Школа юных пожарных. Занятие для детей старшей группы (5–6 лет) по образовательной области «Ребенок и общество»

- 13:38Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Елена ХВАТ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 15 г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

Программные задачи:

– формировать у детей представления о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья;
– продолжать формировать умения безопасного обращения с предметами, основы правильного поведения в опасных ситуациях;
– развивать познавательный интерес к профессии спасателя;
– воспитывать осторожность, осмотрительность, дисциплинированность. 

Дидактический материал и оборудование: телефон; карточки и сюжетные картинки по пожарной безопасности; таблицы по правилам пожарной безопасности; предметы для игры «Где прячутся опасности»; макет костра; ведра с песком, водой, листьями, опилками, землёй, шишками; пластиковая бутылка; макет огнетушителя; макет пожарного рукава; плотная ткань; материал для опытов: металлические подносы, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землёй, стеклянный сосуд; памятки по пожарной безопасности; ёлка с «петардами» (макет); коробка с новогодними игрушками; мусорное ведро. 

Предварительная работа: чтение произведения Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»; инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом»; сюжетно-ролевая игра «Вызов пожарных»; рассматривание иллюстраций по пожарной безопасности; решение проблемных ситуаций, разыгрывание мини-сценок по теме «Где прячутся опасности».

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Телефонный звонок, звучит голос по громкой связи.

– Это старшая группа яслей-сада № 15 города Слонима? Здравствуйте, ребята, это пожарный инспектор. В связи с наступлением зимы, приближением новогодних праздников участились случаи пожаров. Во избежание этих бед, предлагаю вам помочь службе спасения – стать юными пожарными. Для этого вам нужно показать свои знания и умения по пожарной безопасности в специальной школе, куда я вас и приглашаю. До встречи на познавательных уроках!

Воспитатель дошкольного образования (далее – Воспитатель): Как вы думаете, какими качествами должны обладать юные пожарные? (Ответы детей.)

Конечно, юные пожарные должны быть смелыми и решительными, сильными и выносливыми, дисциплинированными и ответственными. А как вы думаете, в чем заключается работа спасателя? (Ответы детей.)

Спасатель должен ориентироваться на местности, уметь оказывать первую медицинскую помощь, тушить пожары, владеть оборудованием и приспособлениями для тушения пожара, навыками разбора завалов и извлечения людей из огня. Итак, вы хотите быть готовыми к непредвиденным ситуациям, которые могут встретиться в жизни? (Ответы детей.) В путь…

 

Дети друг за другом проходят в музыкальный зал, условно разделенный на мини-классы: лабораторию, класс для проведения дидактических игр, класс для практических занятий.

 

Воспитатель: Вот мы и пришли в необычную увлекательную школу юных пожарных. Помните про главное качество пожарных – это дисциплинированность. Посмотрите, что необычного в школе юных пожарных? (Ответы детей.) Правильно, в этой школе мы видим средства тушения пожара, материалы для опытов и экспериментов, карточки с изображением опасных ситуаций, таблицы по правилам пожарной безопасности. Наш первый урок пройдет в экспериментальной лаборатории. Здесь проводят опыты с огнем, поэтому будьте очень внимательны и аккуратны.

 

Урок «Будь осторожен»

Воспитатель: Как вы считаете, могут ли дети брать в руки спички? Почему нет? (Ответы детей.) Вывод: спички людям необходимы, но детям брать их нельзя ни в коем случае, потому что красивый огонек причиняет боль, обжигая пальцы. А если спичку бросить – может возникнуть пожар. Спичками могут пользоваться только взрослые.

 

На металлическом подносе воспитатель зажигает свечи.

– Когда мы зажгли свечи, что вы увидели? (Ответы детей.)
– Какие они? (Ответы детей.)
– Можно ли к ним прикоснуться? (Ответы детей.)
– Почему? Объясните. (Ответы детей.)
– Вывод: действительно, огонь – стихия яркая, но в то же время очень опасная!

 

Опыт с водой

Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? Чего боится огонь? (Ответы детей.) Давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории хранятся материалы, которые можно использовать для тушения огня. Проведем опыт – на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит? Почему? (Ответы детей.)

 

Опыты с песком, стеклянным сосудом

Воспитатель:

Горящую свечу засыплем песком. Что происходит с огнем? Почему? (Ответы детей.)

Горящую свечу плотно накроем стеклянным сосудом. Что происходит с огнем? Почему? (Ответы детей.)

