Слова с двумя корнями. Урок русского языка в 3-м классе  

- 13:03Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Слова с двумя корнями. Урок русского языка в 3-м классе  

Татьяна ШАЛКЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Порозовская средняя школа»
Свислочского района,
Гродненская область

 

 

Цель: совершенствование умения подбирать однокоренные слова для проверки правописания безударных гласных.

Задачи:

– учить делать элементарный словообразовательный анализ, связывать состав слова с его значением и правописанием, наблюдать за значением сложных слов;
– упражнять в нахождении и образовании «необычных» слов;
– развивать связную речь учащихся;
– воспитывать необходимость соблюдения правил дорожного движения, бережное отношение к природе, уважительное отношение к людям различных профессий.

Оборудование: карточки для дифференцированных заданий, карточки для работы в группе, опора на правописание соединительных гласных, ЭСО, учебник «Русский язык» – 3-й класс, тетради.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Слова с двумя корнями. Урок русского языка в 3-м классе. Презентация

 

Ход урока

I Организационный момент (до 2 мин.)

Задача: обеспечить психологическую готовность класса, организовать внимание всех учащихся, подготовить к работе.

–  Я предлагаю начать наш урок с игры в слова. По цепочке букв прочитайте пословицу (запись на доске).

НЕБУДЬТОРОПЛИВАБУДЬПАМЯТЛИВ.
(Не будь тороплив, а будь памятлив.)

– Чему учит эта пословица? Как вы считаете, зачем человеку нужна память? (Ответы.)

– Можно ли эту пословицу применить к нашему уроку?

– Что нужно делать на уроке, чтобы получить хорошие знания? (Думать и запоминать самое главное.)

 

II Проверка домашнего задания (фронтальная работа, до 2 мин.)

Задача: актуализировать знания по теме.

– На какую тему вы выполняли домашнее задание? (Однокоренные слова.)

– Чему научились с помощью выполнения домашнего задания? (Находить однокоренные слова и определять корень.)

– Какие трудности встретились при выполнении домашнего задания?

 

III Орфографическая разминка и минутка чистописания (до 5 мин.)

Задача: подвести учащихся к формулированию темы и постановке основных задач урока, сформулировать тему с помощью учащихся, уточнение учителем темы и задач урока.

Чтоб ошибок избежать –
Сейчас проверить можешь сам, –
Зоркость будем развивать,
Свое внимание к словам.

В..да, в..сло, сн..жок, г..ра, л..совоз.

– Прочитайте слова. Какие буквы надо вставить в словах? На какое правило? Как проверить их написание? (Стихотворение-напоминалка: Если буква гласная вызовет сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.)

Письмо букв О, Е. (Образец учителя – на доске)

– Сейчас выполним самостоятельную работу. Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, выделите корень (Среди слов – слово с двумя корнями). 

Проверка выполнения задания (взаимопроверка).

– Во всех ли словах было легко найти корень? Какое необычное слово встретилось? Как образовалось это слово? Если слово образовалось с помощью двух слов, то сколько в нем будет корней? (Два.)

– Как вы считаете, а слово, у которого не один, а два корня, будет простым или сложным? (Сложным.)

– С какими словами мы сегодня познакомимся? Давайте попробуем сформулировать тему урока? (Дети формулируют с помощью учителя тему урока).

 

IV Тема и задача урока (Тема и задачи урока записаны на доске)

Задача: уточнение учителем темы и задачи урока.

– Сегодня мы с вами побываем в Стране слов и познакомимся со словами, в которых два корня. Будем находить слова с двумя корнями. Узнаем, как образовались сложные слова и их значение. Будем образовывать сложные слова и учиться их писать. Тема нашего урока – «Слова с двумя корнями».

Прогноз. Как думаете, как вы справитесь с задачей урока?

(Прогностическая самооценка с использованием памятки по оценке знаний)

 

V Изучение новой темы (до 15 мин)

Задача: в процессе организации коллективной, парной и групповой работы формировать у учащихся представление о сложных словах и их правописании. Совершенствовать навыки в подборе однокоренных слов и определении корня.

– Отгадайте загадки (коллективная работа). (Слайды 1–5)

– Записываем слова. Определяем, как образовались слова и сколько корней в этих словах. Выделяем корни. Объясняем написание слов.

1. Он один имеет рог?
Кто же это? … (Носорог)

2. Славлюсь я хорошим вкусом,
Я глотаю вкусный мусор,
Я жужжу, как сотни ос,
Я весёлый … (Пылесос)

3. Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен … (Мухомор)

 

Воспитательный момент. Использование межпредметных связей с предметом “Человек и мир”.

– Положим ли мы мухоморы в корзинку?

– Какие ещё ядовитые грибы знаете?

– А какую пользу лесу приносят ядовитые грибы? (Ответы детей).

4. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое? (Самолёт)

5. Красный: ясно, путь опасный,
Жёлтый: то же, что и красный.
А зелёный – не зевай,
Проходи и не мешай! (Светофор)

Словарная работа (фор – подающий свет).

Воспитательный момент.

– На какой свет можно переходить улицу?

– Какие ещё правила дорожного движения вы знаете?

– Для чего нужны светоотражающие элементы в тёмное время суток?

– Почему важно знать и выполнять правила дорожного движения? (Ответы детей).

Работа с учебником (работа в парах)

Упражнение 141.

– Прочитайте. Найдите названия профессий. Подумайте, как образовались слова.

– Запишите слова с двумя корнями, которые обозначают названия профессий, обозначьте в них корни.

– Кем вы хотите стать в будущем? Почему именно эту профессию для себя хотите выбрать? Какими качествами должны обладать люди этой профессии?

 

Физкультминутка (до 2 мин.)

Задача: Создать условия для снятия эмоционального напряжения и усталость.

Упражнения выполняются под музыку согласно тексту. Упражнение для глаз с использованием офтальмотренажёра.

Обращение к задачам урока, которые были поставлены в начале урока и определение, с какими задачами справились, над какой будем сейчас работать

 

Работа в группе

– Составьте сложные слова, используя данные корни. Не забудьте о гласной между корнями (С использованием наглядности на доске, опоры правописания соединительных гласных).

Книг, ход, верх, дым, люб, вод, пар, лаз, воз, скал.    е  о

Проверка выполнения работы в группе.

Оценка знаний на этапе изучения новой темы.

 

VI Закрепление знаний. Дифференцированные задания на выбор (до 13 мин.)

Задача: организовать выполнение самостоятельной работы с целью проверки уровня усвоения новой темы.

Карточка № 1

– Найдите в таблице слова с двумя корнями, обозначьте корень (1 балл)

тихоня птичница
тихоходный камнепад
птицелов луноход
звездочёт мышеловка
самолёт командующий

 

Карточка № 2

– Напишите слова по их значению. Обозначьте корни в словах (2 балла)

1) Машина, которая возит лес…
2) Время, когда опадают листья …
3) Время, когда косят траву …
4) Птица, которая ловит мух…
5) Человек, который любит ходить пешком…
6) Машина, которая возит молоко…

Слова (ключ): лесовоз, листопад, сенокос, мухоловка, пешеход, молоковоз.

 

Карточка № 3

– Составьте и запишите по картинкам сложные слова. Не забудьте о гласной между корнями. С одним из слов составьте предложение. (3 балла)

Слова: водопад, снегопад, гололёд, самовар, вертолёт, бензовоз, пешеход.

 

Проверка выполнения заданий.

 

VII Подведение итогов урока. Рефлексия (до 3 мин.)

Задача: организовать рефлексию с целью проверки усвоения учащимися материала урока.

– В какой стране мы побывали?

– С какими необычными словами познакомились?

Использование приёма «Незаконченное предложение»

– Закончите фразы:

«Я на уроке узнал…».
«Мне было интересно…».
«Трудно было …».

– Со всеми ли задачами, поставленными в начале урока, справились?

 

Оценка работы на уроке (самооценка, оценка учителем; до 1 мин.)

Задача: организовать самооценку учащимися уровня своей деятельности на уроке.

– Оцените свою работу на уроке (Оценивание учащимися своей работы на уроке и соотношение с прогнозом в начале урока).

– Пригодилась ли вам пословица, которую открыли для себя в начале урока?

 

VIII Домашнее задание (до 1 мин)

Упр. 144 (инструкция по выполнению).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий