Слова с двумя корнями. Урок русского языка в 3-м классе
Татьяна ШАЛКЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Порозовская средняя школа»
Свислочского района,
Гродненская область
Цель: совершенствование умения подбирать однокоренные слова для проверки правописания безударных гласных.
Задачи:
– учить делать элементарный словообразовательный анализ, связывать состав слова с его значением и правописанием, наблюдать за значением сложных слов;
– упражнять в нахождении и образовании «необычных» слов;
– развивать связную речь учащихся;
– воспитывать необходимость соблюдения правил дорожного движения, бережное отношение к природе, уважительное отношение к людям различных профессий.
Оборудование: карточки для дифференцированных заданий, карточки для работы в группе, опора на правописание соединительных гласных, ЭСО, учебник «Русский язык» – 3-й класс, тетради.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Слова с двумя корнями. Урок русского языка в 3-м классе. Презентация
Ход урока
I Организационный момент (до 2 мин.)
Задача: обеспечить психологическую готовность класса, организовать внимание всех учащихся, подготовить к работе.
– Я предлагаю начать наш урок с игры в слова. По цепочке букв прочитайте пословицу (запись на доске).
НЕБУДЬТОРОПЛИВАБУДЬПАМЯТЛИВ.
(Не будь тороплив, а будь памятлив.)
– Чему учит эта пословица? Как вы считаете, зачем человеку нужна память? (Ответы.)
– Можно ли эту пословицу применить к нашему уроку?
– Что нужно делать на уроке, чтобы получить хорошие знания? (Думать и запоминать самое главное.)
II Проверка домашнего задания (фронтальная работа, до 2 мин.)
Задача: актуализировать знания по теме.
– На какую тему вы выполняли домашнее задание? (Однокоренные слова.)
– Чему научились с помощью выполнения домашнего задания? (Находить однокоренные слова и определять корень.)
– Какие трудности встретились при выполнении домашнего задания?
III Орфографическая разминка и минутка чистописания (до 5 мин.)
Задача: подвести учащихся к формулированию темы и постановке основных задач урока, сформулировать тему с помощью учащихся, уточнение учителем темы и задач урока.
Чтоб ошибок избежать –
Сейчас проверить можешь сам, –
Зоркость будем развивать,
Свое внимание к словам.
В..да, в..сло, сн..жок, г..ра, л..совоз.
– Прочитайте слова. Какие буквы надо вставить в словах? На какое правило? Как проверить их написание? (Стихотворение-напоминалка: Если буква гласная вызовет сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.)
Письмо букв О, Е. (Образец учителя – на доске)
– Сейчас выполним самостоятельную работу. Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, выделите корень (Среди слов – слово с двумя корнями).
Проверка выполнения задания (взаимопроверка).
– Во всех ли словах было легко найти корень? Какое необычное слово встретилось? Как образовалось это слово? Если слово образовалось с помощью двух слов, то сколько в нем будет корней? (Два.)
– Как вы считаете, а слово, у которого не один, а два корня, будет простым или сложным? (Сложным.)
– С какими словами мы сегодня познакомимся? Давайте попробуем сформулировать тему урока? (Дети формулируют с помощью учителя тему урока).
IV Тема и задача урока (Тема и задачи урока записаны на доске)
Задача: уточнение учителем темы и задачи урока.
– Сегодня мы с вами побываем в Стране слов и познакомимся со словами, в которых два корня. Будем находить слова с двумя корнями. Узнаем, как образовались сложные слова и их значение. Будем образовывать сложные слова и учиться их писать. Тема нашего урока – «Слова с двумя корнями».
Прогноз. Как думаете, как вы справитесь с задачей урока?
(Прогностическая самооценка с использованием памятки по оценке знаний)
V Изучение новой темы (до 15 мин)
Задача: в процессе организации коллективной, парной и групповой работы формировать у учащихся представление о сложных словах и их правописании. Совершенствовать навыки в подборе однокоренных слов и определении корня.
– Отгадайте загадки (коллективная работа). (Слайды 1–5)
– Записываем слова. Определяем, как образовались слова и сколько корней в этих словах. Выделяем корни. Объясняем написание слов.
1. Он один имеет рог?
Кто же это? … (Носорог)
2. Славлюсь я хорошим вкусом,
Я глотаю вкусный мусор,
Я жужжу, как сотни ос,
Я весёлый … (Пылесос)
3. Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен … (Мухомор)
Воспитательный момент. Использование межпредметных связей с предметом “Человек и мир”.
– Положим ли мы мухоморы в корзинку?
– Какие ещё ядовитые грибы знаете?
– А какую пользу лесу приносят ядовитые грибы? (Ответы детей).
4. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое? (Самолёт)
5. Красный: ясно, путь опасный,
Жёлтый: то же, что и красный.
А зелёный – не зевай,
Проходи и не мешай! (Светофор)
Словарная работа (фор – подающий свет).
Воспитательный момент.
– На какой свет можно переходить улицу?
– Какие ещё правила дорожного движения вы знаете?
– Для чего нужны светоотражающие элементы в тёмное время суток?
– Почему важно знать и выполнять правила дорожного движения? (Ответы детей).
Работа с учебником (работа в парах)
Упражнение 141.
– Прочитайте. Найдите названия профессий. Подумайте, как образовались слова.
– Запишите слова с двумя корнями, которые обозначают названия профессий, обозначьте в них корни.
– Кем вы хотите стать в будущем? Почему именно эту профессию для себя хотите выбрать? Какими качествами должны обладать люди этой профессии?
Физкультминутка (до 2 мин.)
Задача: Создать условия для снятия эмоционального напряжения и усталость.
Упражнения выполняются под музыку согласно тексту. Упражнение для глаз с использованием офтальмотренажёра.
Обращение к задачам урока, которые были поставлены в начале урока и определение, с какими задачами справились, над какой будем сейчас работать
Работа в группе
– Составьте сложные слова, используя данные корни. Не забудьте о гласной между корнями (С использованием наглядности на доске, опоры правописания соединительных гласных).
Книг, ход, верх, дым, люб, вод, пар, лаз, воз, скал. е о
Проверка выполнения работы в группе.
Оценка знаний на этапе изучения новой темы.
VI Закрепление знаний. Дифференцированные задания на выбор (до 13 мин.)
Задача: организовать выполнение самостоятельной работы с целью проверки уровня усвоения новой темы.
Карточка № 1
– Найдите в таблице слова с двумя корнями, обозначьте корень (1 балл)
тихоня | птичница |
тихоходный | камнепад |
птицелов | луноход |
звездочёт | мышеловка |
самолёт | командующий |
Карточка № 2
– Напишите слова по их значению. Обозначьте корни в словах (2 балла)
1) Машина, которая возит лес…
2) Время, когда опадают листья …
3) Время, когда косят траву …
4) Птица, которая ловит мух…
5) Человек, который любит ходить пешком…
6) Машина, которая возит молоко…
Слова (ключ): лесовоз, листопад, сенокос, мухоловка, пешеход, молоковоз.
Карточка № 3
– Составьте и запишите по картинкам сложные слова. Не забудьте о гласной между корнями. С одним из слов составьте предложение. (3 балла)
Слова: водопад, снегопад, гололёд, самовар, вертолёт, бензовоз, пешеход.
Проверка выполнения заданий.
VII Подведение итогов урока. Рефлексия (до 3 мин.)
Задача: организовать рефлексию с целью проверки усвоения учащимися материала урока.
– В какой стране мы побывали?
– С какими необычными словами познакомились?
Использование приёма «Незаконченное предложение»
– Закончите фразы:
«Я на уроке узнал…».
«Мне было интересно…».
«Трудно было …».
– Со всеми ли задачами, поставленными в начале урока, справились?
Оценка работы на уроке (самооценка, оценка учителем; до 1 мин.)
Задача: организовать самооценку учащимися уровня своей деятельности на уроке.
– Оцените свою работу на уроке (Оценивание учащимися своей работы на уроке и соотношение с прогнозом в начале урока).
– Пригодилась ли вам пословица, которую открыли для себя в начале урока?
VIII Домашнее задание (до 1 мин)
Упр. 144 (инструкция по выполнению).