного географического диктанта.
1 |
2 |
3 |
1. Предлагаю учащимся вернуться к презентации, которую демонстрировали на организационном этапе урока. В ней были неизвестные вопросы, на которые учащиеся смогли ответить, изучив новую тему. Ответы учащихся. Предлагаю учащимся выполнить безотметочный географический диктант |
Выполняют задания безотметочного географического диктанта, которые соответствуют познавательной цели данного урока, сверяют полученную картину с эталоном, фронтально обсуждают ошибки |
Обнаружение учащимися своей компетентности или своих ошибок |
2. Обеспечить коррекцию усвоенного учащимися учебного материала |
Исправляют |
Полная коррекция допущенных учащимися ошибок по материалу новой темы |
IV Этап рефлексии и самооценки учебной деятельности (до 5 минут)
Цель: по окончании этапа учащиеся осуществят самооценку, связанную с новым учебным материалом и в качестве домашнего задания сделают коррекцию возможных ошибок.
Методическая задача: обеспечить самоконтроль усвоенных предметных знаний и умений по новой теме, скорректировать возможные ошибки в понимании школьниками нового материала посредством заполнения карты «Я завтра… Я сегодня…».
1 |
2 |
3 |
Предлагаю учащимся заполнить карту |
Оценивают достигнутые результаты (знания и способы деятельности) эффективность своей работы на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления |
Индивидуальные результаты деятельности, достигнутые на уроке учащимися, проанализированы и осмыслены |
V Этап определения и формулировки домашнего задания (1 минута)
Цель: по окончании этапа учащиеся осуществят самостоятельный выбор характера и содержания домашней работы.
Методическая задача: создать условия для самоопределения учащихся в выполнении домашнего задания.
1 |
2 |
3 |
1. Придумайте и разработайте рекламный буклет «Современный город Беларуси», используя дополнительный материал. 2. Найти ответы на вопросы с. 130, вопросы 1–7 учебного пособия по географии |
Самоопределяются в выборе домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник |
Самостоятельный выбор характера и содержания домашней работы учащимися |
Приложение 1
Городское и сельское население Беларуси
Население |
Городское |
Сельское |
||||
… |
… |
|||||
|
|
|||||
Типы |
Городские |
Сельские |
||||
… |
… |
|||||
Классификация городских поселений |
По времени образования |
По времени образования |
||||
… |
… |
|||||
По численности населения |
По численности населения |
|||||
малые |
средние |
большие |
крупные |
крупнейшие |
города-миллионеры |
|
до 20 |
20–100 |
100–250 тыс. чел. |
250–500 тыс. чел |
Более |
Более |
|
Городские поселения |
По выполняемым функциям |
|||||
многофункциональные |
Минск, Гродно, Могилев, Гомель, … |
|||||
промышленные |
|
|||||
агропромышленные |
|
|||||
… |
|
|||||
… |
|
|||||
… |
|
|||||
… |
|
|||||
|
|
|
||||
Классификация сельских поселений |
По форме образования |
По форме образования |
||||
групповая |
рассеянная |
Приложение 2
Приложение 3
Диагностическая карта
Что вы знаете географии |
По этой теме на уроке |
Что нового узнали |
1. Численность населения Беларуси. |
|
|