Вывод: без воздуха огонь существовать не может. Когда доступ воздуха в сосуд прекращается, огонь гаснет. Поэтому небольшое возгорание можно потушить с помощью песка или набросив на пламя плотную ткань.

Чем можно потушить пожар? (Ответы детей.)
Что нужно делать, если пожар все-таки случился? (Ответы детей.)
Вы молодцы! На этом наша работа в лаборатории закончена.

 

Урок чрезвычайных ситуаций

 

Игра «Опиши ситуацию»

Воспитатель: Перед вами лежат сюжетные картинки. Необходимо рассмотреть их, выбрать одну, описать пожароопасную ситуацию и рассказать, что нужно делать в сложившихся обстоятельствах (Ответы детей.)

Вывод: ребята, вы видите, что причин для возникновения пожара много, но их можно избежать, если быть внимательными, осторожными и следовать правилам пожарной безопасности.

 

Игра «Где прячутся опасности»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат разные предметы, вам необходимо выбрать один предмет, который может сгореть в огне, и объяснить причину сгорания (Ответы детей.)

Вы хорошо справились с заданием. Но всегда нужно помнить о том, что нельзя бросать в огонь разные предметы. Каждый предмет при нагревании ведет себя по-разному: баллончики и банки взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить. Пластмасса выделяет ядовитые вещества; вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнем несут в себе опасность.

 

Физкультминутка «Украсим елку безопасно»

В качестве музыкального сопровождения можно использовать песню «Спасатели», музыка и слова А.Позднякова.

 

Воспитатель: Спасатели совершенствуют ловкость, волевую закалку в пожарно-тактических учениях, тренировках, состязаниях. Сейчас мы поиграем в игру «Украсим елку безопасно». Разделяемся на две команды. Ваша задача – быстро добежать до елки, снять одну петарду, бросить ее в мусорное ведро и повесить на елку одно новогоднее украшение. Победит та команда, которая быстрее развесит все новогодние украшения. (Ребята делятся на равные по количеству участников команды. Под музыку подбегают к елке, снимают «петарду», выбрасывают в мусорное ведро и вешают на елку новогодние шары. Выигрывает команда, быстрее и без потерь закончившая эстафету.)

Славно мы провели состязание «Украсим елку безопасно» и запомнили, что нельзя украшать елку петардами, так как это может привести к пожару.

 

Урок «Я б в спасатели пошел…»

Под «Марш пожарных» (музыка В.Шубина) входит взрослый, исполняющий роль спасателя в боевой одежде.

Спасатель: Здравствуйте, ребята. Я – спасатель. Пришел к вам за помощью. Вы готовы стать юными пожарными и оказывать помощь в опасных ситуациях? Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания.

– Как называется одежда спасателя-пожарного и почему мы работаем именно в такой одежде? (Ответы детей.)
– По какому номеру нужно звонить при возникновении пожара? (Ответы детей.)
– Что нужно сообщить по телефону при вызове пожарной службы? (Ответы детей.)
– С чем нельзя играть детям? (Ответы детей.)
– Почему нельзя детям включать электроприборы самостоятельно? (Ответы детей.)
– Как нужно вести себя, если случился пожар? (Ответы детей.)

Спасатель: Результаты проверки знаний подтверждают, что вы достойны стать юными пожарными.

Самое важное для пожарных – умение тушить пожар. Поэтому, сейчас предлагаю проверить ваши практические навыки. На окраине города ребята жгли костер, ушли домой, не затушив огонь. Вам необходимо самостоятельно выбрать одно средство тушения пожара и отнести к огню (Дети выполняют задание).

Давайте посмотрим, какие предметы вы использовали для тушения пожара. Объясните почему. (Ответы детей.)

Какие предметы остались неиспользованными? Назовите причину (Ответы детей.).

Молодцы, ребята, вы выбрали необходимые средства пожаротушения и быстро справились с огнём.

Ребята, вы уже много знаете и умеете, вы настоящие юные пожарные. В память о наших уроках в школе юных пожарных я дарю вам памятки по пожарной безопасности и на прощание хочу дать совет:

Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем!

 

Заключение

Воспитатель: Быстро пролетело время увлекательных занятий в школе юных пожарных. Главное, что вы должны запомнить, попав в опасную для жизни ситуацию, важно подавить в себе страх, уметь действовать решительно и отважно. А найти из неё выход помогут вам полученные знания. Ваша безопасность – в ваших руках!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий