Городское и сельское население. Урок географии в 9-м классе

- 13:15География. Сценарии, Методичка

 

Надежда ПУМПУР,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Тема: Городское и сельское население.

Класс: 9.

Место урока в теме: 4/5.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Обучающая цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать определения понятия «расселение», «город-спутник», «агрогородок»; уметь характеризовать типы расселения; определять перспективы развития крупных городов и городских агломераций; показывать на карте крупнейшие по численности населения города Беларуси.

Задачи личностного развития учащихся: создать условия для развития интеллектуальных умений (устанавливать причинно-следственные связи между типами расселения и перспективами развития), информационно-аналитических (умение анализировать учебный материал на основе межпредметных связей), организационно-деятельностных (определять «проблемные области» своей учебной деятельности, устанавливать их причины, оценивать продуктивность своей работы на уроке); создать ситуацию для развития у обучающихся мотивов сотрудничества в группах.

Учебно-методическое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация «Путешествие по Беларуси», ориентирующая схема-таблица «Городское и сельское население Беларуси» (Приложение 1), дидактический материал, карта Республики Беларусь (население), атласы, контурные карты, раздаточный материал, учебное пособие по географии для учащихся 9-го класса.

Межпредметные связи: с историей (информация об истории возникновения городов на территории Беларуси), математикой (динамика численности городского и сельского населения).

Принцип организации групповой работы на уроке: группы формируются из учащихся, сидящих за соседними партами в учебном кабинете

 

Ход урока

І Ориентировочно-мотивационный этап (5 минут)

Цель этапа: к окончанию этапа учащиеся будут готовы к эффективному педагогическому взаимодействию с учителем, т.к. их знания и субъективный опыт по теме урока будут актуализированы, учащиеся будут мотивированы на активную учебно-познавательную деятельность в соответствии с поставленными личностно значимыми целями.

Педагогическая задача: обеспечить психологическую настроенность учащихся на работу, сформировать мотивацию к изучению темы урока, актуализировать их опорные знания и субъективный опыт, создать условия для определения личностно значимых целей.

 

1 Организационное начало урока, мотивация учебной деятельности (2 минут) 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

2

3

Обеспечить организационное начало урока. Предлагаю учащимся просмотреть презентацию «Путешествие по Беларуси» (Приложение 2), прием «Разрыв».
Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие по интересным уголкам нашей страны. Все ли населенные пункты вы узнали?
Итак, сегодня нам предстоит знакомство с городским и сельским населением. Запишите тему урока: «Городское и сельское население»

Психологически настраиваются
на работу,
отвечают на вопросы «Путешествия по Беларуси»,
определяют тему урока

Личностная заинтересованность учащихся
в изучении темы урока

 

2 Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся (до 6 минут)

1

2

3

Обеспечить актуализацию «опорных» знаний и субъективного опыта учащихся:
Наше знакомство с новой темой начнется не с «чистого листа». Думаю, что многое вам уже известно. Предлагаю актуализировать ваш опыт. Для этого приглашаю вас поработать с контурной картой с. 16–17 и географическим атласом.
Комментарии к ответам учащихся. Уточнение границы «незнания» учащихся: «город-спутник», Минская агломерация, большие, крупнейшие и крупные города.

Вопрос учащимся: «В чем нам необходимо разобраться сегодня на уроке?»

Выполняют задания по контурной карте.

Учащиеся выявляют свои затруднения в учебном материале, определяют свое «незнание»
в учебном материале

Актуализированные знания учащихся
по теме. Учащиеся обнаружили свою некомпетентность по новой теме урока

 

3 Целеполагание (2 минуты)

1

2

3

Создать условия для определения личностно значимых целей.
Между нашим знанием и незнанием есть пропасть. Для того чтобы ее преодолеть, нужно поработать с диагностической картой (Приложение 3). Отметить, что мы знаем по теме «География населения Беларуси», и что по этой теме на уроке мы узнаем. На рабочих местах у вас имеется раздаточный материал (диагностическая карта).

Если мы сможем ответить на все вопросы, которые выделили, я буду считать, что цель урока достигнута.

Разместить на доске цели, которые будут достигнуты учащимися в процессе работы на уроке

Работают с диагностической картой. Определяют цели, которые будут достигать в процессе работы на уроке, размещают их на доске

Учащиеся определили для себя цель работы
на уроке

 

II Операционно-познавательный этап (25 минут)

Цель: к окончанию этапа учащиеся будут демонстрировать знание и понимание смысла понятий «расселение», «город-спутник», «агрогородок»; демонстрировать умения применять полученные знания при решении эвристических заданий; показывать на карте крупнейшие по численности населения города Беларуси.

Методическая задача: обеспечить условия для усвоения знаний смысла понятий «расселение», «город-спутник», «агрогородок»; формирования умений характеризовать типы расселения; определять перспективы развития крупных городов и городских агломераций; показывать на карте крупнейшие по численности населения города Беларуси посредством вовлечения обучаемых в информационно-поисковую, информационно-аналитическую, эвристическую и коммуникативную деятельность.

 

1 Информационно-поисковая деятельность учащихся по первичному восприятию и усвоению элементов нового учебного материла (5 минут)

1

2

3

Итак, в процессе заселения территории людьми сложилась система расселения. Определение понятия «расселение». Работа с учебником

Давайте вместе установим причины, которые привели к размещению населения по территории? Как изменялась соотношение городского и сельского населения в Беларуси. Причины?
 Работа с раздаточным материалом. Анализ диаграммы «Динамика численности населения». Заполнение схемы-таблицы в рабочей тетради.
Нам предстоит работа в группах.

Первая группа изучает «Типы поселений», вторая – «Классификацию городских поселений по времени образования», используя материал опережающего задания «Происхождение названий древних городов», третья – «Типы городских поселений по численности населения», четвертая – «Функции городов» (это задание предназначено для работы с высокомотивированными учащимися). Ответ каждая группа оформляет в виде схемы в рабочих тетрадях. В качестве помощника у вас есть учебник, а также ваш учитель, раздаточный материал. Используя составленную вами схему, объясните новый материал другим группам

Слушают учителя, анализируют диаграмму, заполняют схему, работают индивидуально,
в группах
по освоению элементов нового учебного материала

Первичное восприятие
и усвоение элементов
нового учебного материала. Продукты информационно-поисковой деятельности учащихся по теме урока

 

2 Информационно-аналитическая деятельность по метапредметному восприятию и освоению элементов нового учебного материала (10 минут)

1

2

3

После изучения материала обсуждение поможет нам сделать новую информацию новым знанием. Учащиеся получили достаточно информации, чтобы выполнить задание в контурной карте, которое не смогли выполнить на этапе актуализаций знаний из-за недостатка знаний. Работа с контурными картами, географическими атласами, географической картой

Дополнительные вопросы: Причины роста городов? Могут ли населенные пункты менять статус? Какие экологические проблемы возникают с ростом городов? Какие показатели характеризуют сельское расселение? Организация обсуждения выполненных учащимися заданий. Работа с географической картой Беларуси (показать крупные города нашей страны, Минскую агломерацию).
В Беларуси в городских поселениях проживает 78 % жителей. В стране 201 город и поселок городского типа. Единственным городом-миллионером является Минск. С 2005 г. некоторые сельские поселения стали преобразовываться в агрогородки.

Слушают учителя, работают индивидуально, в парах по метапредметному освоению учебного материала, обсуждают достигнутые результаты. Работа с контурными картами, географическими атласами, географической картой

Метапредметное восприятие и освоение элементов нового учебного материала

 

3 Эвристическая и коммуникативная виды деятельности учащихся (10 минут)

1

2

3

1. Предлагаю учащимся выполнить эвристическое задание в группах: «Разработать туристический маршрут по Гродненской области. Распределить по маршруту населенные пункты в которых расположены памятники архитектуры, представленные на фотографиях». Контурная карта на с. 30, географический атлас

Выполняют задание в группах

Продукты творческой деятельности
по теме урока

2. Обеспечить коллективное обсуждение продуктов творческой деятельности учащихся

 

Представляют продукты творческой деятельности. Определяют наиболее оригинальную идею

Обобщенные продукты творческой деятельности учащихся

 

III Контрольно-коррекционный этап (до 5 минут)

Цель: по окончании этапа учащиеся осуществят самоконтроль, связанный с новым учебным материалом и коррекцию возможных ошибок.

Методическая задача: организовать самоконтроль усвоенных предметных знаний и умений по новой теме, скорректировать возможные ошибки в понимании учащимися нового материала посредством выполнения заданий безотметочного географического диктанта.

1

2

3

1. Предлагаю учащимся вернуться к презентации, которую демонстрировали на организационном этапе урока. В ней были неизвестные вопросы, на которые учащиеся смогли ответить, изучив новую тему. Ответы учащихся.

Предлагаю учащимся выполнить безотметочный географический диктант

Выполняют задания безотметочного географического диктанта, которые соответствуют познавательной цели данного урока, сверяют полученную картину с эталоном, фронтально обсуждают ошибки
и их причины

Обнаружение учащимися своей компетентности или своих ошибок
и затруднений, связанных с новым учебным материалом

2. Обеспечить коррекцию усвоенного учащимися учебного материала

Исправляют
и обсуждают
с учителем ошибки, уточняют неверно выполненные задания

Полная коррекция допущенных учащимися ошибок по материалу новой темы

 

IV Этап рефлексии и самооценки учебной деятельности (до 5 минут)

Цель: по окончании этапа учащиеся осуществят самооценку, связанную с новым учебным материалом и в качестве домашнего задания сделают коррекцию возможных ошибок.

Методическая задача: обеспечить самоконтроль усвоенных предметных знаний и умений по новой теме, скорректировать возможные ошибки в понимании школьниками нового материала посредством заполнения карты «Я завтра… Я сегодня…».

1

2

3

Предлагаю учащимся заполнить карту

Оценивают достигнутые результаты (знания и способы деятельности) эффективность своей работы на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления

Индивидуальные результаты деятельности, достигнутые на уроке учащимися, проанализированы и осмыслены

 

V Этап определения и формулировки домашнего задания (1 минута)

Цель: по окончании этапа учащиеся осуществят самостоятельный выбор характера и содержания домашней работы.

Методическая задача: создать условия для самоопределения учащихся в выполнении домашнего задания.

1

2

3

1. Придумайте и разработайте рекламный буклет «Современный город Беларуси», используя дополнительный материал.

2. Найти ответы на вопросы с. 130, вопросы 1–7 учебного пособия по географии

Самоопределяются в выборе домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник

Самостоятельный выбор характера и содержания домашней работы учащимися

 

Приложение 1

Городское и сельское население Беларуси

Население

Городское

Сельское

 

 

Типы
поселений

Городские

Сельские

Классификация городских поселений

По времени образования

По времени образования

По численности населения

По численности населения

малые

средние

большие

крупные

крупнейшие

города-миллионеры

до 20
тыс. чел

20–100
тыс. чел

100–250 тыс. чел.

250–500 тыс. чел

Более
500 тыс. чел

Более
1 млн. чел.

Городские поселения

По выполняемым функциям

многофункциональные

Минск, Гродно, Могилев, Гомель, …

промышленные

 

агропромышленные

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация сельских поселений

По форме образования

По форме образования

групповая

рассеянная

 

Приложение 2

Презентация 

 

Приложение 3

Диагностическая карта

Что вы знаете географии
населения Беларуси

По этой теме на уроке
я хочу узнать…

Что нового узнали
о городском и сельском населении?
Чему научились?

1. Численность населения Беларуси.
2. Причины снижения численности населения.
3. Определение понятия «расселение».
4. Что такое размещение населения.
5. Что такое плотность населения.
6. Что такое «город-спутник».
7. Что такое «рождаемость».
8. Что такое «смертность».
9. Что такое «естественный прирост населения».
10. Что такое депопуляция.
11. Что такое «агрогородок».
12. В чем заключается особенности возрастной структуры населения Беларуси.
13. Люди, каких национальностей живут на территории Беларуси.
14. Какие виды миграций характерны для Беларуси.
15. Какие типы расселения характерны для Беларуси.
16. Каковы перспективы развития крупных городов и городских агломераций.
17. Показывать на карте крупнейшие по численности населения города Беларуси

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий