Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Урок русского языка в 7-м классе

- 15:46Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Урок русского языка в 7-м классе

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Цель

Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:

– знать особенности действительных и страдательных причастий, грамматические признаки действительных и страдательных причастий, формообразовательные суффиксы действительных и страдательных причастий и факторы, от которых они зависят;
– уметь правильно употреблять действительные и страдательные причастия в речи.

Задачи развития и воспитания:

– способствовать развитию умения учащихся самостоятельно решать учебные задачи, анализировать;
– создать ситуации, способствующие воспитанию уважительного отношения к родине

Презентация

 

Ход урока

1 Организационный момент

2 Мотивационный этап

Слово учителя:

– Продолжите эти строчки. Кто их автор? Какова тема стихотворения «Бородино»? А основная мысль? (Патриотизм русских воинов, гордость за свою страну).

Сегодня тема патриотизма актуальна так же, как и в XIX веке. В неспокойное время каждый из нас переживает за будущее своей страны.

 

3 Актуализация знаний

– Запишите этот отрывок. Объясните графически пунктуацию (один человек – у доски).

Самопроверка выполнения упр. 164 по слайду

Опрос по теме. Проверка двух письменных домашних работ.

 

4 Тема

– Можете ли вы определить разновидность причастия?
– Мы продолжаем изучать тему «Причастие» и сегодня знакомимся с двумя разновидностями причастий. (Запись темы).

 

5 Целеполагание

– Опираясь на тему, сформулируйте цель урока:

Узнать…
Научиться…

 

6 Изучение новой темы

1) Беседа:

– Что вы помните с уроков белорусского языка? (незалежны/залежны стан)
– Сравните: 

Победивший воин Побеждённый воин
Любящий родину Любимый родиной
Действительные Страдательные

– Кто выполняет действие в каждом словосочетании?
– Как называются деепричастия в каждой из колонок? Ответ ищите в учебнике.

 

2) Работа с учебником (с. 83–84)

– На какие две группы делятся действительные и страдательные причастия? (Настоящего и прошедшего времени)
– Помимо лексического значения, какой ещё признак поможет отличить действительные причастия от страдательных? (Суффиксы)
– Восстановите таблицу «Суффиксы причастий» (с. 84)

 

Действительные

Страдательные

настоящее время

прошедшее время

настоящее время

прошедшее время

ночующий

 

 

спаленной

белеющих

вспомни-вш-ий

люб-им-ый

покрытую

– Дополните таблицу примерами из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина».

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…

Чета – семейная пара.

 

Физкультминутка

 

7 Закрепление

1) Упр. 167. Определите вид причастия, дополните таблицу.

Действительные

Страдательные

настоящее время

прошедшее время

настоящее время

прошедшее время

бегущая

залаявшая

отапливаемая

скошенная

падающий

разлившаяся

доказываемая

разрушенный

 

 

 

поставленная

 

2) Упр. 168 – устно. Правильно употребите причастия.

Бриз – ветер.

 

3) Упр. 170 – устно (озвучивание таблицы).

Переходность определяем по вопросам кого? что?

 

4) Упр. 171. Образование причастий от глаголов (один учащийся выполняет у доски, остальные – по рядам).

Разобрать (сов., перех.) – разобра-вш-ий (д., пр.), разобра-нн-ый (с., прош.)

Зависеть (несов., неперех.) – завис-ящ-ий (д., наст.), зависе-вш-ий (д., пр.), завис-им-ый (с., наст.)

Катать (несов.. перех.) – ката-ющ-ий (д., наст.), ката-вш-ий (д., пр.), ката-ем-ый (с., наст.), ката-нн-ый (с., пр.)

Смеяться (несов., неперех.) – сме-ющ-ийся (д., наст.), смея-вш-ийся (д., прош.).

 

8 Обобщение

Заполнение кластера

Определение вида глагола спалённая (страдат., прош. вр.).

 

9 Итоги урока. Оценивание (проверка 3–5 тетрадей + балл за ответы, если они были).

 

10 Домашнее задание

§21, 22, упр. 172

 

11 Рефлексия

– Используя причастие, оцените работу на уроке, определите вид причастия.

– взволнованный
– заинтересованный
– уставший
– удивлённый
– обогащённый
– разочаровавшийся

– Говоря о причастиях, мы с вами вспомнили и о том, как важно любить свою страну и заботиться о её благополучии. А как вы можете доказать свою любовь? Конечно, своими знаниями и прилежным поведением. Спасибо за урок!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий