Как мы дышим. Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Ребёнок и природа»

- 12:22ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен сценарий занятия для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Ребёнок и природа».

 

 

Елена РУДАКОВА,
воспитатель дошкольного учреждения
ДУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область

 

Тема: «Как мы дышим».

Программные задачи:

– обогащать и расширять представления дошкольников о функционировании человеческого организма, знакомить детей с органами дыхания;
– формировать умение беречь своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих;
– развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
– воспитывать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни, вызвать негативное отношение к вредным привычкам.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях, занятия на тему «Человек и его здоровье».

Материал: презентация, набор ароматических бутылочек, соломинки и стаканчики с водой, фотоснимки с изображением жилых домов, заводов, парков.

Презентация: КАК МЫ ДЫШИМ

Ход занятия

 

Дети:

Здравствуй, здравствуй, милый друг (здороваются за руки).
Здравствуй, здравствуй, повернись вокруг (поворачиваются).

Здравствуй, здравствуй, головкой поклонись (кланяются).
Здравствуй, здравствуй, мне ты улыбнись (улыбаются друг другу).
Здравствуй, здравствуй, крепко обнимись (обнимают друг друга).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья (слайд № 2). Давайте поздороваемся и мы (проводится коммуникативная игра «Здравствуй»).

Воспитатель: А сейчас присядьте и послушайте легенду о здоровье человека (слайд № 3).

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов. Значит, здоровье спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе … в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Что значит быть здоровым? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами уже много говорили о строении человеческого тела, о его жизненно важных органах, о том, как важно быть здоровым. Сегодня мы с вами поговорим ещё об одном очень важном для человека органе. Но о каком, вы попробуйте догадаться, отгадав загадку:

Вот гора, а у горы – две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит.

Правильно – это нос (слайд № 4). Посмотрите друг на друга, рассмотрите ваши носики. Все они разные. Обратите внимание, что бывают носы прямые, курносые, пуговкой или картошкой (слайд № 5). Но все они нужны и важны. Ребята, а что умеют ваши носики? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Нос очень чувствителен к запаху. Запах – облачко невидимых частиц, которые издают большинство предметов. Давайте отгадаем эти предметы по запаху. Каждый из вас пусть возьмёт баночку и постарается догадаться по запаху, какой предмет в ней находится (дети проводят эксперимент).

– Запах чего ты почувствовал из этой баночки?
– Что ты можешь о нём рассказать?
– Какой он?

Наш нос чувствует все запахи, хорошие и плохие, и этим предупреждает нас об опасности. Поэтому человек избегает тех предметов, которые плохо пахнут.

Рассмотрите, ребята, ещё раз ваши носики и скажите, что есть общее у каждого носа? Правильно. В носу у каждого человека есть ноздри, перегородка из хрящей и волоски.

– Как вы думаете, зачем человеку ноздри?
– Какую функцию в носу выполняют волоски?

А нужны волоски для того, чтобы задерживать пылинки, попавшие с воздухом при вдохе, очищают и согревают воздух, когда мы дышим. Стенки носовых каналов в носу покрыты слизью.

– Как вы думаете, для чего она нужна?

Слизь делает воздух влажным, что тоже помогает правильному дыханию. Но при заболевании слизь набухает, перекрывает носовой канал. Поэтому нам становится трудно дышать. Избытки её надо обязательно вычищать сильным выдохом в носовой платок (слайд № 6). Поэтому носовой платок должен всегда быть рядом с вами.

Воспитатель: Ребята, когда у человека насморк, заложен нос, что ему помогает дышать?

– Удобно ли дышать ртом?
– Почему? (Ответы детей)

Ротовое дыхание очень вредно для здоровья, так как с воздухом через рот попадают микробы, а холодный воздух опасен для горла. А вот когда мы дышим через нос, воздух, путешествуя по его длинным каналам, успевает согреться (слайд № 7). Очищенный и согретый в носу воздух через «живые» трубочки попадает в лёгкие. Поэтому, в холодную погоду, очень важно дышать именно носом.

Воспитатель: А куда воздух попадает через носик? Правильно! В лёгкие. Лёгкие состоят из двух половинок – правой и левой (слайд № 8). Защищены они рёбрами (слайд № 9). В них много воздуха. Этот воздух можно увидеть, если его выдувать через трубочки в воде. Давайте попробуем (дети экспериментируют).

Если выдуть много воздуха, то можно устроить бурю (дети дуют сильнее). Если набрать полные лёгкие воздуха, задержать его, а потом подуть друг на друга, то получится ветер (дети дуют друг на друга).

Как работают лёгкие можно проверить ещё одним способом. Для этого нужно обхватить себя ладонями обеих рук за бока повыше пояса. Нащупайте рёбра и глубоко вдохните воздух. Чувствуете, как расширяются рёбра под ладонями, как надуваются лёгкие? А сейчас резко выдохните воздух и ощутите, как сужается грудная клетка и выталкивает воздух из лёгких.

– Как вы думаете у людей, какой профессии хорошо развиты лёгкие (слайд № 10)? Правильно. Именно физические упражнения и занятия спортом помогают людям укреплять своё здоровье и развивать органы дыхания.

Ребята, а вы знаете, что некоторые люди не берегут своё здоровье и свои лёгкие.

– Как вы думаете, что вредно для органов дыхания (слайд № 11)? (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно, очень вредно для лёгких курение, загазованный и загрязнённый воздух. Вот что происходит с лёгкими человека, когда человек курит (слайд № 12). Дым и сажа оседают на лёгкие курильщиков, и они становятся чёрными и больными. Также очень вредно находиться в помещении с курящими людьми и дышать этим отравленным воздухом. Поэтому во многих учреждениях для курящих людей отводят специальные места для курения, где они не вредят здоровью других людей. Называются они «места для курения».

– Как вы думаете, ребята, где полезней дышать: в группе или на улице, в городе или в лесу? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. На улице, а особенно, в лесу дышать гораздо легче и полезней, т.к. там растёт много деревьев, кустов, которые очищают воздух от грязи и пыли, поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, а выделяют хороший газ – кислород (слайд № 13). Особенно хорошо очищает воздух сосна. Попробуйте понюхать её иголочки (дети подходят и нюхают). В них находятся вещества, которые убивают микробы. Поэтому очень полезно гулять в сосновом лесу.

– Как вы думаете, где легче дышится в большом или в маленьком городе? Докажите почему? (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, ребята, представьте, что я архитектор. Мне нужно спроектировать, где будет находиться наш завод, где жилые дома, а где будут посажены деревья (слайд №14).

– Правильно я спроектировала? Почему?

Действительно, ветер будет направлять дым заводов на жилые дома людей, загрязнять им воздух, который принесёт много вреда их здоровью. Нужно срочно всё исправить. А сейчас архитекторами будете вы (предлагаю детям создать проект города на столе из готовых фотоснимков). Правильно, строить надо так, чтобы между городом и заводом было посажено много зелёных насаждений, которые очищали бы воздух от грязи, пыли, копоти. Чтобы люди могли дышать чистым и полезным воздухом (дети проектируют город).

Воспитатель: Молодцы! Вы все хорошие архитекторы. А сейчас давайте станем в кружок и похвалим друг друга, за то, что мы хорошо справились с заданием? (Дети выходят на ковёр и становятся в круг, руки опущены).

Ты, имя ребенка 1, молодец! (Даю ему руку)
Ты имя ребенка 2, молодец! (Ребенок 1 даёт руку ребенку 2)
Ты, имя ребенка 3, молодец! (Ребенок 2 подаёт руку ребенку 3, а он подаёт руку следующему, и хвалит своего товарища. Действия повторяются по кругу).
Мы – молодцы! (Держимся за руки).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий